Трехэтажный Ленин
Говорят, воспоминания могут согреть долгими зимними вечерами. Укутавшись в плед, с кружкой горячего чая, в окружении близких людей, которым интересно слушать твои рассказы – так, наверное, выглядит картинка “идеальной старости”. К сожалению, такая старость далеко не у всех.
И самое страшное, что иногда старикам не хватает не только комфортных (или просто мало-мальски человеческих) бытовых условий – часто они просто оказываются забытыми и покинутыми. Дети выросли, у них свои заботы и проблемы, которые кажутся им жизненно важными.
И от стариковского желания поговорить молодёжь отмахивается…
Благодарными слушателями воспоминаний херсонцев, переживших самые трагические события прошлого века – войну, оккупацию, голод, сложные годы восстановления, – стали активисты херсонского Центра молодёжных инициатив “Тотем”. В рамках проекта “Диалог поколений” при поддержке Немецкого фонда “Память. Ответственность. Будущее” увидел свет уже второй выпуск альманаха “Живая история”, охватывающий период от начала 40-х до конца 60-х годов.
Здесь и рассказы очевидцев о том, как в Херсоне проходило знаменитое “дело врачей”, и судьбы тех, кто выжил на крайнем Севере в лагерях, и истории о том, как восстанавливался Херсон. Известен тот факт, что часть зданий Херсона была построена военнопленными немцами. Авторам альманаха удалось найти не только очевидцев, но и участников тех строек. Рассказывает Ольга Сигизмундовна Украинцева (1922 г.р., в Херсоне с 1925 г.): “…Я работала в управлении лагеря военнопленных. В Херсоне военнопленные восстанавливали завод. Жили они в казармах. Очень много было среди них больных. Охраны там не было, мы бы разбежались, конечно, а они не разбежались!”
В альманахе можно найти свидетельства очевидцев, как в Херсон приезжал знаменитый Вольф Мессинг, как после войны орудовали две бандитские шайки – “Чёрная Кошка” и “Голубая Лента”. Интересными получились разделы о культуре в советское время – культура тогда делилась на “официальную” и “подпольную”, пластинки с иностранной музыкой запрещали, появилось понятие “радиохулиганы”. О том, какие книги читали и как их доставали, рассказывает известный херсонский книголюб Михаил Емельянов (1923 г.р.): “…Книга Булгакова “Мастер и Маргарита” была запрещена, но её любыми путями приобретали. Так же и книги Солженицына доставали... Даже Есенин у нас до 50-х годов тоже был в запрете... И Ахматова попала тоже одно время под запрет…”
Второй выпуск альманаха можно получить бесплатно в Центре молодёжных инициатив “Тотем”, также он будет передан в библиотеки города. И, кроме того, по материалам этого альманаха в херсонском Центре им. Мейерхольда создан второй спектакль-вербатим “Я помню, как умер Ленин…”. В отличие от первого – “Качели”, показанного в феврале прошлого года на сцене театра кукол и построенного на воспоминаниях женщин, этот вербатим выводит на сцену мужчин.
Спектакль начинается словами Игоря Петровича Афанасьева (1918 год рождения): “…Я помню, как умер Ленин, это был 1924 год. В семье разговоры – Ленин, Ленин… Я спрашиваю маму: “Мама, а кто такой Ленин?” Что она объяснит шестилетнему ребёнку? И она сказала: “Ну, это большой человек”. Я говорю: “Как наш дом?” А дом у нас был трёхэтажный…”
На большой сцене зрители увидят этот спектакль совсем скоро – в феврале 2011 года, на уже ставшем традиционным фестивале “Лютый/Февраль”.
Анна Истомина
«Вгору».- №5 (436).- 03.02.2011.- стр.26
Публікація першоджерела мовою оригіналу