on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Новини регіону

23.03.2017, 11:33

Демократичний розвиток областей України – Херсонщина не пасе задніх...

31.10.2016, 09:39

Відкриття фотовиставки "Європейці в Таврії"

27 жовтня в Херсонській  обласній універсальній науковій бібліотеці ...
19.10.2016, 12:02

На Zабалці 2016 - триб'ют парасолькам!!!

Реконструкция или афера?

02.08.2007

Херсонцы, неравнодушные к судьбе великолепного здания
- бывшей Херсонской городской думы, а ныне Херсонского областного художественного музея им. Алексея Шовкуненко
- давно обратили внимание на уродливые окна, уместные разве что на стенах склада, но вставленные в фасад памятника архитектуры.

Еще больше пугает абсолютно "цементный" цвет шпаклевки, которой покрывают известняковые стены здания. Стоило ли снимать старую черную цементную "шубу", чтобы снова покрывать уже поврежденный цементом известняк ("ракушечник") новым цементосодержащим составом?
Прошедший после первой публикации месяц позволил в значительной степени прояснить эту темную историю.
Увы, самые страшные опасения за судьбу памятника архитектуры полностью подтвердились. Во-первых, стал ясен механизм, позволивший чиновникам изуродовать фасад. Когда в 1988 году у музея появились серьезные проблемы, обследование здания провел киевский институт "Укрпроектреставрація". И уже в 1989 году начались работы - ремонтно-реставрационные. Но, когда в 2006 году областная администрация обратилась в Кабмин с просьбой помочь спасти памятник архитектуры, за дело взялся почему-то институт "НДІ Проект-реконструкція". И проектно-сметная документация была подготовлена им на реконструкцию, а не на реставрацию. И в документах значится: "Роботи по реконструкції...", "...будівельних робот реконструкції..." Впрочем, если верить директору музея Алине Доценко, то "... з державного та обласного бюджетів були виділені кошти на реставрацію музею" ("Вгору" №28 (250) от 12.07.07). Возникает вопрос: так на что депутаты облсовета и госбюджет выделяли средства? На реконструкцию или реставрацию?Если на реставрацию, то мы имеем дело с банальной финансовой аферой, именуемой: нецелевое использование бюджетных средств. Возникает вопрос: не потому ли реставрация превратилась в реконструкцию, что реставраторы никогда, ни при каких условиях, не платят чиновникам откатов?

Ирония ситуации состоит в том, что рядом с Художественным музеем - на улице Суворовской - расположено знаменитое здание бывшей грязелечебницы (до революции здесь располагалось "Общество взаимного кредита") - еще один выдающийся архитектурный шедевр Херсона. Эти два дома появились в городе почти одновременно, их даже строил один архитектор - Антон Сварик. Недавно здание грязелечебницы было капитально отремонтировано. Так вот, здесь новые оконные рамы с современными стеклопакетами в точности повторяют великолепный декор старинных окон, а двери, закупленные на prostodveri.com.ua, идеально вписываются в образ здания. Именно так и должно быть, когда речь идет о ремонтных работах на памятнике архитектуры.

А если сравнить еще сохранившиеся старинные музейные двери с великолепным резным орнаментом и новые музейные окна без каких-либо декоративных "излишеств", контраст поражает. Особенно страшно все это выглядит со стороны улицы Коммунаров. Убогая лесенка на месте разрушенной несколько лет назад красивой парадной лестницы, запечатленной на свадебных фотографиях не одного поколения херсонских молодоженов (долгое время здесь располагался областной ЗАГС). Роскошная старинная резная дверь. Жуткие "складские" окна. Межэтажные карнизы, варварски пробитые водосточными трубами, - сэкономили на "коленах". И стена, замазанная цементной шпаклевкой на уровне второго и третьего этажей.

Старинные двери нужно срочно спасать, поскольку проектно-сметная документация подготовлена на замену не только окон, но и дверей. Сложно отыскать разумную причину для замены добротных прочных и красивых музейных дверей...
Что касается пресловутой цементной шпаклевки, то любой херсонец может полюбоваться на нее прямо у парадного входа в музей со стороны улицы Ленина. Слева от дверей расположен угол цокольного этажа, от которого уже начинается поверхность обнаженного ракушечника и где заканчивается оштукатуренная и покрашенная часть стены. Этот угол со стороны обнаженного ракушечника заглажен именно этой цементной шпаклевкой. Уже сейчас она легко отделяется от камня и падает на тротуар. Достаточно слегка пальцем поддеть.

Такого рода шпаклевку применяют по цементосодержащим или нейтральным (кирпич) основаниям, но никак не по известняку. Директор музея Алина Доценко утверждает, что состав прежней черной цементной шубы "сприяв підсмоктуванню атмосферної вологи в кладку стін". Интересно, а к нынешнему цементному составу это утверждение относится, или нет? Нарушен был и температурный режим проведения работ. Быстротвердеющие составы типа СТ225 применяют при температуре не более 30°С. В середине июня на южном фасаде музея было гораздо жарче. Впрочем, это уже вопросы к технадзору.

Этот самый технадзор в лице специалиста облуправления капитального строительства Юрия Туркевича на пресс-конференции в музее говорил о том, как идеально совместимы пропитка и шпаклевка. Но журналисты так и не услышали от него ответа на вопрос, совместима ли эта пара составов с известняком. Совместимость СТ17 и СТ225 между собой означает лишь то, что цементная шпаклевка может отвалиться вместе с глубоко проникшей в камень грунтовкой. В результате чего фасад архитектурного шедевра может быть разрушен физически. Грунтовку СТ17 Юрий Туркевич назвал почему-то "пропиткой". Действительно, существуют специальные реставрационные пропитки для закрепления известняка и спасения его от разрушения. Есть и специальные реставрационные штукатурки (в том числе марки "Церезит"), позволяющие имитировать разрушенные детали любых поверхностей. Ими пользуются реставраторы. Но херсонские чиновники не хотят реставрировать главный фасад Херсонской области. Им удобнее покрасить его акриловой краской, как забор.

Недавно Художественный музей был номинирован на участие в конкурсе "7 чудес Украины" и внесен в официальный топ-список 100 объектов, которые вышли в первый тур конкурса. То есть, это здание вошло в сотню наиболее значимых в общекультурном (историческом, архитектурном, археологическом, природном и т. д.) отношении памятников всей Украины. Так что наблюдаемая "реконструкция" - это скандал общеукраинского масштаба.

А теперь о главном, ради чего все это писалось. Еще не поздно почти все исправить. Кроме цементной шпаклевки, увы. Необходимо вернуть роскошную тротуарную керамическую плитку, аналогов которой, по словам Алины Доценко, не было в Европе. Отремонтировать двери, если это необходимо, но не убирать! Восстановить разрушенные лестницу (со стороны улицы Коммунаров) и центральный балкон.А главное - оформить нынешние уродливые окна накладками, имитирующими отсутствующие сейчас (но хорошо заметные на старых открытках) детали рам и элементы декора. Такие технологии в мире существуют. Вот тогда действительно главный парадный фасад Херсонской области станет действительно одним из ста "Чудес Украины".

Михаил Подгайный
Вгору.-2007.-02.-08

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.