Звуки под землей или «Переходный этап» херсонских музыкантов
Кто-то выбирает Пятницкого хор, кто-то музыку в стиле хардкор. Кого-то же непреодолимо тянет в подземный переход. И не только потому, что это оптимальный способ переправить свое грешное тело на другую сторону улицы. Но и потому, что именно там, в прохладном подземелье, "зависают" многие херсонские "кобзари" и бередят нашу душу (и карман) своим творчеством.
Несмотря на всю их занятость, мне удалось отвлечь их и поговорить с ними. Как всегда, я наживлял на крючок каверзные вопросы и вот что мне удалось выудить.
Два действующих перехода ("центральный" и "железнодорожный") озвучивают нынче пять действующих на нервы музыкальных коллективов. Это группа Lemons, гитарист Александр, группа "Галерея", дядя с гитарой и "слезоточивым репертуаром" и тетя с гармошкой. Вообще, музыканты не засиживаются в одном и том же переходе и мигрируют из одного в другой (чтобы полностью дезориентировать публику). У каждого музыканта свои часы работы", и только когда приходит тетя с гармошкой (у которой нет часов), все остальные барды разбегаются.
Оказалось, что музыканты не являются ни кришнаистами, ни сумасшедшими (как подозревали многие), а являются нормальными людьми, которым, как и нам, не чужд трехразовый режим питания и, что интересно, каждый день! Потому стояние (сидение) в переходе для них, в основном, работа и музыка чаще коммерческая, то бишь на массового слушателя. Хорошо идут Агутин с Губиным, неплохо - испанские залихватские, а вот Джо Дассен и Стив Уандер - как-то не "прокатывают". На глубокую музыку (несмотря на подземное расположение) народ не "отдупляется", однако есть кучка поклонников, которая "догоняет" серьезный музон.
Хотя, в основном, догоняют сами музыканты, - догоняют нас, сонных, утром и пытаются разбудить, догоняют днем, пробуя в суете приостановить, догоняют вечером - и все по тому же мееггу. "Народ у нас жутко закомплексованный, - хором заявляют музыканты. - Вроде и нравится им наша музыка, а боятся остановиться, послушать, стесняются бросить монету"... Поэтому каждый раз, проходя мимо, притормозите, прикоснитесь к прекрасному и... расплатитесь - очистите себя и вы увидите, как благотворно это подействует на ваш организм.
Вообще, в переходе прохладно, в переходе уютно, как говорят музыканты, хорошая "наполняемость зала" и великолепная акустика, которую не часто встретишь даже в залах. Все это помогает работать. А вот сколько музыканты зарабатывают, они побоялись сказать. "На еду и курево хватает...". Но, зная, как дорога нынче еда и как много музыканты курят, можно сделать вывод, что не оскудела рука дающего, и сердце рядового херсонского прохожего еще не совсем очерствело. Хотя есть и нерядовые "клиенты", которые готовы расплатиться по ресторанным расценкам.
А вообще каждый исполнитель (или группа) ждет своего "принца", то бишь спонсора, который разглядит алмаз в темноте перехода и сделает из него великолепный бриллиант. А пока музыканты оттачивают технику, отшлифовывают мастерство, отполировывают виртуозность. Ведь в карьере каждого музыканта есть три этапа: первый - "под землей" (проба пера, простите - струны); второй - "на земле" (разработка денежных скважин) и третий - "над землей" (истинное творчество). И вот именно туда, к облакам, стремится каждый из исполнителей.
Но это мечты, а жизнь, как говорится, вносит свои коррективы. "Здоровые лбы - идите работать!" - орут некоторые проходящие. Другие смягчают: "Молодцы - не воруете!", а третьи - отозванные от мира сего и случайно занесенные в переход - заводят волынку религиозных дискуссий, устраивают краткий экскурс к вратам Божьим, а также в долину Сатаны и пещеру Чертей и еще в бог знает какие астрально-кармические закоулки. Причем этих сдвинутых становится, по мнению всевидящих музыкантов, все больше. Основной же чертой херсонской молодежи, по их же мнению, является зацикленность. "Каждый, - говорят они, - в узком "коридоре" своих интересов, а все остальное "по барабану". Спим...
Неформальная культура города тоже, что называется, оставляет желать... И если некоторые музыканты опустились (читай, поднялись) до уровня переходов, то многие другие вообще провалились глубоко сквозь землю, где и распались на первоэлементы. Но об этом - о таинственном исчезновении музыкального движения в нашем городе - мы поговорим в следующий раз, а пока, шагая по переходам, прислушаемся и, быть может, услышим в этой музыке и словах что-то совсем-совсем новое... И если услышим, то можно точно сказать, что "переход" состоялся!
Валерий Литвинов
Газета «Булава»
Публікація першоджерела мовою оригіналу