on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Новини регіону

14.02.2022, 08:47

VI Всеукраїнський хореографічний фестиваль-конкурс «DANCE-клас»

Положення про конкурс «DANCE-клас» Дитяча громадська ...
12.01.2022, 09:14

"Суспільне: Херсон" запрошує на передпоказ документальної програми «Херсонська бавовна або невдалий радянський експеримент»

  12 січня о 13:00 у Херсонській обласній універсальній ...
03.01.2022, 11:26

Для xepcoнcькиx дiтeй opгaнiзувaли нoвopiчний зaxiд у тeaтpi ляльoк

  З нaгoди нoвopiчниx тa piздвяниx cвят, Xepcoнcьким мicьким ...

Вандалы...

01.02.2007

Предварим разговор о вандализме коротким историческим экскурсом: вечный город Рим осаждали столь многочисленные и разнородные племена и народы, что высокочтимые граждане Рима окрестили их одним словом - варвары. Из-за гортанного говора кочевников, в котором носители благозвучной латыни слышали одно: «Вар! Вар!». Большинство этих племен и народов так и не запомнились в веках. Почему же тогда племена вандалов, не делавших погоды в тогдашнем политикуме, в истории задержались? Как и другие, они грабили, насиловали, убивали, брали в рабство, загоняли своих лошадей в храмы и термы. Как и другие, они считали, что Рим должен быть разрушен, поэтому периодически его разрушали. Но повалять-поломать -это одно дело, а уважающий себя варвар, в силу своей мировоззренческой позиции, не мог спокойно ни пройти, ни проехать, мимо хотя бы одной античной статуи. Если времени было мало, отбивали руки, нос и остальные выпирающие части. А по свободе и при вдохновении какому-нибудь произведению Фидия (хотя тот грек, а не римлянин) доставалось куда больше. Кстати, варвары, в целом, не исключая вандалов, были довольно равнодушны к материальным ценностям: горшок, будь он из золота или из глины, оставался для них просто горшком. Статуя же при всех ее эстетических достоинствах никак в качестве емкости не годилась. И к коню ее не привяжешь. Думается все же, вандалы в историю попали случайно. На эту мысль наталкивают современные аналогии. Определим для себя (не по словарю) понятие «вандализм» как уничтожение или повреждение чего-нибудь ценного или памятного с корыстной или эмоциональной целью. Первое: We are live in material world, - пел, бывало, с грустью в голосе самый трансцендентный Битл. Видимо, и ему от материального мира доставалось. Так вот, большинство актов вандализма прямо связано с целями материальными: что-нибудь от чего-нибудь отодрать, чтобы потом продать. Античных памятников, понятное дело, на территории области нет. Но пытались отпилить (и отпилили) копыто коня легендарной «Тачанки» - раз; «содрали кожу» с красноармейца и матроса под той же Каховкой - два; отпилили ружье на барельефе в парке Славы в Херсоне; отпилили ноги Скорбящей Матери в том же парке; разобрали по частям и в два захода украли «Гуцулочку» в соседнем парке; зачем-то разбили гипсовую голову Зала Эгерсег в одноименном сквере (хотя даже старожилы думали, что голова венгра - бронзовая) - три, четыре, шесть... Это - так называемые «резонансные события».

А в местах смирения и вечной скорби кражи памятников, оградок и тому подобное уже давно стали считаться чем-то из ряда вон выходящим. Даже в отчетах начальника тюремных и исправительных учреждений за 60-какой-то год в Москву написано: «установить принадлежность могил захороненных военнопленных и интернированных не представляется возможным, так как с могил были украдены пионерами и сданы в металлолом металлические таблички с именами и номерами».

По понятным причинам милиционеры ночью на кладбищах не дежурят. И в местах, где установлены некоторые из памятников, «массовое скопление населения» наблюдается только в праздники. Сплющенные фрагменты потом находят в пунктах приема металла. Увы, полноценная реставрация не всегда возможна.

Переходим к вандалистской «хулиганке». То бишь уничтожению ради самоутверждения, из мистических или эмоциональных побуждений. На предмет самоутверждения скажем - место в истории уже занято: некто Герострат сжег храм Артемиды в Эфесе, и возмущенные греки запретили упоминать его имя. Конечно же, вышло все наоборот. Наш местечковый «Герострат» самоутверждается, как правило, в нетрезвом виде. Он или камнем разобьет фонарь в сквере Потемкина, или свернет в трубочку дорожный знак, напишет что-нибудь матерное, обольет памятное краской или поступит банально-скотски: наложит в почитаемом месте свое абдоминальное... Это не слава, а просто срам! Случалось находить поваленные кресты и надгробия, надписи и рисунки на стенах духовных учреждений, свастики, «анархии» и прочие страшные символы и свидетельства падения нравов. «О temporal О mores!» - вздыхали древние, предрекая крах, Апокалипсис и полный капец. А их цивилизации продолжали существовать тысячи лет. У нас тоже угрозы общественной и государственной безопасности при тщательном расследовании найдено не было. Скажем так, человек простой и необразованный царапает на стене известное односложное слово. А тот, который начитался книг, насмотрелся фильмов, начатился, нуждается в иных мыслеформах. И чтоб другие «зацепили». Хотя кресты и надгробия ломают обычно по той же причине, что и бьют фонари и заворачивают знаки. Что под руку попало.

Все понимают: с вандализмом надо бороться. Хорошо бы еще знать, как это делать. Вы видели психа, который будет пилить ногу статуе или писать на стене в присутствии милиционера?! Охрана городского имущества возложена на муниципальную милицию. А оно - ого-го какое...
Злодеев задерживают постфактум...

СОНЯ РОНСКИХ, журналист
Взгляд.-2007.-1 февраля
 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.