"Волки и овцы" - пьеса о нас
17.05.2007
В театре им.Кулиша состоялась премьера спектакля Островского «Овцы и волки». Репетиции актеров продолжались около четырех месяцев и, как отмечает заведующая труппой театра Александра Тарновская, были сопряжены со многими трудностями.
Однако, несмотря на сложности, актеры работали с огромным удовольствием, и пьеса стала итогом работы театрального сезона. По словам режиссера-постановщика Олега Мишукова, сцена херсонского театра не «видела» Островского около пятидесяти лет, и хотя комедия написана в 1875 году, она, как никогда, актуальна в настоящее время.
«Волки и овцы»—одно из самых блестящих созданий комедийного гения Островского. Быть может, ни одна из великих пьес русского драматурга не звучит так остро и органично в сочетании с сегодняшним днем. Основной ее акцент
— разрушительная власть денег, которая влечет за собой смещение нравственности. И, вероятно, далеко не случайно первоначальное название пьесы
— «И волки едят... и волков едят...».
Так уж в этом мире устроено: одним людям суждено быть простодушными и кроткими, как овечки, а другим —хитрыми и коварными, как волки. Впрочем, и матерого волка можно обмануть - в любую минуту герои могут поменяться местами.
Действие комедии разворачивается в пределах нескольких суток в одном из губернских городов. Мурзавецкая, владелица большого, но уже порядком расстроенного имения, одна из самых уважаемых особ, забрала большую власть в губернии. Ее авторитет непререкаем. Говорят, ее «женского ума на пятерых мужчин хватит». Сильная, властная, она слывет праведницей, блюстительницей нравов, всячески подчеркивает свою отрешенность от всего земного, от жизненной суеты. Но за мнимым благонравием и кротостью скрывается смелая и напористая авантюристка.
Чтобы поправить свои денежные дела, она задумывает прибрать к рукам наследство богатой, опекаемой ею вдовы Евлампии Купавиной и пристроить своего беспутного племянника Аполлона. Мурзавецкая вовлекает в заговор услужливого Чугунова (поверенного во всех ее неблаговидных затеях), обнаруживая огромную силу характера, издевательскую дерзость в сочиняемых ею интригах. И при этом уповает на совестливость и порядочность своей жертвы. Она надеется подложными письмами, фальшивыми векселями, темными слухами вынудить Купавину к браку с Аполлоном. Изгнанный из полка, вечно пьяный, он доставляет своей тетке немало хлопот и беспокойства.
Доходное купавинское имение привлекло, однако, не только губернскую владычицу Мурзавецкую, но и дельца Василия Беркутова. Он приехал, чтобы жениться на Евлампии и, не зная еще, нравится ли ей, не сомневается в успехе. Не нарушая законов, уверенный, что «в практический век честным быть не только лучше, но и выгоднее», Беркутов ловко и достойно распутывает узел, затянутый Мурзавецкой, преподает ей жестокий урок и все оборачивает в свою пользу. Мало того, он заботится о престиже Мурзавецкой, оберегает ее положение в глазах общества. Но все, чего она желает в своих грабительских мечтах, он спокойно прибирает к рукам.
В этой комедии показана разноплановая охота за богатством. Вот и юная Глафира, дальняя родственница Мурзавецкой, ее ученица, жадная до жизни, чувственная, обаятельная, с неукротимым стремлением к роскоши, охотится за убежденным холостяком, богатым барином Лыняевым. Он панически боится семейной жизни, но ей удается изощренно и искусно его обольстить.
Комедия «Волки и овцы», обескураживающе современна, как будто вчера написана. Провидческий дар Островского открывает удивительные совпадения и сходство, казалось бы, разных эпох: пореформенной России позапрошлого века и нынешнего переломного времени. Сегодняшняя жизнь легко входит в рамки классического сюжета, и пьеса наполняется жгучим современным смыслом.
Алла Голева
Булава.-17.-05.-2007
Публікація першоджерела мовою оригіналу