on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Новини регіону

02.10.2020, 14:59

Вісім пісень з ізоляції: херсонці в опері від Apple, знятій на iPhone

Вісім пісень з ізоляції: херсонці в опері від Apple, знятій на iPhone Компанія ...
23.03.2017, 11:33

Демократичний розвиток областей України – Херсонщина не пасе задніх...

31.10.2016, 09:39

Відкриття фотовиставки "Європейці в Таврії"

27 жовтня в Херсонській  обласній універсальній науковій бібліотеці ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Археологія Таврії > Терракоты из Ольвии

Терракоты из Ольвии


01.04.2000

При основании античных городов Северного Причерноморья греческие колонисты наряду с другими ремеслами, перенесли сюда и один из видов художественного ремесла — коропластику — производство терракотовых статуэток. Слово «терракота» в переводе с итальянского звучит как обожженная глина, коропластика же переводится с древнегреческого, как ваяние изображений девушек. Изготовление терракот уходит своими корнями в глубокую древность. Господствующими сюжетами во времена златообильных Микен и таинственного Крита были изображения: «Великой» богини-матери, а также сидящей женщины с младенцем на руках — так называемой куротрофы «божественной кормилицы». Эти изображения отображали религиозные воззрения жителей материковой и островной Греции.

Интересные сведения о ранних скульпторах сообщает Плиний Старший (I век н.э.) Первым скульптором-портретистом, работавшим в глине, он называет гончара Бутада, сикионца из Коринфа. Дочь гончара Бутада очертила на стене тень от лица юноши, отец наложил на очертание глину и сделал лепное изображение, которое подверг обжигу вместе с посудой. Оно хранилось в святилище нимф, по свидетельству Плиния, до разрушения Коринфа около середины II века до н.э. Это все, а также изобретение архитектурной терракоты и лепки фигурок из обычной горшочной глины красного цвета, ошибочно приписывается Бутаду.

Дело в том, что по археологическим данным первые глиняные статуэтки были лепные, но уже с середины VII века до н.э. коропласты обращаются к использованию полой формы-матрицы.

Однако, массовое производство терракот в Элладе, в том числе и архитектурной терракоты, началось лишь с середины VI века до н.э. Это время совпадает с периодом интенсивной торговли многих греческих полисов с возникшими колониями на Понте, в Сицилии и Южной Италии.

Статуэтки VI-V веков до н.э. — это в основном изображения божеств и животных. Они были приношениями богам, как в домашних культах, так и в святилищах, их помещали также в могилы, особенно детей и женщин, изредка их находили и в тризнах. Массовое производство терракот приводит к доступности их широким слоям общества. Об этом свидетельствуют раскопки греческих городов и некрополей. Интересные сведения в связи с этим содержатся в басне Эзопа: «Гермес захотел узнать как оценивают его люди. Приняв вид обыкновенного человека, он зашел в лавочку коропласта и спросил о цене статуэтки Зевса. «Она стоит одну драхму», — ответил продавец. Бог усмехнулся и спросил о цене статуэтки Геры. Она стоила немного дороже. Увидев статуэтку, изображавшую его самого, он подумал: «Если я — любимый бог у людей, то статуэтка изображающая меня должна стоить дороже всех других». «Как дорога вот эта?» — спросил он. «Если ты возьмешь две первые, то эту я отдам тебе даром!».

Отсюда выходит, что статуэтки были доступны, но все же лучшие образцы, стоили недешево.

В древнегреческих терракотовых статуэтках нашли свое воплощение мифологические образы, отразились различные верования древних эллинов, их повседневная жизнь и представления о прекрасном. Эти произведения искусства вводят нас в духовный мир той отдаленной эпохи, раскрывают перед нами мировоззрения древних. Находки новых произведений коропластики имеют большой научный интерес.

Несколько лет назад в Ольвии было случайно найдено несколько терракотовых статуэток (хранятся в частных собраниях). Это статуэтка черепахи и голова протомы Деметры или Коры-Персефоны.

Черепаха изображена в выпуклом панцире с рельефными прямоугольными делениями, и рельефным выступающим краем панцыря. Из-под панциря выступает маленькая трапециевидная голова, лапы выделены в виде выступов. Верхняя часть статуэтки изготовлена в форме, нижняя заглажена от руки, внутри полая.

В нижней части большое овальное отверстие, на панцире сверху и сзади у хвоста — сквозные отверстия. На поверхности в углублениях заметны следы белой обмазки, глина светло-коричневого цвета без заметных примесей. Высота статуэтки — 25 мм, длина — 55 мм, ширина — 42 мм.

Изображения животных были излюбленными мотивами в классический период: изображались обезьяны, петухи, лошади, быки, орлы и прочее. Черепаха же является одним из излюбленных персонажей в коропластике архаического и классического периодов, поскольку связывалась с культами Афродиты и Деметры. Известная статуя Афродиты Фидия показывает богиню стоящей одной ногой на черепахе. Аналогичные терракоты были найдены в Пантикапее, Фанагории, Березани, Ольвии. Найденные в античных городах Северного Причерноморья терракоты с изображением черепахи относятся к родосскому производству. Английский исследователь Р.А.Хиггинс на основании находок статуэток на Родосе относит их к началу V века до н.э. Они найдены на Березани и Ольвии в слоях V века до н.э.

Начиная со второй половины VI века до н.э. в греческих городах появляется один из интереснейших видов терракотовой пластики — протомы. Они служили вотивными приношениями в храмы и святилища, а также являлись ритуальными предметами при погребении, отражая символическое возвращение хтонических божеств из подземного мира на землю. Широкое распространение протомы получили уже в период поздней архаики. Особенно возросло их разнообразие в V-IV веках до н.э.

Одной из уникальных подобных находок является протома, найденная на территории Нижнего города Ольвии. К сожалению, она склеена из трех частей и имеет утраты.

Лицо богини — в форме вытянутого овала, волосы валиком обрамляют высокий лоб, над ними повязка стефана и покрывало, спадающее складками. Части лица тщательно выделены: надбровные дуги плавно переходящие в линию носа, большие миндалевидные глаза, небольшой рот, толстые губы застывшие в архаической улыбке, пухлые щеки и выпуклый, не пропорционально малый по высоте, подбородок. Протома была покрыта белой обмазкой, которая частично сохранилась. Поверх обмазки сохранились следы росписи краской: светло-желтой — на щеках, в области глаза и на лбу; красной — на губах и в уголке глаза; коричневой — на волосах. Глина серая, без заметных примесей, высота протомы — 195 мм.

Ряд стилистических особенностей позволяет отнести ее к произведению родосского коропласта.

 

Слипец Е.Ю.
Журнал «Летопись Причерноморья» №4 Херсон 2000


 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.