on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Новини регіону

23.03.2017, 11:33

Демократичний розвиток областей України – Херсонщина не пасе задніх...

31.10.2016, 09:39

Відкриття фотовиставки "Європейці в Таврії"

27 жовтня в Херсонській  обласній універсальній науковій бібліотеці ...
19.10.2016, 12:02

На Zабалці 2016 - триб'ют парасолькам!!!

> Теми > Музика > З музичної історії Херсону > Перелистывая страницы музыкальной летописи.

Перелистывая страницы музыкальной летописи.

17.04.2005

Календарь знаменательных и памятных дат наступившего 2005 года отмечен двумя юбилейными вехами в музыкальной летописи Херсонщины. Это - столетний юбилей со дня открытия в Херсонской губернии отделения Русского музыкального общества (РМО) и при нем - музыкальных классов, которые заложили основу профессионального музыкального образования в нашем городе.

В 70-90-е годы 19 столетия культурная жизнь города была достаточно насыщенной и разнообразной - открывались музеи, библиотеки, издавалось множество газет и журналов, создавались различные кружки и общества по интересам, даже появилось новое литературное направление, известное в литературоведческой критике как «безымянная литература».

И, конечно же, как и во второй половины 19 века, профессор Московской консерватории Н.Д. Кашкин в одной из своих статей дал следующую характеристику деятельности РМО: «Русское музыкальное общество при самом возникновении своем поставило себе целью развитие музыкального образования в России. Музыкальное общество своими концертами сначала знакомило публику с высшими произведениями музыкальной литературы отечественной и западной, а потом, уже пробудив к делу интерес в публике и образовав значительный контингент сочувствующих ему лиц, Общество получило возможность открывать училища, задачей которых было подготовление деятелей по всем отраслям музыкального искусства».

Открытие отделения РМО в Херсоне 18 мая 1908 года было обосновано и подготовлено исторически сложившимися тенденциями в развитии культурной жизни Херсонской губернии. Как и во многих губернских городах, центром культурной жизни был театр, здание которого было открыто в 1899 году. На сцене музыкально-драматического театра, наряду с драматическими спектаклями, давались и представления репертуарных опер великих украинских композиторов-классиков «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского и «Наталка-Полтавка» Н.Лысенко, а также устраивались оперные и балетные спектакли гастролировавших частных оперных трупп.

По отзывам местной прессы известно, что в сентябре 1879 года по приглашению главной дирекции РМО Херсон с концертом посетил великий русский композитор М.П. Мусоргский. В начале 90-х годов с большим успехом состоялись концерты известного русского оперного певца Н.Н. Фигнера и молодого Л.В. Собинова, и даже появился анонс концерта великого Ф.И. Шаляпина (но, к сожалению, концерт был отменен).

По отчетам статистики, образовательный уровень Херсона начала XX столетия был достаточно высоким, чему немало способствовала успешная деятельность нескольких специальных учебных заведений: в их числе несколько гимназий, учительская семинария, две фельдшерские школы, сельскохозяйственное училище, училище торгового мореходства, еврейское училище. В учебных планах многих учебных заведений в числе изучавшихся предметов был и предмет «музыка». Однако заниматься систематическим музыкальным образованием было негде (хотя по непроверенным сведениям существует мнение, что в конце 19 столетия в Херсоне несколько месяцев работали частные музыкальные классы).

Инициатором открытия отделения РМО и при нем музыкальных классов выступил талантливый музыкант, певец и дирижер, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, свободный художник Яков Владимирович Дюмин, обратившийся с соответствующим прошением к херсонскому губернатору А.С. Левашову. В отчете о деятельности РМО за 1905 год отмечалось, что «инициатива г. Дюмина нашла активную поддержку у губернатора и была живо и с сочувствием поддержана общественностью города». 13 апреля 1905 года соответствующее прошение было направлено в г лавную дирекцию РМО, и 18 мая 1905 последовало «высочайшее разрешение» на открытие отделения и при нем музыкальных классов.
В состав учредителей отделения вошли многие известные граждане губернии - князь С.Д. Горчаков, Г.А. Скадовский, а почетным директором был избран губернатор А.С. Левашов, директором и инспектором музыкальных классов был назначен Я.В. Дюмин.

Решением городской громады вновь открытому учебному заведению и отделению РМО было предоставлено здание, известное в городе как дом г. Билика по ул. Суворова (ныне здание школы № 16).

Регулярные учебные занятия в музыкальных классах начались 16 сентября 1905 г. после торжественного момента. Набор в классы производился по одиннадцати специальностям: фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение, многие духовые инструменты, элементарная теория и сольфеджио. С целью улучшения качества подготовки сельских учителей Херсонской губернии, а также качества церковного и светского пения при музыкальных классах с декабря 1905 были организованы годичные регентские курсы.
В последующие годы регентские курсы (зимние и летние) закончили сотни слушателей. Курсы пользовались широкой известностью далеко за пределами Херсонской губернии. В отчетах указывается, что среди слушателей были, выходцы из Архангельской, Ярославской, Томской и других губерний России.

Преподавательский уровень музыкальных классов был очень высоким. Дирекция отделения пригласила восемь преподавателей, семь из которых - выпускники ведущих консерваторий России и Европы: Я.В. Дюмин (вокал), И.А.Харламов (духовые инструменты) - Санкт-Петербургская консерватория, С.Н. Федорович (виолончель) - Брюссельская консерватория, А.И. Пеллегрини (скрипка) - Пражская консерватория, Е.М. Яшиш (фортепиано) - Московская консерватория, К.М. Мюллер (фортепиано) - Лейпцигская консерватория, М.А. Мюллер (фортепиано) - Венская консерватория.

Занятия в музыкальных классах велись по программам и учебным планам Санкт-Петербургской консерватории.
Уже в первый год в музыкальных классах обучалось 157 учеников (из них 16 на регентских курсах). Благодаря стараниям директора Я.В. Дюмина восемь учеников обучались бесплатно.

Только за первый учебный год учащимися было «устроено пять ученических открытых концертов», каждый из которых, по отзывам прессы, вызвал «большой интерес и сочувствие» общественности города. В программах ученических концертов прозвучало много произведений западноевропейской и русской музыкальной классики: фрагменты оперы Ш. Гуно «Фауст»; струнные квартеты И. Гайдна; «Багатели» Л. Бетховена; отдельные пьесы из цикла «Песни без слов» Мендельсона; романсы и фрагменты из опер «Пиковая дама», «Евгений Онегин» П.Чайковского; прелюдии С.Рахманинова; романс «Спящая княжна» А. Бородина и многое другое.

В отчете дирекции РМО за 1905 - 1906 г.г. отмечается, что «успешная деятельность вновь открытых музыкальных классов позволяет подать прошение об открытии в г. Херсоне музыкального училища, в чем ощущается огромная потребность». Соответствующее прошение было удовлетворено в июне 1908 года, а с 1 сентября 1908 года начались регулярные занятия во вновь открытом Херсонском музыкальном училище.

Ирина ЯКУБОВСКАЯ, музыковед
Херсонский вісник 17.04.2005

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.