on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

15.04.2024, 23:51

Серія картин еротичного жанру. У Херсоні художниця презентувала виставку "Гола правда"

  Херсонська художниця Оксана Оснач презентувала у місті виставку ...
13.04.2024, 11:07

Обстріляний, але живий: Херсонський театр привіз до Чернігова зворушливу виставу

Днями у Чернігові побував Херсонський академічний театр імені Миколи ...
13.04.2024, 11:04

У Херсонській громаді не закрили жодного закладу культури - МВА

  У Херсонській громаді не закрито жодного закладу культури ...

В ажурном блеске

01.07.2006

Ювелирные изделия традиционно выделяют в совершенно отдельную категорию фотосъемки. Это обусловлено сочетанием мастерства не только в видении композиции, цвета, фактуры снимка, но и технической реализации таких идей. Ведь ювелирные изделия могут иметь матовые, глянцевые, прозрачные, зеркальные поверхности сложной формы с различными свойствами отражения света. К тому же в большинстве случаев драгоценности состоят из комбинированных фактур, что осложняет съемку и требует более продуманной постановки света. Мы попросили двух известных украинских мастеров ювелирного фотодела рассказать о специфике их работы…

Второму эксперту нашего материала - Игорю Бережному из Херсона - в своей практике не раз приходилось сталкиваться со съемкой ювелирных изделий. Чаще всего съемку эту заказывали специализированные магазины для составления каталогов или для наружной рекламы.

- При съемке ювелирных изделий нужно помнить, что в каждом таком миниатюрном произведении искусства присутствует индивидуальность. Поэтому никогда нельзя рассчитывать, что съемка будет проходить по какой-то определенной классической схеме. Единственный массовый вариант - бестеневая съемка при помощи светового шатра или специального бокса. Ювелирное изделие располагается на его «полике», через специальное отверстие вставляется объектив, а сам бокс снаружи интенсивно освещается стандартными источниками света. Такая съемка дает некий шаблонный, но от того не менее популярный вариант решения фотографической задачи.

Совершенно другое дело, если снимаешь «ювелирку» как искусство, как красоту, подходя глубоко индивидуально к каждому произведению подчас неизвестного мастера. Для таких нестандартных задач свет подбирается сугубо отдельно. Спешка исключается, и можно довольно долго искать игру камня, формы, оттенка каждого кольца, каждой сережки или запонки, чтобы подчеркнуть изящество модели. Когда будет найдена форма светового рисунка, выстраивается схема освещения, которая опять-таки работает на нее. При этом нужно обращать особенное внимание даже не на само освещение, а на рисунок бликов на изделии.

Нередко появляется необходимость воспользоваться черным матовым поглотителем излишних световых переотражений. Самое удачное сочетание, когда с одной стороны автор дает рисунок по кольцу (не обязательно бестеневой съемкой!), а отдельные участки притемняет. Тогда детали выходят на передний план, подчеркивая изящество и неповторимость авторской формы. В соблюдении этой тонкой пропорции между освещенными и притемненными участками и заключается основная сложность съемки ювелирных изделий.

Другим важным вопросом является правильная цветопередача. Если фотосъемка проводится для полиграфии, всегда нужно помнить о том, что с цветом будет работать еще и верстальщик, и репрограф. А никакому клиенту не понравится, если цветовая гамма будет нарушена. Если брошь, к примеру, - из белого золота, то оно должно быть не розовым, не голубым, а своего естественного тона. Нужно передавать в точности и оттенки вкраплений ювелирных камней, эмали, других материалов и покрытий. Для этого нужно выводить цветовой баланс, цветовую температуру. Поэтому практически все фотографы снимают «ювелирку» в RAW-формате, а в последней версии Photoshop SC2 появился прекрасный интерфейс корректировок по цветовой температуре.

Очень важно правильно определить экспозицию, или можно воспользоваться «эксповилкой». Если экспозиция ошибочная, сразу идет цветовой разбаланс, и могут проявиться нежелательные нюансы, которые, в конечном итоге, хотя и поддаются корректировке, но только за счет потери информации в снимке. Ну а потеря информации - потеря качества. Я предпочитаю использовать импульсный свет. Прежде всего потому, что он стабилен. К сожалению, в условиях нашей действительности, когда напряжение тока может сильно меняться, я не советую пользоваться стандартными лампами накаливания или галогеновыми прожекторами постоянного света. За исключением тех случаев, когда они фирменные, снабжены специальными стабилизирующими электронными схемами и не зависят от капризов электросети.

Еще мне очень нравится при работе с импульсным источником света использовать сотовые насадки. Именно световые соты дают возможность передать игру света на гранях бриллиантов, изумрудов, рубинов. Когда идет равномерный софтовый поток, камни получаются достаточно плоско. Использование цифровых технологий позволяет построить процесс съемки в более комфортном ключе. Прежде всего, выручает возможность сливать в Photoshop слои. Очень часто на камне, например, надо дать одну экспозицию, на кольце другую, поэтому делается несколько кадров, и после монтажа изделие предстает особо изысканно, почти как в «трехмерке».

Когда приобретаешь должный опыт, необходимость в экспонометре отпадает. Очень выручает работа с гистограммой. При ее помощи ты можешь управлять процессом съемки полностью осознанно.

Ювелирная съемка, как частный случай предметной съемки, требует достаточно высоких значений диафрагмы - обычно f/22 и даже выше. Прежде всего, это дает большую глубину резкости (конечно, если это необходимо). Но иногда может возникнуть потребность и в малой глубине резкости, например для того, чтобы размыть какой-то задний объект на изделии или подчеркнуть индивидуальность камня. Схемы, которыми пестрят зарубежные издания, - вещь хорошая, но они не избавят вас от необходимости размышлять и решать каждую задачу глубоко индивидуально.

Да, еще одним немаловажным техническим моментом, с которым вы встретитесь снимая «ювелирку», будет проблема подставки или изобретения какого-то приспособления для фиксации кольца, серьги, браслета в нужном ракурсе, выгодно подчеркивающем форму. Это настоящая проблема, потому что закругленные металлические изделия очень непослушны. Они скользкие, всегда падают, ложатся так, как им удобно, - настоящая катастрофа для фотографа. Часто их просто необходимо зафиксировать в нужной «позе», иначе кадр не состоится. Поэтому применяются самые простые методы фиксации - изящные подставочки, которые потом можно убрать в Photoshop, а если следовать народным методам - это элементарный шарик из пластилина размером со спичечную головку. При его помощи можно закрепить на подставке кольцо любой формы.

Для того, чтобы заниматься ювелирной фотографией, лучше всего обзавестись цифровой камерой, которая поддерживает достаточно высокие значения диафрагмы и не дает заметных цифровых шумов. Снимая ювелирные изделия, вы имеете практически неограниченный световой поток, поэтому старайтесь чувствительность ISO сводить к минимуму.

Журнал «Digital Photographer» июль 2006

 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.