on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

15.04.2024, 23:51

Серія картин еротичного жанру. У Херсоні художниця презентувала виставку "Гола правда"

  Херсонська художниця Оксана Оснач презентувала у місті виставку ...
13.04.2024, 11:07

Обстріляний, але живий: Херсонський театр привіз до Чернігова зворушливу виставу

Днями у Чернігові побував Херсонський академічний театр імені Миколи ...
13.04.2024, 11:04

У Херсонській громаді не закрили жодного закладу культури - МВА

  У Херсонській громаді не закрито жодного закладу культури ...

Строгие правила старой школы

Еще совсем немного - и школы гостеприимно раскроют двери для своих учеников - начнется новый учебный год. Что и говорить, не всех радует приближающееся 1 сентября. Ведь летние каникулы вмиг пролетели, оставив лишь самые приятные воспоминания о себе... Грядущее начало учебного года повлияло на выбор темы нашего очередного повествования, а посему поговорим о школе прошлого

Реши сотню задач — тогда отдыхай!
Вкратце мы уже касались школьной темы в «СВ» № 30 в рассказе о реформе школьного образования в дореволюционной империи. Там же упоминали и о том, что школьные каникулы в старой школе начинались примерно со средины мая. Конечно, это не касалось выпускных классов, в которых более месяца шли выпускные экзамены. Однако не стоит считать, что целых три с половиной месяца каникул были полностью посвящены отдыху и бесцельному времяпровождению. Нет, уходившие на каникулы учащиеся получали довольно приличное домашнее задание, которые должны были выполнить в обязательном порядке.

Причем, согласно циркуляру министерства народного просвещения, «малоуспевающие ученики должны выполнить большую программу письменных работ в сравнении с успевающими». И если, скажем, по математике успевающий ученик 5 класса мог получить на лето для решения около сотни задач по математике, то «неуч» - раза в два больше. А еще нужно добавить сюда письменные задания и чтение, нагружаемые на учеников таким же порядком. Вот так: хочешь хорошо отдыхать - хорошо трудись в положенное время. И это еще здесь не берутся во внимание вообще неуспевающие по тем или иным предметам. Им по решению педагогического совета назначалась так называемая переэкзаменовка в августе перед началом нового учебного года. Тут уж ученик и вовсе лишался нормального летнего отдыха, а родителям приходилось выбрасывать дополнительные финансовые средства на репетитора. Причем «штудировать» надлежало всю программу по запущенному предмету, ибо было неизвестно, на какие вопросы придется отвечать перед придирчивой экзаменационной комиссией.

Подобное положение дел хоть и приучало школьников к труду, порой всё же смущало их родителей. «По опыту прошлых лет знаю, что каждый учитель считает своим долгом задать уроки на праздник, и задают десятками страниц учебника, десятками решать задачи (однажды по алгебре задали 60 задач). Кучу письменных работ в виде изложений, сочинений, подбора примеров, письменных задач и др. Днем и ночью мешая отдыху и угнетая детей мыслью о том, что они не управятся с уроками и могут получить двойку», - жаловался в херсонской газете «Югъ» один из родителей.

Вообще, в то время ученика за неуспеваемость могли и отчислить из учебного заведения. Правда, в этом случае министерство народного просвещения оставило для нерадивого еще одну «лазейку»: «уволенный из какого-либо класса среднего учебного заведения по неуспешности в занятиях может держать в августе того же года испытание по ВСЕМ предметам для поступления в следующий класс. Но при условии, чтобы вступительные испытания проводились на основании правил о приемных испытаниях для поступающих лиц».

Экзамены по космографии и закону божьему
Переводные и выпускные экзамены в начале XX века также были совершенно не похожи на нынешние. Чтобы получить аттестат зрелости, оканчивающие учебное заведение должны были успешно сдать экзамены по 12 предметам! Для примера - график сдачи экзаменов в выпускном 7 классе Первой женской гимназии в Херсоне в мае 1903 года: «Письменный: 1 мая - алгебра и арифметика; 2 мая - геометрия; 3 мая - сочинение по русскому языку; 5 мая - французский язык; 7 мая - немецкий язык. Устный: 17 мая - Закон Божий; 21 мая - математика; 24 мая - словесность; 28 мая - история; 31 мая - география; 5 июня - физика и космография; 7 июня - новые языки».

Пожалуй, это была действительно чересчур большая нагрузка. Однако, пройдя подобные испытания, действительно можно было гордиться, когда после всех перипетий в местных газетах появлялся список с фамилиями «успешно выдержавших испытание на получение аттестата зрелости».

За учебники — вынь да положь
В остальном, как и ныне, «бесплатное» школьное образование и сборы детей в школу требовали совсем не малых средств. «Миша держал переэкзаменовку, и за него надо заплатить репетитору 50 рублей. Двум девочкам - сшить новое форменное платье. Всем троим - купить учебники. Тому шляпу, этому калоши, третьему ботинки, притом самые модные... И ничего не поделаешь: наступил "сезон"!» - иронически замечал в херсонском «Юге» фельетонист по имени Монокл.

Наступавший школьный сезон и тогда требовал наличия приличных средств. Причем, кроме обязательной школьной формы со всеми ее атрибутами (ремнем с ученической пряжкой и форменной фуражкой с инициалами учебного заведения на кокарде), довольно крупной статьей расхода семейного бюджета становилась покупка учебников. «Если в семье только трое учащихся, - жаловался в газете "Югъ" херсонский родитель,- то на одни учебники и тетради придется выложить 20-30 рублей». Тут, конечно, жалобщик весьма поскромничал и посчитал расходы на учеников лишь начальных классов. Ученикам же старших для экипировки их учебными пособиями и принадлежностями требовалось уже не менее 20 рублей на каждого. А это были тогда весьма солидные средства. Ведь полкило хлеба можно было купить за пятачок, а килограмм мяса - за 35-40 копеек...

Поэтому родители и школьные комитеты искали любую возможность сокращения расходов на подобные затраты. Ибо для бюджета многих семейств со скромным достатком школьные расходы были весьма велики. В начале века по примеру духовных училищ и семинарий, где уже давно практиковали подобную методу, с разрешения министерства народного образования некоторые учебные заведения стали приобретать за счет личных средств необходимые учебники. Впоследствии за символическую плату их «давали на подержание». «Родители избавлены от непроизводительных, несравненно более крупных расходов, связанных с приобретением книг в собственность. Гимназии, получая обратно взятые книги и пуская их в оборот 3-4 года, сообщили учебникам необходимую устойчивость и даже имели от этого некоторый доход»,- сообщал всё тот же херсонский «Югъ».

А как в Херсоне?
Несколько по-иному решило вопрос со школьными учебниками Херсонское уездное земство. На сессии 1903 года земство приняло решение выдавать каждому ученику, учащемуся в земской школе, все необходимые учебники и письменные принадлежности. За это взимали в общем всего лишь по 1 рублю с каждого учащегося. Конечно, рубль - не десять, а для родителей учеников это, несомненно, было большое облегчение. В принятых земством правилах говорилось: «Возврата учебников не требуется вовсе, дабы ученик, окончивший школу или выбывший по той или иной причине, не терял возможности повторять пройденного им или продолжать занятия и вне школы. Книги, прослужившие один год, выдаются ученикам безвозвратно. Кроме того, не менее симпатично и то, что менее достаточные родители могут быть вовсе освобождены от уплаты одного рубля в год за учебные пособия, выдаваемые их детям земством».

Стоит отметить, что, хоть обучение в школах и гимназиях (кроме городских хуторов) и было платным, недостаточные учащиеся частично или же полностью освобождались от внесения платы за обучение. Так, в отчете Херсонской городской управы за 1906 год читаем: «Всего освобожденных от платы было 899 учеников, что составит 45,5% общего количества учившихся в городских школах».

В школу - с 9 лет
Возраст впервые поступавших в школу мальчиков был ограничен семью годами. Однако на практике в большинстве (до 70%) они поступали в 1 класс в возрасте 8-9 лет. По правилам женских гимназий в 1 класс принимали девочек в возрасте от 9 до 12 лет, во второй - от 10 до 13 и так далее. В подготовительный класс принимали с 8 лет. В редких случаях по особо уважительным причинам решением попечительского совета могли принять семилетку.

Продолжение темы — в следующем номере

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №35 (718).- 27.08.2015.- стр.13

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.