on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

На шарфе из желтых листьев...

Цветочные и растительные узоры на ткани модны и актуальны в любые времена. Однако херсонка Елена Ульянова в любви к природным мотивам зашла намного дальше покупки цветастых платьев. Она научилась в буквальном смысле рисовать цветами и листьями, создавать удивительные, неповторимые полотна
Сегодня Елена - известный художник по текстилю, член Союза художников Украины. Она проводит мастер-классы в разных уголках мира, рассказывая о своей методике контактного крашения, занимается разработкой интерьерных решений. «Я художественно увлекаюсь Текстильным и Природным» - пишет она в своем блоге.

Елена, с которой мы встретились в ее небольшой, но очень уютной мастерской, рассказала, что рисовать научилась едва ли не раньше, чем говорить. А одно из самых ярких воспоминаний из детства - как пыталась изобразить на бумаге лошадей, которых в живую никогда не видела, разве что в книжках или по телевизору. Родители отдали Лену в художественную школу, однако выросшая дочка выбрала весьма далекую от творчества профессию: закончила факультет иностранных языков Херсонского педагогического института и стала переводчиком текстов.

- При моей склонности докапываться до сути, читать, вникать и трудиться умственно работа переводчика меня вполне устраивала. Однако вскоре сама жизнь подсказала новое направление деятельности, - поведала хозяйка мастерской. - Это были 1990-е годы. Я как раз родила дочку и находилась в декретном отпуске. Если помните, период был достаточно сложный, многие не жили, а выживали, приспосабливались как могли. А мне постоянно приходилось ломать голову не только над тем, что приготовить, но и что надеть. И, может, этот бытовой момент сыграл немаловажную роль: носить ширпотреб не хотелось, а способностей шить я в себе так и не открыла. Но вот поработать с тканью, чтобы потом получить уникальную вещь, - эта идея мне очень понравилась.

Я стала собирать информацию о технологиях окраски тканей. Хорошо, что при знании языков, могла пользоваться не только отечественной литературой, интернет-публикациями, но и зарубежными источниками.
И вот, изучая литературу, я наткнулась на идеи очень популярного в Западной Европе художника, дизайнера и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера. Он еще полвека назад считал, что главный источник стрессов для человека - это отдаление от природы, игнорирование ее законов. Взять хотя бы типовые городские постройки с четкой симметрией, острыми углами и ровными линиями, которые очень далеки от природных изгибов, овалов и волн. Таким образом, люди живут в противоестественных условиях, окружают себя строениями, порождающими агрессию. Он призывал к экологичности - использованию натуральных материалов, идей матушки-природы, и неудивительно, что нашел массу последователей. А я всегда испытывала особый трепет к совершенству природных форм, свойств и явлений.

Часто замечала за собой: иду по парковой дорожке осенью и любуюсь тем, как ветер разбросал листья, - их формой, расцветкой и тем, как красиво они лежат, - человек лучше не сделает. И даже тем, насколько совершенно ветер выстроил композицию на этом пятачке земли: смешал какие-то палочки, веточки, а насколько всё оказалось на своем месте! Вот бы «надеть» эти узоры на себя - невольно думала я. Поэтому концепция того, чем бы хотела заниматься, созрела довольно четко: я занялась поиском информации о технологиях окраски натуральных тканей с помощью природных красителей, которые давали бы возможность получать расцветки, максимально близкие к естественным.

- Когда художник пишет на холсте, полотно предварительно грунтуется, а значит, теряет свои первоначальные свойства. Вот это меня всегда смущало. Я мечтала научиться творить, работая исключительно с живым материалом, - добавила моя собеседница.
Так как Елену мучил очень серьезный вопрос - как окрасить ткань, чтобы при стирке вещи не линяли, не тускнели, а оставались прочными, пришлось ей учиться основательно: приобретать знания по химии, биологии, изучать старинные технологии работы с материалами.
Одним из первых ею освоенных методов стала техника горячего батика - это когда хлопковую ткань, на которую предварительно нанесен узор горячим воском, обрабатывают в специальных красителях. Участки, покрытые воском, остаются неокрашенными, так что на ткани появляется рисунок. Далее воск удаляют, а процесс повторяют снова и снова, пока полотно не приобретёт уникальную расцветку. Именно такой техникой созданы многие текстильные работы Елены.

- Комбинация натуральных красителей и воска дает просто поразительные результаты! Этот процесс довольно трудоемкий, но интересный. Батик не поддается точному расчету, ведь невозможно верно предположить, как выльется воск, как он застынет, а значит, важное значение играют элементы спонтанности и участия самой природы! - комментирует автор.
Затем пришел черед техники валяния - процесса, при котором волокна двух различных материалов под действием раствора и механического воздействия (трения) сцепляются между собой, образуя плотное и неразделимое единое целое. Елена любит использовать шелк и шерсть - валянием созданы и шарфы, и даже совершенно фантастические платья, которые буквально лепятся из натурального волокна по фигуре с учетом усадки материала. Сложно поверить, что они появляются без единого шва!

Ну а ноу-хау Елены - методика контактного крашения, которая заключается в том, что на ткань выкладывают листочки, веточки, цветы, которые благодаря воздействию растительных красителей прочно отпечатываются на основе, передавая и природный цвет, и их точную структуру... То есть на шарфе или сумке не просто изображен какой-либо придуманный цветок, на материале можно увидеть растение, реально существовавшее в природе!
- Метод крашения листьями сложно переоценить, когда речь идет о превращении массового в индивидуальное. И тут дело не в том, что на готовый предмет нанесен некий штучный дизайн. Дело в том, что наносит его природа, как свойственно ей, безошибочно и точно. Красильщик - только передаточное звено в этом процессе. Он получает свою порцию восторга, когда разворачивает ткани, - так описала этот способ автор.

Любопытно, что технологиями контактного крашения Елена Ульянова с удовольствием делится с читателями своего блога, выкладывая в Интернете описания методики и фотографии готовых работ. Благодаря этой открытости о необычном мастерстве херсонки теперь знают в разных странах мира. Она - член американской Ассоциации дизайна поверхностей, Европейской текстильной сети, участница многочисленных международных выставок. А хорошо известное во всем мире издание «FAN!», которое пишет о любых событиях в сфере художественного текстиля, даже назвало нашу землячку в числе семи самых интересных современных мастеров, работающих в этом направлении.

- Конечно, прочитать о себе подобное было очень приятно, ведь творческому человеку всегда свойственны сомнения: достаточно ли хороши твои работы, в правильном ли направлении ты развиваешься? А когда тебя признают на международном уровне, появляются дополнительная уверенность, стимул работать. К сожалению, в нашей стране художественный текстиль еще не набрал той популярности, которая присуща ему на Западе. Однако я верю, что мое творчество заинтересует не только коллег-мастеров, но и найдет отклик у достаточно широкой аудитории моих соотечественников,- мечтает мастерица.

Ирина Павлова
«Гривна».- №37 (974).- 05-12.09.2013.- стр.11

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.