on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Підгайний Михайло > Порт для межпартийной группировки

Порт для межпартийной группировки

Периодически наш город потрясают скандалы, связанные с планами той или иной группы энтузиастов привлечь бюджетные деньги и иностранные инвестиции для строительства нового порта или портового терминала в низовьях Днепра. Оно и понятно, третья по величине река Европы, крупнейшая водная транспортная магистраль Украины и Белоруси объективно чрезвычайно удобное средство переброски грузов на сотни и тысячи километров.
Тем более, что водный транспорт – один из самых дешевых и экономически удобных. Группы эти, ясное дело, конкурируют между собой и пытаются опорочить друг друга в глазах общественности, используя при этом популистские призывы «спасти плавни» и «сохранить экологию».

Кошмар в затонах
Раньше других в конкретный проект воплотились планы расширения Херсонского морского порта на левобережные плавни как раз напротив проспекта Ушакова. Ещё в 2009 году была торжественно презентована «Генеральная схема социально-экономического развития государственного предприятия «Херсонский морской торговый порт», с присутствием на мероприятии тогдашнего председателя облсовета Владимира Демехина, херсонского городского головы Владимира Сальдо и нардепов от БЮТа Юрия Крука и Юрия Одарченко. Видимо, эти люди и пролоббировали распоряжение Кабмина (№ 166-р от 6 января 2010 г.) о реализации инвестпроекта морпорта по строительству железнодорожной ветки от станции «Цюрупинск» до затонов № 1 и № 2. Планировали поучаствовать в освоении бюджетного миллиарда и примерно такого же объёма частных инвестиций, превращая курортно-рекреационное левобережье Днепра в промышленную зону.

О чудовищных последствиях реализации этого проекта для природы Нижнеднепровских плавней мы рассказывали в статье «Порт посягнул на плавни» («Вгору» № 6/385 за 2010 г.): «Плавни между Херсоном и Цюрупинском будут засыпаны, застроены и загрязнены разнообразными «пылящими грузами» перевалочных площадок. Не исключено также, что железнодорожную ветку Цюрупинск-Херсон используют для вывоза песка с погрузкой на морские суда, что ставит под угрозу перспективы рекреационного потенциала не только Нижнеднепровских плавней, но и Алешковских песков».
К счастью, затянувшийся кризис поставил крест на планах «поиметь» бюджетный миллиард, а частный инвестор не особо расположен тратиться на железнодорожное строительство таких масштабов. Посему данный проект явно перешёл в категорию «невыполнимых» в нынешних экономических реалиях.

Перевалка в Стеблиевском лимане
Несколько позднее свои планы обозначила другая группа портовых лоббистов. Еще в феврале 2010 г. «долгосрочный проект» строительства порта в районе Стеблиевского лимана презентовал на пресс-конференции тогдашний первый вице-мэр Херсона Вячеслав Яременко. Этот порт усиленно лобируют несколько депутатов горсовета и группа херсонских архитекторов во главе с Григорием Ходиным. Видимо, именно поэтому участок для строительства этого порта на острове между 1-м и 2-м Погорелыми озёрами и Кошевой появился на недоброй памяти корректировке генерального плана Херсона 2010 года.

Слава богу, в прошлом году прокуратура опротестовала утверждённую депутатами горсовета корректировку, а значит, в силе остаётся вариант генплана 2003 года, где никакого порта в плавнях нет. На Стеблиевском лимане природа сохранилась практически в первозданном виде. Здесь массово нерестится рыба, гнездятся лысуха и кряква, даже бобров видели в этих местах. Естественно, этот участок включён в состав территории создаваемого в плавнях Нижнеднепровского национального природного парка.
О том, какие именно грузы планируют переваливать лоббисты этого проекта, уже шла речь в статье «Сколько портов нужно Херсону?» («Вгору» № 37/468 за 2011 г.): «Знающие люди говорят, что там собираются работать с минудобрениями. Стеблиевский лиман соединен с Кошевой и рукавом Ольховый Днепр, также с озерами Лопухи и Медное. И понятно, что после сооружения перевалки химикатов Украина может потерять все низовье Днепра».
Увы, опасность реализации этого портостроительства сохраняется и по сей день. Уж слишком много у него влиятельных сторонников в горсовете.

«Прибрежный» под угрозой
И наконец, в прошлом году заявила о себе третья группа энтузиастов. В феврале 2011 года поселковый голова Антоновки Игорь Семенчев заявил, что в его поселке также будет порт. Точнее, здесь намереваются построить перегрузочный терминал в рамках планов создания Херсонского оптового рынка. В начале прошлого года эту идею поддержал и губернатор Николай Костяк. В данном случае под застройку уходит территория болотистого побережья центрального русла Днепра, на которой, согласно действующего генплана города, планировалось строительство жилого района «Прибрежный».
Месяц назад проект перегрузочного териминала был презентован и вызвал волну протестов общественности, жителей Антоновки, оппозиционных к нынешней власти политиков и… херсонских архитекторов.

С точки зрения сохранения дикой природы Нижнеднепровских плавней Антоновский вариант портостроительства наиболее безопасен. Ещё уцелевшие здесь тростниковые болота изолированы и от левобережных плавней, и от участков на правом берегу выше по течению. Они полностью окружены городской застройкой, загрязнены бытовыми стоками и «приговорены» во всех вариантах генплана Херсона. Мало того, если перегрузочный терминал площадью в 180 га будет построен именно здесь, то уже никакой инвестор никаких денег на альтернативные проекты не даст – в низовьях Днепра может существовать только один большой порт. А это значит, что угроза уничтожения плавней на левом берегу и в дельте Днепра надолго отступит. Следует сказать и то, что антоновский проект никак не мешает созданию Нижнеднепровского национального природного парка. Просто потому, что реализуется на территории, с 1986 года планируемой под городскую застройку.

Первоапрельская шутка
Впрочем, для противников терминала в Антоновке природоохранные соображения, похоже, находятся на последнем месте. А на первом – тот самый элитный микрорайон «Прибрежный» с местами для швартовки частных яхт и катеров, эдакая местная Конча-Заспа. В пользу именно такого предположения свидетельствует трогательное единство БЮТовской оппозиции во главе Владимиром Мыколаенко и провластного большинства в городском совете, руководимого Владимиром Сальдо. На состоявшейся 30 марта 16-ой сессии горсовета журналисты, потерявшие от удивления дар речи, созерцали совершенно инфернальную в своей нереальности картину: перед началом голосования по внесенному фракцией ВО «Батьківщина» обращению к Президенту Украины, Премьер-министру и главе обладминистрации против строительства терминала Владмир Сальдо произнёс ключевую фразу: «Прошу поддержать….».

И поддержали! Уже только одно это голосование для любого здравомыслящего херсонца должно служить сигналом того, что движет этими людьми отнюдь не радение об экологии. БЮТовцы, регионалы и коммунисты, как показывает опыт, объединяются только для защиты шкурных интересов.
Апофеозом бесстыдства стал первоапрельский митинг «против порта в Киндийке», организованный разнопартийными депутатами горсовета Виктором Гаврилюком, Станиславом Трошиным и Аллой Беличенко. Под транспарантом «Плавни не отдадим» говорилось много красивых слов о «необходимости сохранения Днепра». Вот только ни словом выступающие на митинге не заикнулись о том, что «спасать плавни» они собираются на территории фазенд «херсонской Кончи-Заспы».

Да и выбор даты митинга, видимо, не случаен. Ведь после того как губернаторский проект будет торпедирован и начнётся строительство коттеджей, надо ж будет как-то объяснить антоновцам, куда подевался «Нижнеднепровский природный парк». И лучшего объяснения, чем первоапрельская шутка, ей богу, не придумать.
В этом отношении гораздо честнее коллективное письмо на имя губернатора херсонских архитекторов. Тем чётко указано, что жилой район «Прибрежный» предусмотрен Генеральным планом развития Херсона в редакциях 1986, 2003 и 2010 годов, изменения в генплан вносятся херсонским горсоветом, а он такого решения не принимал. И никаких «природных парков».

Где делать «помойку»
Странным во всей этой истории выглядит и рассуждение о том, что «порт – это помойка», и в городе ему не место. Получается, в городе гадить нельзя, а в дикой природе – пожалуйста. Это, видимо, соответствует нашему менталитету: в квартирах у нас образцовый порядок, а уже на лестничных площадках и в подъездах полный «срач». По мне так наоборот, если порт будет в городе, то будет кому контролировать соблюдение экологического законодательства. А вот если терминал таких масштабов построят в низовьях Днепра, так уж точно – там будет полная «помойка», поскольку ничьи шкурные интересы непосредственно не пострадают,а бобры с выдрами заявления в природоохранную прокуратуру писать не умеют.

Ну а самое опасное в происходящих событиях – идея провести в Антоновке местный поселковый референдум о необходимости строительства терминала, озвученная на первоапрельском митинге. Если уж референдум проводить, то только – областной. Поскольку, если каждый посёлок начнёт футболить проект такого масштаба, то порт точно построят в плавнях, вдали от населённых пунктов – там, где природа сохранилась в девственном состоянии. Ведь у тех же бобров и выдр по конституции нет права голоса, а среди природоохранников референдумы не проводятся.

Я не экономист и не уверен в том, что ещё один порт Херсону необходим. Но наблюдая, как дружно разномастные херсонские политики эксплуатируют экологическую тему, всё больше убеждаюсь, что они его таки построят, рано или поздно. А раз так, то лучшего места, чем элитный жилой массив, для портостроительства придумать просто невозможно. Вот только хватит ли у обладминистрации сил сломить сопротивление херсонской межпартийной группировки. Вот в чём вопрос.

Михаил Подгайный,
член оргкомитета при ОГА по созданию Нижнеднепровского национального природного парка
«Вгору».- №15 (498).- 12.04.2012.- стр.16-17

http://www.vgoru.org/modules.php?name=News&file=article&sid=11817

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.