on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

19.04.2024, 15:15

Проєкт «Вишивана Херсонщина»

До Дня Вишиванки започаткований проєкт «Вишивана Херсонщина». Для ...
19.04.2024, 11:56

На Херсонщині понад 10 000 пам'яток історії та культури. У якому стані більшість з них зараз — невідомо — ОВА

  У якому стані наразі перебувають більшість пам'яток історії ...
19.04.2024, 11:45

"Не занурити в глибину навколишнього жаху, а подарувати посмішку", - херсонська художниця Яна Голуб'ятникова

  Наразі в роботах херсонської художниці Яни Голуб'ятникової не ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Проблеми з міським кладовищем були завжди...

 

Проблемы с городским кладбищем были всегда...

Пожалуй, не менее 240 лет существует самое старое и в прошлом наиболее «заселённое» кладбище Херсона, расположенное ныне в самом центре города. А когда Херсон был ещё похож на большую деревню с населением в несколько десятков тысяч человек, кладбище это находилось в степи, за городскими воротами, по соседству с почтовым трактом, соединявшим Херсон с Николаевом и Одессой

В том, что междугородний транспортный путь пролегал рядом с местом упокоения, была своя «стратегия» – так как осенне-зимне-весенняя распутица превращала загородную степь и даже улицы города в вязкую топь, в которой вязли узкие колёса телег и выбивались из сил запряжённые лошади. А в этом случае, благодаря проходившему по соседству тракту, городу не нужно было слишком тратиться на замощение отдельной дороги, ну разве что привести в порядок короткий участок пути через пустырь к кладбищенской церкви Всех Святых да проложить главные кладбищенские аллеи.

В самом начале строительства города, когда отведенный участок только стал исполнять функции места погребения, здесь стояла небольшая часовенка, где отпевали преставившихся херсонцев, которых сотнями выкашивали частые эпидемии, болезни и тяжкий труд. Чуть позднее, в 1804–1808 годы напротив главного кладбищенского входа была построена церковь Всех Святых, которая в текущем году отмечает свой 210-летний юбилей.

Немного в стороне, также вне города, западнее почтового тракта, в районе нынешней площади Ганнибала находилось старообрядческое кладбище, а в пределах городской черты – кладбище Забалковского форштадта (ныне по улице Садовой) и Сухарнинское. Ещё одно было на Военном форштадте, против госпиталя. В конце XIX века городская дума постановила отвести рядом с военно-форштадтским дополнительный участок земли для устройства сугубо военного кладбища. Кроме того, тогда «вне города» располагалось иудейское кладбище (ныне по улице Сретенской, бывшей Розы Люксембург).

Обширная территория погоста
В более поздний период, в конце XIX века, когда городу уже стало тесно в первоначальных границах, целый квартал напротив Всехсвятской церкви заняли постройки губернской тюрьмы, так называемого тюремного замка. А в начале ХХ века, частично благодаря расширившейся кладбищенской территории, далеко в степи пролегла железная дорога, был построен комплекс зданий железнодорожной станции. То есть город вырос в северном направлении чуть ли не на версту. Тем не менее и тогда считалось, что центральное кладбище находится вне города. По крайней мере, об этом свидетельствуют сохранившиеся в архивах церковные метрические книги, в которых священники записывали информацию о рождениях и смертях: «Преставившегося раба Божия (имярек) священник такой-то вне города похоронил…».

К концу XIX века городское кладбище занимало большую территорию и уже тогда было плотно «заселено». Об этом докладывал в 1887 году городской управе гласный Багненко, по поручению думы производивший осмотр кладбища и не нашедший на нём свободных мест для погребений. Тогда восточной границей центрального кладбища была улица Тираспольская, южной – нынешняя Молодёжная. Северная граница пролегала в непосредственной близости от почтового тракта на Берислав, за которым, вплоть до реки Верёвчиной, протекавшей в балке мимо Чернобаевых и Степановских хуторов, простиралась степь.

Стоит ещё отметить, что к этому времени частные строения с южной и восточной сторон кладбища почти вплотную приблизились к его территории, нарушая тем самым утверждённые санитарным положением нормы: «Кладбища могут быть устроены только в 100 саженях (примерно 200 метров) от последнего городского жилья».

«Кладбище переполнено…»
Теперь же, по прошествии более чем двух столетий, жалкие останки кладбища, сгруппированные вокруг церкви Всех Святых уже в центре города, служат притчей во языцех, примером бесхозяйственности управлявших и управляющих Херсоном сил, спекуляций для пиарщиков и для крайнего недовольства городской общественности.

Впрочем, похоже, проблемы с городским кладбищем в Херсоне были всегда. Вот что об этом можно было прочитать в очерке о санитарной деятельности в городе в 1887 году, изданном городским врачом Михаилом Гошкевичем: «Вся поверхность кладбища изрыта могилами, расположенными без всякого порядка, без всякой системы. Хоронят по заявлению священника где кому угодно, так что нередко разрываются свежие могилы и разрушаются надгробные памятники… Кладбище переполнено. При рытье могил без исключения приходится натыкаться на множество человеческих останков. Бывают нередко случаи, когда во время рытья могилы находят от 20 до 30 черепов. Вследствие отсутствия какого бы то ни было порядка нет никакой возможности разобраться в этом хаосе крестов, могил, памятников и надгробных плит, которые скучены и перепутаны до невозможности…Смело можно утверждать, что многие памятники украшают могилы, содержащие останки покойников, не соответствующих высеченным на памятниках надписям».

Кроме того, как выяснилось в процессе подготовки очерка, жители близлежащих дворов дополняли существовавший хаос, потихоньку разбирая имевшуюся вокруг кладбища каменную ограду и выгоняли пастись на кладбище скот. Впрочем, все эти проблемы были известны «отцам города» уже давно, так как поиск решения кладбищенского вопроса «буксовал» на одном месте уже не одно десятилетие.

Новое городское кладбище
Наконец благодаря санитарному попечительству всё же настал «исторический» момент, когда в 1886 году постановлением городской управы под территорию нового кладбища был выделен большой участок городской выгонной земли севернее старого. Правда, пришлось снести несколько частных строений у восточной границы кладбищенской территории, выплатив владельцам их из городской казны по 500 рублей и выделив им бесплатно участки под строительство в других частях города.

Новую кладбищенскую территорию обнесли добротным каменным забором с двумя воротами, построили домик для сторожей. К новому месту последнего пристанища отнеслись уже более серьёзно, разбив всю территорию на 71 участок: 56 участков – для лиц православного вероисповедания, 9 – для католиков и 9 – для лютеран.

Теперь погребения на новом христианском кладбище были разделены на три разряда. По первому разряду за место следовало заплатить 50 рублей, по тем временам это были весьма приличные деньги. По второму – 15 рублей, а неимущим и малоимущим по третьему разряду место отводили бесплатно, где-нибудь подалее от «престижного» центра. Тогда же городской управой рассматривался вопрос взимания налога за установку каменных и металлических памятников и надгробий, в то время как на установленные на могилах деревянные кресты налог не распространялся.

23 августа 1887 года новое городское кладбище было освящено и открыто. Одновременно с этим официальным распоряжением старое кладбище было закрыто для погребений. Правда, всего лишь через тридцать лет, уже при советской власти, оно вновь стало действующим, о чём свидетельствует мешанина из памятников разных эпох на сохранившемся доныне его участке.

Уничтожение было узаконено
В 1931 году комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК разработала инструкцию по содержанию и ликвидации кладбищ, согласно которой «зелёная», то есть незастроенная, зона вокруг кладбищ, находившихся на территориях населённых пунктов, должна была составлять не менее 500 метров. К тому времени в Херсоне жилые постройки располагались уже на самой границе кладбищенской территории.

В этой же инструкции, в разделе «О порядке ликвидации», было сказано, что «Полная ликвидация закрытых кладбищ и использование занятых ими участков земли под другие общественные нужды (застройка и пр.) разрешаются лишь по истечении 20 лет после последнего захоронения (для кладбищ, имеющих сырую почву – 30 лет)». В то же время «Досрочная ликвидация частично или полностью закрытых, а равно действующих кладбищ допускается в случаях государственной или местной надобности (новое плановое строительство, прокладка новых линий, путей и проч.)».

По-видимому, этот пункт послужил основанием для досрочного демонтажа памятников и ликвидации кладбищенских захоронений при расширении территории ставшего к 1960-м годам уже мощным предприятием союзного значения – комбайнового завода им. Г. Петровского. В первую очередь территория завода и жилые постройки уничтожили новое, открытое в 1887 году кладбище. Чуть позднее спортивный комплекс «Петровец» отхватил большой кусок кладбищенской территории старого, дав херсонцам основание говорить о занятиях спортом «на костях».

Александр Захаров

Джерело інформації: газета "Гривна", 2018 р.

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.