"Солнечный клоун" и принцесса Монако
03.08.2006
В уютном коттедже на окраине Херсона живет человек, которого чаще можно застать где-нибудь в Брюсселе или Париже, чем дома. Артист Владимир Фесенко - многолетний верный напарник легендарного «солнечного клоуна» Олега Попова, который после распада СССР переехал в Германию
В июле нынешнего года Олегу Попову исполняется 76 лет и он по-прежнему пользуется успехом у европейских ценителей циркового искусства, активно гастролирует, неизменно приглашая участвовать в турах своего друга и партнера. Владимир Фесенко рассказал об участии в Международном фестивале цирка, проходившем недавно в Монте-Карло, и поделился впечатлениями от личного общения с членами правящей семьи государства Монако - принцем Альбером и его сестрой - принцессой Стефанией.
- Приглашение приехать на фестиваль застало нас на гастролях в Гааге. Олег Константинович не колебался ни минуты - гастроли приостановил и отправился в Монте-Карло. В 1980-х годах мы уже участвовали в этом шоу. Тогда Олег Попов завоевал его высшую награду -«Золотого клоуна». Однако нынешний фестиваль цирка был особый, так как проводился в память его основателя - умершего князя Ренье. Никаких наград на нем не вручали, однако выступать приехали лучшие труппы со всего мира - из Мексики, Германии, Италии, соседней Франции, Бразилии, и, конечно, из Украины и России.
У нас цирковое искусство нынче пребывает в упадке, и не каждый цирк выступает с аншлагом. Однако в Монте-Карло за все 20 дней фестиваля не было ни дня, чтобы в шапито на приморской набережной не собирался полный зал - четыре тысячи человек. Честь открывать его доверили Олегу Попову. Эта церемония сама по себе была цирковым номером. Представьте гирлянду в виде двух половинок сердца. К ней подходит Олег, касается ее бутоном живой розы, и гирлянда вдруг ослепительно вспыхивает под аплодисменты публики. Восторг у зрителей вызвала и реприза «солнечного Клоуна», которую мы назвали «Луч». Это выглядело так: на арене меркнет свет, и зал тоже погружается в непроглядную темноту. После на арену падает узкий лучик света, и подле него Олег Попов как бы присаживается перекусить. Луч словно живой касается его, и когда артист собирается уходить, следует за ним, как собачонка, и «не отпускает». Тогда Олег поворачивается, «берет» луч в руки и запихивает в корзинку для пикника. Корзинка начинает светиться, но тут артист видит, что зал-то темный. Он «вытаскивает» луч из корзинки и словно швыряет его в зал, который вмиг озаряется светом. Публика стоя разражается овациями!
Принц Альбер и принцесса Стефания не пропустили ни одного представления. О том, как членов правящей династии любят в Монте-Карло, мы могли судить по тому, что перед началом выступлений в шапито играли государственный гимн, и зрители все как один вставали. А когда музыка стихала, поворачивались к ложе суверена и аплодировали.
Насколько я могу судить, у монархов этого маленького государства нет ни капли чванства и высокомерия, которое у нас привыкли считать присущим аристократии. Принцесса Стефания - та на все время, пока шел фестиваль, вообще переселилась из своих апартаментов в вагончик, наподобие тех, с которыми ездят на гастроли цирковые труппы. Он отличался лишь тем, что был малость побольше. Какой-то дистанции, разделяющей монархов и простых людей, или отпугивающей подданных свирепой охраны, я вообще не увидел. Такая деталь: в честь участников фестиваля принц и принцесса устроили банкет в принадлежащем им казино с рестораном. Когда веселье было в разгаре, я вытащил фотоаппарат и стал снимать на память. Вдруг чувствую: на спине кто-то буквально повис. Оборачиваюсь и вижу - прижавшись, принцесса Стефания через мое плечо с любопытством заглядывает: кого это я щелкнул?
Олег Попов на Международном фестивале цирка был «вне конкуренции». Московская художница Людмила Сапожкова, постоянно живущая во Франции, нарисовала его портрет и выставила в маленькой частной галерее Монте-Карло. Там с ним произошла странная, по здешним меркам, история: ночью картину пытались украсть. Так Людмила «от греха подальше» подарила портрет своему персонажу. Олег Попов, помнится, восхитился - его всегда изображали в непременной цирковой клетчатой кепке, а тут художница «разглядела» в нем больше человеческих, чем сугубо профессиональных, черт характера. Может, портрет пытался украсть кто-то из наших соотечественников, еще с советских времен влюбленных в «солнечного клоуна»? Ведь «новых русских» и «новых украинцев» в Монте-Карло предостаточно, и они всё прибывают. По утрам на набережной слышна русская речь - выходцы из бывшего СССР заботливо выгуливают своих собачек. Им принадлежат самые роскошные апартаменты: коренные жители показывают как достопримечательность новейших времен жилище известного российского бизнесмена Владимира Брынцалова, или огромные участки, выкупленные «новыми русскими», которые строят на них виллы. Впрочем, враждебности к их амбициям и чудачеству нет - в государстве прекрасно понимают, что приезжие обеспечивают приток капиталов. У монакцев до сих пор ходят легенды о русской графине, еще до революции промотавшей в здешних казино колоссальные деньги и потом доживавшей свой век на пособие от княжеской семьи.
Сергей Яновский
Газета «Гривна», 3 - 10 августа 2006
Публікація першоджерела мовою оригіналу