on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.12.2021, 10:49

І перший сніг, і плавний супокій. Цвіте різдвяник — в домі тихе свято. Так мало нам потрібно й так багато – всього в нас є на вуличці вузькій.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Новости региона

03.12.2021, 10:59

У «Гончарівській вітальні» відбулося відкриття художньої виставки

03.12.2021, 10:52

Херсонців запрошують до участі у конкурсі «Час творити дива»

03.12.2021, 10:44

Херсонські шеф-кухарі потрапили до рейтингу кращих кулінарів України

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > История барка "Товарищ" > Учебный парусный корабль - барк "Товарищ"

Учебный парусный корабль - барк "Товарищ"

В ряде статей мы хотим рассказать об учебных парусниках России, как о кораблях, внесших большой вклад в развитие парусного дела России. На этих кораблях прошли подготовку множество моряков, и они по праву представляли и продолжают представлять нашу страну в мире.
Первым крупным учебным парусником в России в 20 веке стал барк «Товарищ». Он был построен в Англии в 1898 году и носил имя «Лауристон», затем в 1914 году был продан правительству Российской Империи. Во время революционных событий парусник принадлежал английской компании Hudson Bay Co., которая в 1921 году передала барк Советской России. Это был типичный винджаммер – огромный парусный корабль, в целях экономии вообще лишенный двигателя, отопления и даже электрического освещения. Огромный 4-х тонный якорь моряки поднимали тоже вручную. В своей первой, английской жизни, парусник использовался на линии Австралия – Англия и перевозил шерсть. После продажи Российской Империи во время первой мировой войны судно использовалось для снабжения войск, и после передачи уже Советской России, судно продолжало перевозить важные грузы и курсировало по линии Петроград – Таллин.

Барк - учебное судно
Позднее, в 1922 году его решено было переоборудовать в учебное судно. Это была нелегкая задача. Петербург был к тому времени разорен, не хватало всего - парусины, дельных вещей. Однако ремонт был закончен в 1923 году,  – были оборудованы помещения для 120 курсантов и кают-компания на 80 мест. Парусник переименовали в барк «Товарищ». Первыми капитанами были англичане, которые показали себя не с самой лучшей стороны, – один из них при заходе в английский порт попросту сбежал. Парусник, приписанный к Морскому ленинградскому техникуму, совершил несколько плаваний к берегам Англии, попадал в шторма, но судно и команда (кроме капитана) показали себя с наилучшей стороны. Пришлось делать небольшой ремонт в Англии. Подготовкой судна к дальним морским плаваниям занялся директор морского техникума Д.А. Лухманов.

Под его руководством судно с грузом диабаза направилось к портам Южной Америки и посетило в 1926 году Аргентину и Уругвай. Судну и его экипажу был оказан теплый прием. Впервые парусное судно представляло молодую Советскую Республику, гордо несло флаг и российскую культуру. С грузом ценного тропического дерева парусник направился обратно к берегам России. Атлантический океан судно прошло за 76 дней, весьма неплохой показатель для судна такого класса с экипажем из практикантов. Было решено сделать ещё одно путешествие в Южную Америку. Однако в 1928 году в проливе Ла-Манш с «Товарищем» произошел инцидент – пароход «Alcantara» сделал резкий поворот и попал точно под форштевень "Товарища". Барк как консервным ножом вспорол обшивку парохода. Спастись удалось только одному члену экипажа злополучного парохода. «Alcantara» затонула за 23 секунды. «Товарищ» был арестован и доставлен в Саутгемптон для разбирательств. Но явных нарушений не нашли, и барк направился в Германию для ремонта. Судебное разбирательство было долгим – тянулось более двух лет. Парусник за это время обошел вокруг Европы. Во время судебного разбирательства были предъявлены обвинения в недостаточной подготовке и квалификации экипажа «Товарища», но явной вины не нашли. Вина была возложена на людей, стоявших на мостике «Алькантары». Однако судовладельцы «Алькантары» опротестовали решение английского суда. При заходе в иностранные порты «Товарищу» теперь грозил арест, и больше судно не выходило за границу. Парусный корабль стал флагманом учебного флота страны и курсировал по акватории Черного моря.

Во время второй мировой войны судно было сдано наступающим немцам и использовалось в качестве общежития для Хорватского «морского легиона». Во время наступательной операции в 1943 году корабль был разбомблен авиацией. Позднее судно было поднято со дна и распилено на металлолом.
 

Гибель парохода "Алькантара" глазами очевидца
Свидетельствует курсант, будущий знаменитый капитан дальнего плавания Виктор Федорович Тамман. Приводим текст без сокращений. Это будет хорошим предостережением будущим капитанам, в том числе и яхтенным.

«Оставив за кормой Дуврский пролив, мы весь день шли в бакштаг по Английскому каналу, который, постепенно расширяясь, сливался с океаном. Поздно вечером, сквозь мглу, вахтенные заметили огни идущего навстречу парохода. Он показывал то зеленый, то красный отличительный огонь. Там, вероятно, еще не решили, какими бортами разойтись с нами. Решив показать, что мы являемся парусником, которому паровое судно обязано уступить дорогу, мы зажгли фальшфейер. Более двадцати упруго выпуклых парусов феерически высветились в кромешной тьме.

Корабли сближались. Вдруг, когда расстояние между нами сократилось до нескольких кабельтовых, транспорт (теперь он отчетливо вырисовывался) резко повернул и пошел нам на пересечение курса. Это произошло так неожиданно, так скоротечно, что избежать катастрофы оказалось невозможно, тем более что мы не имели двигателя, чтобы дать задний ход. Пароход, двигавшийся справа налево, оказался прямо перед нами. Вначале наш мощный бушприт, начисто срезав мачту, стал крушить мостик, трубу, спасательные шлюпки. И в тот же момент стальной форштевень «Товарища» врезался в левый борт транспорта, как тяжелый топор в консервную банку.

Наш корабль огромной массой (свыше пяти тысяч тонн) на восьмиузловой скорости почти надвое расколол корпус парохода. Краткое мгновение мы видели его высоко поднявшуюся корму, но она тут же скрылась в волнах. Мы дали своей небольшой судовой рацией сигнал бедствия и просьбу находившимся вблизи судам подойти к месту аварии для спасения утопающих. Как потом нам стало известно, из воды подняли несколько человек, но они или оказывались мертвыми, или умирали на руках своих спасителей. Слишком велико было переохлаждение, да и огромное нервное потрясение сделало свое дело».

Характеристики барка «Товарищ»
Длина наибольшая – 86 метров, ширина наибольшая 12,8 метров. Судно имело максимальную осадку 6,60 метров. Водоизмещение - 4750 тонн с полным грузом. Площадь парусности – 3005 квадратных метров. Судно управлялось экипажем в 32 человека и могло принять на борт 120 практикантов. Для размещения команды были помещения: три кубрика курсантов по 40 человек и столовая на 80 мест. Под палубой помещались каюта командного состава, кают-компания и изолятор.

Позднее со дна был поднят адмиралтейский якорь барка "Товарищ" и установлен на каменном пьедестале у ворот торгового порта г. Мариуполь, как памятник выдающейся парусной школе Советского Союза.

 

amcsailing.ru/article/154.html

 
2. 22.06.2015 11:57
Редакция

Уважаемый Павел, пожалуйста, не стоит быть таким уж категоричным. Автор этой статьи абсолютно прав (сверьтесь с другими источниками) - речь вовсе не идет о "Товарище" херсонском (тот, который "Gorch Fock "), а о первом советском "Товарище" (тот, который "Lauriston")

 
1. 21.06.2015 21:38
павел
Какой придурок это писал? Учебный парусный корабль "Товарищ" Не был никогда российским,а принадлежал Херсонскому мореходному училишу.

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.