on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

15.04.2024, 23:51

Серія картин еротичного жанру. У Херсоні художниця презентувала виставку "Гола правда"

  Херсонська художниця Оксана Оснач презентувала у місті виставку ...
13.04.2024, 11:07

Обстріляний, але живий: Херсонський театр привіз до Чернігова зворушливу виставу

Днями у Чернігові побував Херсонський академічний театр імені Миколи ...
13.04.2024, 11:04

У Херсонській громаді не закрили жодного закладу культури - МВА

  У Херсонській громаді не закрито жодного закладу культури ...

 

Под крылом «Amadeusa»

О том, как проходил «Amadeus» в этом году, рассказала художественный руководитель филармонии Надежда Ситарь.

- Надежда Васильевна, с чем было связано рождение фестиваля?
- С распадом СССР прекратилась всякая концертная деятельность, и филармонии остались без средств. Эстрадные исполнители нашли выход - их подобрали коммерческие структуры, мы же из-за отсутствия финансирования много лет не могли принять классических исполнителей. А они настолько соскучились по концертной деятельности, что готовы были выходить на сцену даже за символическую плату. Фестиваль и стал новой формой проведения концертов. В первые годы мы приглашали исполнителей, живущих рядом, - Николаев, Кировоград, Одесса. В страшные 1997-98 годы, когда филармония вообще не получала никаких денег, фестиваль едва-едва теплился, было по 2-3 местных исполнителя - и все.

А после 2004 года, когда к власти пришли новые люди (я, если честно, не являюсь их сторонником), появились деньги на культуру. И фестиваль стали поддерживать финансово, что дало нам возможность приглашать не только замечательных украинских артистов (кстати, у нас есть прекрасные классические исполнители, которые ездят по всему миру), но и артистов европейского уровня - из Франции, Италии, Швейцарии, России. Кто-то выступал бесплатно, кто-то за мизерную сумму. Наконец-то сегодня мы можем платать исполнителям те деньги, которые они просят. Фестивалю очень помогли наши прославленные земляки, которые бескорыстно отработали свои первые концерты - Валерий Ворона (Россия) и знаменитый скрипач Александр Запольский. Они приезжали к нам в 2007-м и в 2008-м, и тогда я впервые увидела, что на концерт классической музыки люди не могут достать билетов, что зал на 500 мест переполнен. Для меня это было шоком, хоть я и работаю в филармонии уже 25 лет. Залы стали постепенно наполняться, а зрители не только очень отзывчивы, но и требовательны: если исполнитель не того уровня - не придут. Но фестивалю «Amadeus» уже доверяют.

- Не хотелось ли Вам расширить рамки зала?
- В этом году исполняется грустная дата - 20 лет, как филармония лишилась концертного зала. Насколько трудно работать в таких условиях, это - отдельный разговор. Я же мечтаю о том, чтобы Силенков, Демехин и Сальдо как-то сообща решили эту проблему. Стыдно, когда музыканты из Европы репетируют в душном подвале. Нам очень стыдно, хоть мы и заглаживаем нашим украинским радушием. За три года в культуру брошены были большие деньги, но они распылились, а главные проблемы так и не были решены. Не построен концертный зал филармонии, не отремонтирован областной дворец культуры, как не было, так и нет дома или хотя бы общежития для людей культуры…

- Перед открытием фестиваля ходили слухи, что денег нет…
- На начало фестиваля денег действительно не было - они были выделены только к концу месяца, и вместо 20 тысяч, которые мы просили, дали 10. Но мы уже настолько окрепли за эти годы, что могли из своих денег заплатить исполнителям, а еще мы были уверены в наших зрителях.

- А цены на билеты способствуют посещаемости концертов классической музыки?
- Мы билеты продаем очень недорого - от 10 гривен. Самые дорогие билеты были на «Септет-джаз» - от 15 до 30 гривен. И всегда стараемся, чтобы для пенсионеров и студентов были билеты недорогие. Мы находим любую возможность, чтобы расширить круг почитателей классической музыки, бывает, и бесплатно пускаем…

- А нет ли в Вашем ценообразовании противоречия ведь на Западе наоборот, классические концерты не в пример дороже поп- или рок-концертов?
- У нас культурный слой не так широк. На Западе, в отличие от нас, не прерывалась культурная связь. А мы всю жизнь восстанавливаем то, что было разрушено революцией. Александр Запольский (он работает в симфоническом оркестре в Дании) рассказывал, что у них симфонические концерты проходят три раза в день. Первый - утром, в 10 часов: домохозяйки идут за покупками и считают своим долгом зайти, положить сумки и послушать Моцарта. На второй, в 14 часов, приходят дети после школы, а уже на третий, вечером - самая богатая публика. На вечерний концерт - самые большие цены (минимальная цена билета, в переводе на наши деньги - 120 гривен). Разные не только цены, но и программы. Сделать что-то подобное в Херсоне - это моя мечта. У нас же искусство стало практически элитным, интеллигенция зарабатывает мало, а бизнесмены мало посещают. Хотя рассказывают, что в Москве все больше и больше банкиров и бизнесменов приходят на классические концерты - они сидят в зале и пытаются понять музыку. Общаясь с зарубежными партнерами, наши понимают, что здесь у них большой пробел, и его нужно заполнить. Недаром вот и Пинчук организовывает свои акции.

- Каких исполнителей Вы можете назвать открытием этого года?
- В этом году было сразу несколько открытий. Всех поразил прекрасный пианист Юрий Кот. Мы его долго ждали, он очень много выступает за границей и практически живет в Сербии. Внешне не производит впечатления - среднего роста, худенький… . И вдруг он выходит на сцену и делает с твоей душой что-то невообразимое. Из нашего рояля, который, по большому счету, не годен для концертной деятельности (это тоже проблема и для города, и для училища), он извлекал такие звуки, которые мы уже много лет не слышали. Он поражает необыкновенной одухотворенностью исполнения. Когда играл Гайдна - такое ощущение, что Гайдн разговаривает с тобой. Из технических этюдов Скрябина (я вообще не помню, чтобы это произведение исполнялось в концертной программе) он сделал произведение искусства. Он привез достаточно сложную и редкую программу, которую нельзя назвать популярной, был доволен тем, как публика его слушала, и обещал еще приехать в Херсон.

Блестящий квартет «Collegium», где играют молодые талантливые ребята, все - лауреаты международных конкурсов, стал для нас приятной неожиданностью. Приглашая этот коллектив на фестиваль по рекомендации Богодара Которовича, мы брали кота в мешке. Но с первых же звуков все были покорены их виртуозной техникой.

А вот квартет саксофонистов Национальной филармонии Украины мы пригласили по просьбе зрителей - они уже приезжали к нам в прошлом году. В этом году музыканты показали новую программу и собрали полный зал. Кстати, такой коллектив единственный в Украине.

Увидев, что в Херсоне джаз пользуется популярностью, мы позвонили в Донецк - это джазовая столица Украины - и пригласили «Септет-джаз». С этим замечательным коллективом фестиваль впервые вышел за рамки Херсона (музыканты выступали еще и в Каховке), так что в следующем году будем привлекать и другие города области.

- Наши, херсонские, исполнители на этом блестящем фоне не померкли?
- Нисколько. С нашим камерным оркестром «Гілея» выступали французы - пианистка Клод Майолс и дирижер Рета Казарян. Камерный оркестр получил от них не только высокую оценку, но и приглашение посетить Францию в июле. Рета Казарян сказала, что у нас очень тонкие музыканты, откликаются на все, что она хотела выразить. А еще запланировали с Ретой Казарян и Клод Майолс в следующем году с хоровым коллективом музыкального училища спеть «Реквием».

- Наверное, на следующий год уже планируете что-то интересное…
- За последние годы я пришла к выводу, что рамками только камерной и симфонической музыки ограничиваться не стоит. Раньше город был голоден до любой музыки, а сейчас, когда люди насытились, нужно их чем-то удивлять - новыми именами, современной музыкальной культурой. Почему бы хип-хоп не пригласить на фестиваль? Или негритянского джазового исполнителя? Нужно больше внимания уделять и вокальной музыке, пригласить вокалистку мирового уровня. Я бы хотела, чтобы это был очень разносторонний музыкальный фестиваль - просто фестиваль музыки, чтобы, кроме камерной и симфонической музыки, были представлены и джаз, и вокальное искусство, и народное, и хоровое.

- А как гости оценивают фестиваль «Amadeus»?
- Многие отмечают, что по своему уровню Херсон вовсе не провинциальный город. Это подтверждает и существование фестиваля «Amadeus» - вот в Николаеве, например, ничего подобного нет, в этом году приезжали руководители николаевской филармонии учиться. А в прошлом году Одесский симфонический, увидев программу, удивлялся: как вам это удалось? И пусть в филармонии сегодня осталось очень мало людей, но мы счастливы, что удалось подарить городу такой фестиваль. Херсон прославился своим гостеприимством, к нам едут с большим удовольствием. А зрители всегда приходят с цветами, дети шоколадки-конфеты дарят, автографы берут. И мы счастливы, что у нас столько поклонников классической музыки. Сколько лет я работаю - я не ощущала этой любви, а теперь мы все увидели, насколько наш город духовно богат. С помощью таких фестивалей, как «Мельпомена Таврии», «Amadeus», конкурс имени Оксаны Петрусенко, наш маленький город выходит на республиканский уровень.

Лариса Жарких
Херсон маркет. - 30.04.2009

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.