on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Релігії в Таврії > Отец Сергей Дмитриев : «Помогайте другим — это нужно вам»

Отец Сергей Дмитриев : «Помогайте другим — это нужно вам»

Встретив на улице этого высокого молодого общительного мужчину с умными и добрыми глазами, вы вряд ли сразу признаете в нем священнослужителя. Разве что если облачен он будет в соответствующее одеяние. Но все равно сложившемуся образу неторопливого православного батюшки, проводящего дни исключительно за молитвами, как-то не очень он соответствует - человек современных взглядов, говорит эмоционально, перемещается быстро.
Представляя героя нашего сегодняшнего интервью, даже не знаешь, как объять все, чем он занимается. Ну да попробуем…

Знакомьтесь: отец Сергий Дмитриев - настоятель храма Святой великомученицы Варвары при городской клинической больнице имени Тропиных, руководитель ХМГО «Анастасис», представитель всеукраинской акции «Святий Миколай мандрує Україною» на Херсонщине. Отец Сергий работает и с ВИЧ-инфицированными людьми, и с сиротами. С упоением говорит о планирующихся благотворительных акциях и с болью - о том, что депутаты от Партии Регионов всячески препятствуют созданию социального центра, где бездомные смогут получить регистрацию (соответственно, и возможность получать пенсию и другие виды социальной помощи).
А поскольку он, возглавляя отдел социального служения и благотворительности Херсонской епархии УПЦ МП, является инициатором
проведения многих благотворительных акций на Херсонщине, то и разговор как-то сам собой пошел в это русло.

- Отец Сергий, Вы причастны к какому-то невероятному количеству социальных проектов…
- На самом деле, у нас таких людей много, только общественность о них мало знает. Это и отец Валентин Гороховский - «золотое перо» Херсонщины, который ведет радиопередачи и участвует в массе проектов, и отец Сергей Запорожченко из Голопристанского района, который возит детей в скаутинг. Один проводит за свой счет акцию против абортов, другой постоянно помогает детским домам, третий усыновил 10 детей, четвертый - троих. Есть очень много социальных проектов, которыми занимаются священники. Но они, по доброй христианской традиции, не спешат рассказывать об этом журналистам - просто делают свои добрые дела. Вот в обществе и сложился стереотип, что дело священника - только молиться, крестить, венчать и хоронить. И работа наших храмов в социальной сфере в прессе, как правило, не освещается.

- Недавно Вы в очередной раз объявили о начале акции «Святий Миколай мандрує Україною». Результаты своей работы видите?
- Акцию мы проводим шестой год. Если вы в Google наберете «Святий Миколай мандрує Україною», то увидите три города - Львов, Харьков и Херсон. И это здорово. Ведь существует стереотип, что на юге Украины не знают обрядов, не знают, кто такой Святой Николай. Но это далеко не так. Сама акция рассчитана на детей из малообеспеченных семей, для них - подарки, спектакль, экскурсия по Херсону, посещение катка. Но наша главная задача - еще больше популяризировать праздник, чтобы в этот день мы обращали внимание на людей, которые нуждаются в помощи. Не только детей, но и взрослых.

В этот день добра мы сами должны быть похожи на Святого Николая. Кстати, это не сказочный персонаж, а реальная историческая личность - архиепископ Мир Ликийских, который жил в Анталии (современная Турция), совершал добрые поступки, будучи священником и общественным деятелем. И мы подражаем его деяниям, его общественной позиции и к этому же призываем других. Понятно, что мы не охватим всех детей, но привлечь внимание можем. Благодаря тому, что мы уже 6 лет делаем этот праздник, сегодня уже власти проводят день Святого Николая так, как это делаем мы - детей поздравляет не Дед Мороз, а Святой Николай, поются церковные песни, продаются открытки со Святым Николаем, стало больше мероприятий, и о них стали больше говорить.

- Вы стремитесь, чтобы Святой Николай «вытеснил» Деда Мороза, придуманного в советские времена?
- Нет. Но мы хотим, чтобы у людей на первом месте стояли реальные ценности. Сказочный Дед Мороз - это хорошо. Но на что он вдохновляет? Выпить рюмку, обнять Снегурочку, получить подарок? А Святой Николай говорит нам о Боге, о том, что мы христиане, чем должен заниматься каждый человек. От Деда Мороза мы ждем подарков, а Святой Николай говорит нам, что мы сами должны делать добрые поступки.

- Как Вы считаете, школа и церковь должны работать вместе?
- Все мы в школе читали повесть «Школа» господина Гайдара - революционного писателя и одного из радикальных террористов. Он описывал, почему ему не нравились уроки Закона Божьего. Мы тоже можем столкнуться с тем, что неприятие какого-то педагога или священника, говорящего о Боге, может привести к обратному результату. А может быть и наоборот. Я очень люблю литературу и историю только благодаря любимым учителям. Во многих европейских странах сегодня обязательно изучение христианской этики и Закона Божьего, там в школу приходят священники. У нас же пока мама с папой и учителя будут людьми неверующими, священнику приходить в школу бесполезно.

Да и нет у нас столько подготовленных священников, чтобы сразу охватить все школы. Я думаю, что на сегодняшний день целесообразно делать факультативы для родителей и педагогов, организовывать разовые встречи с очень профессионально подготовленным духовенством, при храмах создавать клубы, приглашать священников на встречи, конкурсы - но делать это постепенно. Бог - это свободный выбор. Мы не можем заставить людей стать добрыми. Это будет аморально, это будет насилие. Если же родители будут готовы и решат, что раз в неделю в класс должен приходить священник, мы придем.

- Когда Вы создали в Херсоне «Центр украинской книги», многие удивились - ведь украинский язык не является для Вас родным.
- Я украинец, но значительную часть жизни прожил в России. У меня отец литовец, мама украинка. Бабушка пережила Голодомор, после ареста дедушки в 1945 году за измену родине (он не воевал в Красной Армии) бежала из Украины в Грузию. Украинский язык от бабушки мы слышали всегда, а мама уже знала грузинский, она окончила грузинскую школу. Мы жили в Мурманске (я там родился), но к бабушке в Батуми ездили постоянно, она жила в украинском квартале, и мне всегда нравилось пение колядок, хотелось жить в Украине. И когда появилась такая возможность, я приехал.

Польский язык я выучил легко (некоторое время жил и работал в Польше), а для того, чтобы выучить украинский, не хватало среды. Вот я и решил сам создавать вокруг себя такую среду, стал читать украинские книги и столкнулся с проблемой, что украинской книги в том объеме, в котором бы мне хотелось, в Херсоне нет. С другой стороны, проводя акцию «З книгою до дітей» (мы подарили больше 30 тыс. книжек библиотекам, детским домам), мы пришли к тому, что удобнее не закупать книжки в Киеве, а создать Центр украинской книги здесь, в Херсоне.
На сегодняшний день мы заключили договора с более чем 20 издательствами, и в нашем Центре появилась разнообразнейшая литература - детская, церковная, историческая, патриотическая. Причем дешевле, чем российские издания. В маленькой комнатке в музыкальном училище мы знакомим людей с книгами, продаем их недорого, с вырученных денег вновь закупаем книги и дарим в села. Еще мы организовываем встречи школьников и студентов с украинскими писателями. И гордимся, что привлекли внимание к украинской книге, и ее стали закупать предприниматели, которые торгуют литературой.

- Правда ли, что наши власти не спешили давать добро на открытие Центра?
- Правда. Первое, что нам ответили депутаты облсовета, что открытие Центра украинской книги нецелесообразно. Помог профессор Олег Васильевич Мишуков. Мне непонятно, почему люди, любящие свою страну, голосующие на референдуме за свое государство, не заботятся о своем родном языке…

- Вы некоторое время работали за рубежом. Там отношение к церкви, к религии, к жизни отличается от нашего?
- Конечно, отличается! В нашем обществе разрушено понимание того, чем должна заниматься церковь, особенно - на востоке Украины и в центральной части. Работа священника, по крайней мере, в Херсонской области - это очень тяжелый труд. Мы порой сталкиваемся с насмешками и агрессией атеистов, непониманием представителями других конфессий и властей. Я могу утверждать, что на сегодняшний день у нас нет прав человека верующего как свободы вероисповедания. Нам дают право молиться - но ведь его у меня никто и не может забрать.

В тех странах, где я был, церковь, как и у нас, отделена от государства, но в это понятие вкладывается совершенно другой смысл: государство не вмешивается в дела церкви и дает ей полную свободу. А у нас эта фраза закрепощает деятельность церкви. Церкви до сих пор не вернули то, что у нее отобрала советская власть. Я не говорю о землях и финансах - только о зданиях, которые еще остались. Нам приходится заново строить храмы. Где гарантия, что завтра власть опять все не заберет? А во всех европейских странах церкви собственность вернули.

Удивляет, что наши чиновники в храме стоят на виду - на амвоне, но при этом их образ жизни далек от христианского. На западе это не так. Как пример могу привести даже не человека из западного общества, а гораздо ближе - мэра города Бердичева. Он посещает все храмы во время праздников, но не идет на амвон, а стоит вместе с другими прихожанами, молится всю службу, причащается, и идет на исповедь в очереди со всеми. В конце службы он просит разрешения у священника и у людей поздравить их с праздником. Он ко всем относится одинаково, с уважением и говорит так: я прихожанин этого храма, но как мэр города буду помогать тем, тем, и тем. У нас же депутат старается прийти в самый большой храм, где больше всего людей, и встать на самое видное место.

А вот в Польше один из депутатов сейма живет в комнатке в детском доме, в этом доме живет 56 детей-сирот. При этом депутат содержит за свои деньги хоспис, дом для бездомных мужчин, дом для бездомных женщин, социальное общежитие для студентов-сирот, дом для инвалидов. Машина у него есть, но очень скромная, ходит он пешком. Этот человек доступен, люди его любят. Два дня я ходил с ним по городу, видел, как с ним здороваются - снимают шапку и кланяются, и никто на улице не подбегает с просьбой решить проблему. И при власти он уже четвертый срок. Такого поведения властей нам на сегодняшний день недостает.

Плюс к церкви продолжают относиться с опаской, нет такого уважения к духовенству, как на западе. В Италии, например, мне приветливо уступали место, здоровались за руку. И это касалось не конкретной личности, а дела, которым человек занимается - приветствуется сам выбор его жизни. Когда священник идет с дарами, там полквартала стоит на коленях, потому что он тело христово несет. И при этом все - современные люди: от студентов с серьгами в ушах до бизнесменов и политиков. И священника это подстегивает быть более ответственным и более активным. К сожалению, у нас этого нет…
А из-за того, что у нас много конфессий, нет единой поместной церкви, общество разрознено. И церковь не может приносить пользу государству в достаточной мере, на 100%.

- Вы приверженец создания в Украине единой поместной церкви?
- Это необходимо. Как именно - будут решать высшие иерархи. Но пока они не объединились, общество само может консолидироваться. Например, в Польше абсолютно не смотрят на твою принадлежность. Я служил там в православном храме, но к нам заходили и монашки римо-католического монастыря, и лютеране, и евреи. Здесь у меня очень много друзей и среди представителей Киевского патриархата, и среди греко-католиков, и среди протестантов. Пусть на сегодняшний день мы находимся в разных административных управлениях, но нас объединяет вера в Христа. Нужно искать не то, что нас разделяет, а точки соприкосновения. Говорить о добре и о Боге легче именно с позиции объединения.

- А что тянет Вас к социальным проектам?
- Когда мы помогаем кому-то, мы испытываем чувство своей силы и нужности. Это терапия, которая нужна каждому человеку. Делая доброе дело (пусть даже никто об этом не знает), мы получаем удовольствие. Я бы на всех биг-бордах писал так: «Помогайте другим - это нужно вам». Человек, который пришел в храм, уже имеет толчок к чему-то хорошему, и задача священника - дать ему возможность реализовать себя не только духовно, но и в социальном плане, дать ему возможность сделать доброе дело, потому что Христос говорил: «Вера без дел мертва». Вообще, социальная работа в Европе возникла только благодаря христианству. И Красный Крест, и дома для бездомных, и приюты - все это изначально создавалось при монастырях. А уже потом эти модели осваивало и государство.

- При такой занятости у вас бывает свободное время?
- Его нет. Поэтому мы все делаем всей семьей - и жена, и дети занимаются этим очень активно вместе со мной. Мы не испытываем недостатка времени на отдых и сочетаем его с любимым делом. Это для нас образ жизни. Служение Богу, как и любимому человеку, - это же радость, и ты не испытываешь от этого нагрузки и усталости.

Лариса Жарких
«Херсон маркет плюс».- №49 (307).- 08-14.12.2011.- стр.15

http://www.khersonmarket.com.ua/?id=articles&act=show&article_id=1268

1. 18.01.2016 21:44
Александр Глущенко
Здравствуйте Сергий! Рад увидеть Вас по ТВ!Впечатлен Вашей безкористностью.Если вспомните меня,очень приятно. Биатлон,Путивль,Сумская обл.(спорт.лагерь)0679465712

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.