on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Персоналії > Театр > Пташник Генрієта > Секрет її молодості


Секрет ее молодости

В марте 2010 Заслуженная артистка Украины Генриетта Яковлевна Пташник отметила свой 75-летний юбилей. Актриса никогда не скрывала свой возраст, что, в общем-то и понятно: редкая женщина в её возрасте так выглядит – точёная фигурка, стройные ноги, моложавое лицо и очень доброжелательная улыбка. Конечно, – скажет иной брюзга,– порхала по жизни, как бабочка, всё у неё было легко, красиво и радостно, – вот и сохранилась. И невдомёк ему (или ей), что искусство – вещь очень жестокая, и в обмен на успех, цветы и аплодисменты порой может лишить чего-то очень важного. А порой – осчастливить и стать делом всей жизни…

Мама маленькой Гени – полька, урождённая Добржанская, стала пятой женой любвеобильного Якова Пташника. Его, ослеплённого любовью, не остановило предупреждение будущей тёщи о том, что её дочь страдает эпилепсией. Однако семейная жизнь не сложилась, они расстались ещё до рождения дочери. Мать умерла очень рано, девочку воспитывала бабушка, а потом – и тёти. Отец хотел забрать Геню, но получил решительный отказ бабушки, не пожелавшей расставаться с внучкой. Яков попросил только, чтобы дочь воспитали “ в коммунистическом духе, а не так, как в вашей семье”. А это была семья глубоко верующих католиков, для которых религиозные чувства не оставались пустым звуком.

А потом был 1937 год, когда многих поляков репрессировали, а тёте, у которой жила тогда Геня, дали 24 часа на то, чтобы собрать вещи и просто исчезнуть из Жмеринки. Она уезжать не захотела, стала скрываться, а оставить ребёнка одного с матерью, у которой участились приступы, было невозможно. И вот тогда девочку отдали в детский дом в Винницкой области. Старались почаще приезжать, чтобы не забывала родных и даже написали заявление, чтобы не отдали её на усыновление. Пришёл 1941год. Началась война, детдом спешно готовили к эвакуации в Куйбышев, детей погрузили в вагоны и поезд тронулся. Чудом вовремя узнавшие об этом родственники буквально выхватили Геню из вагона. Некоторое время спустя они встретили медсестру из детдома, рассказавшую им жуткую историю о судьбе того самого состава. Оказывается, он вскоре попал под бомбёжку и дети погибли – “только кишечки висели на проводах,” – плача, рассказывала женщина. “Господь ведёт меня по этой жизни, – считает Генриетта Яковлевна, – хранит, помогает и выводит из самых, казалось бы, критических ситуаций.”

Её с самого детства называли “артисткой”, поскольку имела прекрасный голос и абсолютный слух. “Дома, слушая радио, выучила множество арий – в основном, классику. А ведь многие из нас неплохо знали эти произведения именно благодаря обычному радио, и жаль, что сегодня молодёжь очень редко может отличить оперу от оперетты.” Увидев в детстве первый в жизни фильм – это была “Василиса Прекрасная” – мечтала стать артисткой: такой же необыкновенно красивой, какой казалась та, из фильма. “Одна из моих тёть была врачом и после того, как разбомбили амбулаторию, она принимала раненых в своей квартире. Я помогала ей делать перевязки и – пела, пела, пела. После школы стала работать на вагоноремонтном заводе в Жмеринке и там уже солировала в самодеятельном хоре. Рано вышла замуж за баса из нашего коллектива, родила сына и разошлась с мужем – не смогла смириться с его любовью к горячительным напиткам. Вскоре, работая уже в доме культуры, увидела объявление о наборе в эстрадно-цирковую студию и пришла, как сказали бы сейчас, на кастинг. Спела арию Антониды из оперы “Иван Сусанин”, чем очень удивила приёмную комиссию. Мне тут же посоветовали обратиться в студию при Киевском театре оперетты, где как раз тоже проходил набор. Спела, станцевала, прошлась в купальнике и – была принята. А мне уже исполнилось 25 лет (только до этого возраста принимали в театральные) и на руках – маленький сын.

Уже на первом курсе мне дали (беспрецедентный случай!) концертмейстера из театра оперетты для подготовки роли Роз-Мари. И хотя было нелегко материально, я с упоением занималась любимым делом и понимала, что именно это – моё предназначение.” Когда пришло время выпуска, у талантливой молодой артистки не было отбоя от предложений: её приглашали на работу в Ригу, Одессу, Свердловск, предлагали остаться в Киеве, но она выбрала Херсон. Именно здесь ей пообещали квартиру – и это определило выбор, ведь скитаться с ребёнком по общежитиям больше не хотелось. С тех пор Херсонский муздрамтеатр стал вторым домом Генриетты Пташник. Правда, был 9-летний перерыв, когда, выйдя замуж за режиссёра, она уехала с ним в Луцк и играла в местном театре. Однако климат не подошёл теплолюбивой актрисе, да и отношения с мужем исчерпали себя, не смогла она простить измен, и снова вернулась в Херсон, где с радостью была принята.

Это было замечательное время: она блистала на сцене, была в прекрасной форме, “на Пташник” ходила публика. С особым волнением вспоминает Генриетта Яковлевна время, когда в театре около пяти лет работал замечательный режиссёр Владимир Владимирович Бегма. “Донна Люция”, “Три мушкетёра”, “Як пани, так і ми”, мюзикл “Эсмеральда”, “Цыган–премьер”, в котором тогда уже 60-летняя актриса сыграла роль юной барышни Юлюшки так, что ни у кого не возникло сомнений по поводу её возраста. Именно Владимир Бегма сумел оценить в ней то, что называют “породой”, то врождённое благородство, позволяющее легко и органично играть аристократок и шикарных женщин. Очевидно, здесь сказалась её польская кровь. Ведь умение не терять чувство собственного достоинства выручало её в самые трудные периоды жизни.

В лихие 90-е годы актриса была практически без ролей, на мизерную пенсию в 117 гривень она не могла прокормить себя и многочисленных своих питомцев – спасённых, отмытых и обогретых ею кошек и собак. “А я просто не могу пройти мимо, когда вижу беззащитное страдающее живое существо! – говорит Генриетта Яковлевна. – И мне хочется кричать нашим властям: неужели за столько лет нельзя было создать в городе приют для животных, в конце-концов, я и мои единомышленники смогли бы помочь в этом.” Так вот тогда, в 90-е, она полтора месяца работала в маленьком китайском магазинчике. Актриса убирала помещение, а зарплату(80 рублей) брала продуктами. Когда об этом узнал Олег Мишуков, являющийся поклонником таланта Пташник ещё со школьных лет, он предложил ей преподавать в университете сценическую речь и мастерство актёра. Сегодня она преподаёт ещё и грим, ведь в этом умении ей нет равных. А ещё она закончила университет по специальности “психолог” – и это снова невзирая на возраст.

Что даёт силы этой хрупкой женщине, как ей удаётся в 75 лет выглядеть от силы на 45, что такое феноменальное она делает для этого? Когда она выходит на сцену в образе Карамболины, публика ахает и ни минуты не сомневается в волшебной силе пластики. Но пластических операций Генриетта Яковлевна не делала, она считает, что весь секрет – в генах, доставшихся ей от родителей, и, конечно же, в умении держать свой организм в строгости. Она практически не ест мучного и сладкого, предпочитает “живую” пищу – фрукты, овощи, орехи, сухофрукты. Вместо мяса выбирает морскую рыбу, пьёт только зелёный чай, может при необходимости и на водичке посидеть. На вопрос о любимой косметике смеется: “Не пользуюсь кремами, моя кожа плохо их воспринимает, а вот оливковое масло любит, да и подсолнечное тоже – хорошо грим смывает и подпитывает. А вот духи любила всегда, вот только сейчас невозможно найти именно “те” ароматы – “Клима”, “Фиджи” – женщины меня поймут.” Практически всегда Пташник делала гимнастику, плавала, ходила пешком, ведь на сцене приходилось много двигаться, танцевать и петь, нельзя было терять форму.

Сегодня Генриетта Яковлевна появляется на сцене не так часто, как хотелось бы зрителю и ей самой, но любую роль делает яркой и запоминающейся: и в “Ревизоре”, и в “Волках и овцах”, и в “Мина Мазайло”. Она мечтает о роли в “Странной миссис Сэвидж”, о других ролях , ведь для актрисы востребованность – это как воздух, без которого просто невозможно дышать. И до тех пор, пока она на сцене, она молода, красива, любима и безумно счастлива. Наверное, именно в этом и заключается секрет её молодости.

Татьяна Крючкова
“Вгору”.- №12 (391).- 25.03.2010.- стр.12-13

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.