on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Новини регіону

23.03.2017, 11:33

Демократичний розвиток областей України – Херсонщина не пасе задніх...

31.10.2016, 09:39

Відкриття фотовиставки "Європейці в Таврії"

27 жовтня в Херсонській  обласній універсальній науковій бібліотеці ...
19.10.2016, 12:02

На Zабалці 2016 - триб'ют парасолькам!!!

Третья жизнь на листе бумаги

26.02.2004

«Рисование - словно исповедь, оно разоблачит тебя до конца, хотя тебе будет казаться, будто разоблачаешь кого-то ты». «Рисунок -это свеча, которую зажигают для того, чтобы скульптор не спотыкался в темноте».
Только душа художника и сокровенная, тайная душа изображаемого, сливаясь вместе, и создают новую третью жизнь на листе бумаги. Владимир Григорьевич Чуприна. И стоит ли называть звания? В глазах этого художника бурлит непрекращающаяся жажда что-то высказать. Почему он позволяет своим рукам говорить? Чтобы не испытывать страдания. Ведь искусство - это удел тех, кто без него всю жизнь испытывал бы страдания. Да, руки у него такие, что прятать их было бы грех.


- Владимир Григорьевич, правда ли, что все, что видят глаза, может нарисовать и рука?
- История искусства знает примеры слепых художников и скульпторов, - когда не видели глаза, а чувствовала рука. Была такая художница в Харькове Лина По - совершенно слепой человек. Но она лепила. Лепила портреты А. Чехова, А. Пушкина - глаза не видели, но видело сердце. В этом, по-моему, и есть ответ.


- У Вас много учеников, для которых Вы - Маэстро? Молодые художники умеют учиться так, чтобы не утрачивать свою гордость?
- Мне кажется, это зависит от педагога - насколько он с тактом может вести предмет. Со своими же учениками в университете я стараюсь делать так, чтобы выявить то сокровенное, что заложила ученику природа. Стараюсь подбадривать его, чтобы он чувствовал себя на равных. Главное - не давить.


- Человек должен быть художником не потому, что он может им быть, а лишь потому, что он не может не быть им. Как вы думаете, этот закон искусства устаревший или недосягаемый?
- Мне кажется, все воедино связанно. И зависит от Бога и от природы. Естественно, каждый творческий человек, если ему Бог дал талант, не может не быть художником. Другое дело - ответственность за этот талант - важно не растерять его, а сохранить и суметь реализовать себя как художника.
 

- Владимир Григорьевич, у скульптуры и живописи одни родители?
- По-моему, да. Одни.
- А кто?
-Бог.
- Что происходит сегодня с искусством камня? Творцы скульптуры остались во временах Микеланджело или живы и поныне?
- Часто люди так почему-то могут сравнивать: мастера эпохи Возрождения - это высокие, великие мастера, а нынешние....
Это время было такое -высокое и великое время. Мастера той эпохи выполняли социальный заказ общества. Поэтому, характер творчества Микеланджело - бунтующий - это характер общества. Обществу необходимо было это искусство. - А прошли века - мы сейчас в 21 столетии. Конечно, таланты такого диапазона, скажем, как Микеланджело, есть и сегодня. Они есть - но время изменилось. Наш век требует абсолютно другого искусства. Мы сейчас находимся в мастерской нашего Ю. Степаняна - скульптора, который сделал нашумевшую в Херсоне статую Потемкина. Степанян как бы сказал, что и мы умеем делать классические вещи. Но если в этой работе ему довелось делать реплику конца 18-го века, то в своем личном творчестве он принадлежит уже 21 веку - и пластика, конечно, абсолютно отличается от Микеланджело и от автора Потемкину - И. Мартоса. Хотя высокие достижения мастеров прошлого всегда будут для нас примером служения искусству и честности в нем.


- В ту же эпоху Возрождения существовало мнение, что каждый раз, изображая распятие Христа, художник пишет автопортрет. Почему этот сюжет так обнажает душу художника?
- Я вам скажу - пишет ли он распятие, или зачатие Христа - это будет автопортрет. Потому что любой сюжет, который пишет художник, - это отзвук его души. Если художник берет тему вообще из жизни Иисуса Христа, - это ответственность колоссальная. Если я что-то пишу абстрагируемое, понятное мне, - я хочу эту абстракцию передать другому, рассказать о ней. Но о жизни Иисуса Христа знают все - возникает ответственность перед людьми, важно, чтобы они тебя поняли. Кульминация жизни Христа - распятие, он погибает, спасая человечество-естественно, тут даже автопортрета не хватит....
 

- Вы можете сейчас услышать запах своей мастерской? Какой главный его ингредиент?
- Запах моей мастерской - это запах краски. Расскажу связанную с этим историю. У меня есть кот, хороший рыжий кот - друг мой. Я когда уезжаю в свою мастерскую работать недели на две, а он у меня находится в Станиславе Белозерского района, кота некуда деть -и я его забираю с собой. Мастерская у меня на втором этаже. Когда я занес кота на первый - он мяукает, ищет что-то - ну непривычно ему: обстановка другая. И вдруг он услышал запах краски - то, к чему он давно привык! Он бегом на второй этаж! Я захожу - кот уже возле палитры сидит - успокоенный... То есть кот рыжий попал в знакомую среду. Так что если для кота это, - то для художника, я думаю, тоже запах краски -это самое главное.


- Что для Вас есть более высокое и совершенное в искусстве живописи, нежели человеческое тело?
- Культ человеческого тела существует и будет существовать! Но все равны перед Творцом. И самое совершенное и высокое, -это природа! Правда? А человеческое тело - возможно, тоже продукт природы? Я думаю, что Создатель сделал все настолько совершенно, что нас - художников и простых смертных как раз привлекает это совершенство мира, и человеческое тело в том числе.


- Карикатура. Ее основа - сатира, главный козырь - гротеск, оружие - шутка. Но каждая шутка - это своего рода копье. Что привлекает Вас в этом жанре изобразительного искусства, что отталкивает?
- Карикатура - это жанр искусства. И если это сделано талантливо - то привлекает. Делали прекрасную карикатуру Кукрыниксы - непревзойденные мастера России; во Франции - Жан Эффель - блестящий карикатурист. У этих мастеров привлекает именно мастерство. В карикатуре выразительность должна быть максимальная. Вот если пишет портрет художник-портретист - он старается найти черты лица, свойственные определенному человеку, а карикатурист должен найти самое острое, изюминку. Если такая изюминка есть у талантливого карикатуриста - это основа. А отталкивает безграмотность, как в любом виде искусства.
- «Прикосновение к земле обновляет нас».


Что обновляет Вас, Владимир Григорьевич? Благодаря чему третья жизнь на листе бумаги такая пульсирующая?
- Обновляет несколько факторов - это и любовь к ближним, и к женщине, естественно. Но больше всего, конечно, мироздание. Помните, писал К. Паустовский о том, что, если ты идешь мимо розы, которая расцвела, и не улыбнешься ей - ты черствый человек. Так же и художники. Каждый день тебя будет обновлять то, что дает жизнь, только нельзя проходить мимо этого безразлично. Надо уметь видеть все в первый раз - розу, красивую женщину... Это восприятие жизни. - А как бы это звучало в вашем исполнении? Я говорю «.....» - и ставлю на этом точку. - Я говорю «Да здравствует жизнь!» - и ставлю , на этом точку.
Попытка понять другое человеческое существо, постигнуть его сокровенные глубины - это одно из самых опаснейших человеческих дерзаний. Художник ходит по лезвию этих дерзаний. От того его все муки и радости. От того это искусство людям приносит счастье, даже если они видят перед собой печальные образы святых, отданных на мучение.

Беседовали Елена ШУЛЬЦ, Татьяна КОНДАКОВА
"Херсонський вісник" 26 лютого 2004 г.
 

 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.