on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

15.04.2024, 23:51

Серія картин еротичного жанру. У Херсоні художниця презентувала виставку "Гола правда"

  Херсонська художниця Оксана Оснач презентувала у місті виставку ...
13.04.2024, 11:07

Обстріляний, але живий: Херсонський театр привіз до Чернігова зворушливу виставу

Днями у Чернігові побував Херсонський академічний театр імені Миколи ...
13.04.2024, 11:04

У Херсонській громаді не закрили жодного закладу культури - МВА

  У Херсонській громаді не закрито жодного закладу культури ...

Веселый праздник отмечали не все

Как отмечали Рождество и Новый год деды и прадеды херсонцев
Празднование Нового года и Рождества в Херсоне принимало самые неожиданные формы. За два века оно успело побывать и официальным торжеством государственною значения, и на какое-то время уйти в подполье, и вернуться в качестве нескольких веселых дней без какой-либо идеологической и религиозной нагрузки. Но праздник всегда оставался с нами — его отзвуки и сейчас хранят пожелтевшие страницы старых газет.

Церковный парад, каток и шампанское
Рождество и Новый год в Херсоне на изломе XIX и XX веков отмечали весьма основательно. Газета «Юг» в 1899 году сообщала читателям о времени начала литургии в церквях и «звоне к всенощной». Не слишком истовых богомольцев заманивали «церковным парадом от войск гарнизона в составе одной роты 58-го пехотного прагского полка с хором музыки, одного взвода от 6 мортирного артиллерийского полка и одного взвода от 6 летучего мортирного артиллерийского парка». Парад должен был состояться на первый день Праздника Рождества Христова, но читателей предупреждали: «При морозе пять и выше градусов парад отменяется».

Посетив богослужения в храмах, херсонцы всецело отдавались увеселениям, которые были и сословными, и общими. Высший свет губернии и в это время не упускал возможности выразить свои верноподданнические чувства. «По примеру прошлых лет в городском собрании в день Нового года состоялся обмен поздравлениями местных граждан. Входящие платили взамен новогодних визитов рубль в пользу местного благотворительного общества. Когда всем гостям было разнесено шампанское, г. начальник губернии, обращаясь к присутствующим, произнес тост за драгоценное здоровье государя императора, государынь императриц Александры Федоровны и Марии Александровны. Тост был покрыт долго не смолкавшим «ура» присутствующих. При этом расположенный на хорах оркестр пожарного общества исполнил «Боже, царя храни», — отчитывается газета «Юг». Однако не скучали и те, кого к шампанскому и здравицам в честь государя не допускали.

Общество ремесленников «Опора» 29 декабря того же 1899 года в зале Тропина организовало семейный вечер с раздачей детям подарков и танцами. Там же «был продемонстрирован граммофон и волшебный фонарь». Хватало и благотворительных детских вечеров с елкой и лотереей-аллегри, то есть беспроигрышной. Ну а встретиться «баре» и «простые смертные» могли на открытом катке. Тогда зимы были суровее, Днепр замерзал надолго, и большой каток во время рождественских праздников устраивали прямо на реке. Там не только расчищали участок от снега и сглаживали неровности, но и обустраивали теплую раздевалку, ежедневно играл «второй хор музыки» все того же 58-го пехотного прагского полка. И за все эти удовольствия взималась скромная плата - по 20 копеек со взрослого и по 10 - с детей и учащихся.

Дед Мороз под запретом
Большевистский переворот и гражданская война смели начисто и высший свет, и благотворительные вечера, и оркестры императорских пехотных полков, и весь устоявшийся веками провинциальный быт. После революционной встряски херсонцы стали мало-помалу приходить в себя, и к концу 20-х годов прошлого столетия им вновь захотелось веселья. Однако новая советская власть, сурово сказала им: «Шалишь!». Уже 1 января 1930 года обывателям подвалил первый «новогодний подарок» - коммунистическая пресса обрадовала их новостью о переводе многих предприятий и организаций на беспрерывную рабочую неделю «для улучшения обслуживания рабочих масс». Сразу последовало исчерпывающее разъяснение: «Не работают 1 января только те предприятия, которые не перешли на пятидневку, шестидневку и непрерывную неделю. Те, что перешли, — работают».

В преддверии Рождественских и Новогодних праздников партийных идеологов охватывала настоящая истерика - они никак не могли примириться с тем, что отдельные несознательные элементы все еще желают и в церкви помолиться, и поставить дома украшенную елку. Лозунги тех лет не оставляют места для сомнений. «Откажись от рождественской пьянки - культурно расходуй заработок!», «Долой елку!», «Беспощадный поход против религиозно-бытовых обычаев, против елки, кутьи, колядок!». И, кстати, одними только призывами и лозунгами не ограничивались. Херсонский окружной торговый отдел на время праздников своим распоряжением особо запрещал продажу на базарах «рождественских игрушек (Дедов Морозов, ангелов), елок и свечей для елок». Всякие там «контрреволюционные» литургии, катки и благотворительные вечера заменили антирелигиозными постановками и концертами. В Херсоне «гвоздем программы» на 5 января 1930 года был «еврейский антирелигиозный семинар в Доме еврейской культуры».

Елка с агитационной составляющей
Вот так, скучно, зато идеологически выдержанно, херсонцы дожили до Второй мировой войны и оккупации. В 1941-1944 годах гражданские власти города всячески пытались возродить былые традиции праздников. Местные издания - такие, как «Голос Днепра» - возобновили практику поздравлений с Новым годом, разъясняли суть Коляды и Рождества, в уцелевших храмах опять служили всенощную. Хотя со «светской составляющей» снова не складывалось: для соблюдения немецкого «орднунга», то бишь порядка, городская управа в январе 1942 года своим постановлением даже строго запретила «кататься на коньках и санках по тротуарам». Однако херсонцам было не до катаний и веселья - жилось под пятой оккупантов еще менее сладко, чем при большевиках.

И только после окончания войны и послевоенной разрухи, уже в 1960-х годах, в СССР сперва негласно реабилитировали обмен новогодними подарками, затем елку. И даже стали выпускать для нее «фабричные» игрушки - но не каких-нибудь там отсталых ангелочков, а продвинутых, с агитационной составляющей. Полетел в космос Юрий Гагарин - на прилавках появляются стеклянные копии ракети спутников. Началась хрущевская кампания по сплошному выращиванию кукурузы - и в продажу пошли игрушки в виде «царицы полей». А «кремлевские звезды» в качестве елочных верхушек продержались в семьях херсонцев чуть ли не до конца 80-х годов прошлого века. И лишь в независимой Украине новогодние празднования возвращаются к народным корням и обычаям, с традиционными забавами и елочными игрушками без политики. Но это уже хорошо знакомая всем нам история, о которой лет через сто вновь будут рассуждать краеведы и фольклористы. С Новым годом, друзья!

Автор благодарит областной государственный архив Херсона за помощь в подготовке публикации и предоставленные материалы.

Сергей Яновский
«Новий день».- №52 (5151).- 25.12.2014.- стр.17

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.