on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Новини регіону

02.12.2021, 09:31

Херсонська легенда: не стало народного артиста Харіса Ширінського

  Невимовний сум і велика втрата для Херсонщини. Із життя раптово ...
30.11.2021, 10:26

Херсонці знову перемогли. Тепер у Тайбеї та Лос-Анджелесі

  Как ранее сообщало наше издание на кинофестивале «Бардак» ...
29.11.2021, 11:18

Нa Xepcoнщинi вiдбудeтьcя 18 кiнoфecтивaль дoкумeнтaльнoгo кiнo пpo пpaвa людини

  Зaпpoшуємo пpeдcтaвникiв ЗМI Xepcoнa тa гpoмaдcькиx aктивicтiв ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Останній подарунок радянської епохи

 

Последний подарок советской эпохи

Самым последним крупным сооружением в Херсонской области накануне распада Советского Союза стал мост, соединивший Правобережье с таврийским берегом. В декабре текущего года исполнилось 35 лет со дня ввода его в эксплуатацию

Ко многим вещам в нашей повседневной жизни мы привыкли настолько, что просто не замечаем их, воспринимая все как должное, и все же...

Скажем, херсонцам моложе сорока лет, ныне трудно представить, что когда-то путешествие на автомобиле из Херсона в Крым было сродни кругосветному, ведь приходилось делать громадный крюк и тратить на это уйму драгоценного времени, а не так как сегодня - каких-то пару часов на 130 километров! А уж чтобы попасть на авто в тогда еще Цюрупинск, находящийся всего лишь в 7,5 км от Херсона, или Голую Пристань (15 км), и речи быть не могло. Только паром.

Похоже, еще с основания города главным недостатком «стратегического» положения Херсона было отсутствие надежной транспортной магистрали через Днепр, которая позволила бы связать правобережье с благодатным Крымом и регионами противоположного Таврийского берега. Впрочем, существовавшие технологии и сама материально-финансовая база Херсона в дореволюционный период реальными возможностями такого грандиозного строительства не обладали, хотя уже тогда всерьез подумывали о постройке железнодорожного моста через Днепр, который смог бы связать Херсон и другие южные города Правобережья с Джанкоем. Тем не менее, даже в более позднее советское время пассажирские и грузовые перевозки осуществлялись лишь по водному пути, что создавало серьезные неудобства.

Советский проект соединения берегов Днепра железнодорожным мостом, был рассмотрен и утвержден в середине 1930-х годов. После краткого подготовительного периода, в 1939 году приступили к строительству железнодорожного моста через Днепр в 6 километрах восточнее пригородного посёлка Антоновка. Однако нападение фашистской Германии на СССР в июне 1941 года, нарушило все планы и строительство было остановлено практически на начальном этапе возведения бетонных опор.

Стоит отметить, что гитлеровцы, осознававшие всю стратегическую важность осуществления проекта, открывавшего им широкие перспективы, без долгих раздумий и проволочек взялись за возведение объекта. Благодаря разработанным ранее военным технологиям, позволявшим менять и наращивать фермы разрушенных мостов, уже в 1942 году первые эшелоны с воинскими грузами пошли на Левобережье.

До этого момента, активно действовавшая паромно-буксирная переправа осуществляла сообщение меж двумя берегами, перевозя не только автомобили и военную технику, но и железнодорожные вагоны с грузом. При помощи специальных платформ на противоположном берегу вагоны вновь устанавливали на рельсы, формируя из них составы.

Построенный гитлеровцами мост был взорван ими весной 1944 года, в канун наступления Красной Армии и форсирования Днепра.

Лишь в 1949 году, в период интенсивного восстановления в СССР народного хозяйства, разрушенного войной, вновь вернулись к прерванным работам. Строительство этого важного стратегического объекта было поручено железнодорожному полку, имевшему уже достаточно серьезный опыт преодоления водных преград и восстановления транспортных сооружений. Около пяти лет понадобилось воинам-строителям на возведение почти километрового моста и надежной многокилометровой насыпи через днепровские топи. Работы были завершены к 12 декабря 1954 года, тогда же состоялось торжественное открытие движения по новому мосту.

В заключение традиционного митинга, состоявшегося 66 лет назад, ровно в 12 часов дня под звуки оркестра и громогласное «Ура!» украшенный знаменами и транспарантами первый железнодорожный состав прошел через мост на левый берег Днепра.

Впрочем, даже несмотря на триумф мостостроителей, для автотранспорта пока всё оставалось по-прежнему. Только спустя год, в 1955-м, после открытия транспортной полосы по плотине Каховской ГЭС, расстояние до Крыма и херсонского Левобережья несколько сократилось. Однако и тогда поездка автомобилем, скажем, в Цюрупинск или Голую Пристань, находящиеся в «зоне видимости» - на другой стороне реки, отнимала лишних 2-2,5 часа, уходившие на более чем 100-километровый объезд. Тем не менее, движение по этому неудобному маршруту - через Каховскую ГЭС осуществлялось еще долгих 30 лет..

Впрочем, была и альтернатива - паром, курсировавший между Херсоном и Голой Пристанью. Всего час любования днепровскими плавнями - и вы уже в Гопри. Вот, правда, два трудяги-парохода, исправно ходившие по маршруту, не могли перевезти всех желающих. А посему в разгар курортного сезона перед паромным причалом, находившимся между херсонской Нефтегаванью и Гидропарком, скапливалось изрядное количество автомашин и измученных ожиданием пассажиров. С начала 1970-х годов руководство Херсонской области не раз поднимало вопрос строительства автомоста через Днепр. Однако внедрение в жизнь подобной крупной дорогостоящей программы было сопряжено с рядом обстоятельств, непреодолимых на высшем государственном уровне. Одной из веских причин отказа упоминали «стройку века» - Байкало-Амурскую магистраль, пожиравшую государственные средства в огромных количествах. Тем не менее, всяческими «правдами и неправдами» «добро» херсонскому руководству получить удалось.

Первоначально планировали начинать строительство моста в районе набережной по проспекту Ушакова. Впрочем, учтя перспективы интенсивности будущих пассажиро-грузовых перевозок, от этого проекта, к счастью, отказались. Весь транспортный поток решили направить по окраине, между городом и посёлком Антоновка.

В начале 1977 года были закончены разведывательно-подготовительные работы, а в первых числах мая состоялся торжественный митинг «закладки первого камня». В символический камень первой опоры была вложена капсула с текстом о том, что на месте форсирования Днепра советскими войсками в 1944 году будет построен мост.

После торжеств начались строительные будни, продлившиеся ни много ни мало 8 лет (как раз столько, сколько ведется ныне не сравнимое по объемам, но превосходящее по материальным вложениям строительство мостоперехода просп. Сенявина - ул. Залаэгерсег в Херсоне).

В связи с особенностями речного дна строители моста столкнулись с определенными техническими трудностями при возведении опорных конструкций. Однако благодаря новаторским идеям и использованию ряда технических новинок коллектив мостостроителей Николаевского отряда № 73 ордена Ленина мостостроительного треста № 1 с честью справился со всеми сложностями. Мост получился прочный, легкий и красивый, а главное - удобный, с предусмотренной перспективой увеличения транспортного потока.

Нельзя сказать, что лишь мостостроители вкладывали свои силы в возведение объекта. Это была общественная стройплощадка Херсона. Посильную помощь в возведении моста оказывали многие предприятия и учреждения города, а местные студенты проводили на его строительстве летний трудовой семестр.

Наконец в декабре 1985 года, точно по графику, строительство было завершено. Протяженность главного мостового перехода через Днепр составила 1330 метров, моста через Конку - 330 метров. В общей сложности длина сооружения вместе с насыпной мостовой дамбой над топкими цюрупинскими плавнями - около 10 километров.

21 декабря прошли приемные испытания моста. 55 многотонных КамАЗов, груженных песком, двинулись по мостовому переходу со стороны Цюрупинска на херсонский берег. Плотной группой в 5 рядов автомобили прошли по мосту, останавливаясь по требованию мостостроителей в указанных местах межпролетного пространства. Испытания прошли успешно.

А 24 декабря на правобережье состоялись многотысячный митинг и церемония открытия движения по мосту. На украшенной кумачом трибуне - члены бюро обкома партии, ветераны войны и труда, передовики производства и почетные гости. Митинг открыл член приемной комиссии, зампредседателя Херсонского облисполкома Александр Вербицкий. Он подчеркнул, что благодаря новому сооружению значительно сократится расстояние между Херсоном и южными районами левобережья. По самым скромным подсчетам, стоимость грузоперевозок уменьшится более чем в 5 раз. В целом экономический эффект будущих грузопассажирских перевозок составит не менее 7,5 миллионов рублей в год.

И напоследок - исторический момент: под звуки духового оркестра была торжественно перерезана красная ленточка. Мост открыт! Первыми по новому мосту проезжают автобусы с рабочими мостостроителями. За ними - первые рейсовые автобусы с пассажирами, спешащими в Каланчак, Скадовск, Цюрупинск, Голую Пристань. Наконец, на мосту появляются грузовые автомашины с народно-хозяйственными грузами для левобережья. Жители Цюрупинска встречают автомобили хлебом-солью и цветами. Многолетняя херсонская мечта стала явью.

P.S.
Еще в начале 1980-х годов во время строительства моста исполком Херсонского горсовета утвердил долгосрочный генеральный план развития города, разработанный Киевским институтом «Діпромісто». Будущий Антоновский мост стал главной частью этого проекта, так как с его помощью планировали в недалеком будущем соединить заречные города Цюрупинск и Голую Пристань в единое целое с Херсоном. По мысли проектировщиков, помочь этой цели должна была новая троллейбусная линия. Однако задуманное предприятие не состоялось. Начавшаяся перестройка окончилась развалом Союза и рядом серьезных экономических проблем. Уже в годы независимости Украины Херсонский горсовет вновь вернулся к этому проекту. Троллейбусную линию решено было возводить в два этапа. Работы первого, на линии Херсон - Цюрупинск, должны были начаться в 2008 году. Однако отсутствие средств и начавшийся экономический кризис отодвинули осуществление проекта на неопределенное время...

Александр Захаров
Джерело: «Гривна».- №53 (1356).- 30.12.2020 - 06.01.2021.- стр.9

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.