> Теми > Декоративно-прикладне мистецтво > Декоративно-прикладне мистецтво Таврії > Ремесло или искусство
Ремесло или искусство
20.01.2000Зима... Все такое серое, холодное, однообразное. И вдруг - яркий двухэтажный особняк: беленькие стенки, цветная черепица на крыше, прямо как в сказке, — душа радуется. Поворачиваю за угол и ... разочаровываюсь: ворота! Они режут глаз своими кричащими кичливыми формами.
И невольно вспоминаются строки:
Красиво жить не запретишь
Но от того немного грустно,
Что вымывает кич искусство,
Как дождь смывает плесень
с крыш.
Я разговариваю с автором этих строк Сашей Тесленковым. Он художник-кузнец, недавно был отмечен благодарностью за участие во всеукраинском смотре народного творчества в Киеве.
— Как ты думаешь, почему так расцвела в Херсоне эта пышная металлическая аляповатость?
— Наверное, это эффект маятника: в советское время было запрещено все, кроме стандарта. И вдруг все стало можно; вот и старались, чтобы было не как у всех: еще помпезнее, еще оригинальнее, и почти всегда в ущерб истинной красоты и гармонии. Кстати, в Херсоне этот период уже прошел, теперь все хотят мягких изящных линий, определенной стилевой направленности.
— А ты в этот период сам небось в красивости и пышности ударился?
— Я всегда говорил, что красота - это когда смотришь и еще смотреть и смотреть хочется. В любом стиле старался придерживаться гармоничных сочетаний. И, надо заметить, мне это удавалось. Здесь ведь большую роль играет профессионализм мастера, знание особенностей формообразования того или иного стиля; традиций ремесла.
— А как обстоят дела с традиционностью в твоем творчестве?
— Дело в том, что на юге Украины кузнечное ремесло так и не
стало народным художественным промыслом, поэтому нет каких-то ярких особенностей или особого стиля. Я, например, избрал для себя пасторальный стиль: растительные формы, бабочки, стрекозы в подсвечниках, каменных решетках, художественных панно.
— Стрекозы из металла? Такое изящное, нежное существо?
— Да, это возможности художественной ручной ковки. Очень тяжело постигать секреты кузнечного ремесла, часто интуиция играет большую роль, чем учебники. Я десять лет учился ковке и только сейчас освоил давно забытые приемы, такие, как кузнечная сварка, пайка в коконе и другие профессиональные секреты.
— А как ты относишься к фразе: "Искусство доставляет радость, но кормит все же ремесло".
— К сожалению, так оно и есть (смеется). Хотя Леонардо да Винчи сказал: "искусство - это высшая степень ремесла". К чему и стремлюсь, пусть каждая моя работа будет произведением искусства, а я, пока живой, услышу похвалу.
— Такие пессимистические нотки?
— Иногда и правда берет отчаяние, кажется, что никому не нужен мой талант. И проще делать такие вот ворота, не углубляясь в тайны ремесла, не мучаясь над каждым изгибом орнамента, исправляя каждый штрих. Но... не получается. Я верю, что смотреть на мои работы будут обыватели, а оценивать - все-таки профессионалы. А оптимизм во второй строфе моего стихотворения:
Расставит время по местам
Влияние мод и странность стилей
И превратит в музейный хлам
Себялюбивость изобилий.
"Булава" 20.01.2000 г.