on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.08.2019, 10:03

Август-2019

Пахне мелісою й медом   Вранішній чай.   Серпень неждано до тебе, -   Що ж, зустрічай.     Меду прозорі краплини...   В вервиці дні   Мов кукурузні зернини,   Злото-ясні.     Пурпур томату достиглий,   Яблучок віск,   Тихі заграви вечірні,   В темряві зблиск.     Ночі такі баклажанові,   Пісня цикад...   Астри із неба рахманного   Падають в сад.         Літо спекотне дозріло,       Осінь гряде,       Сміло вже бронзове тіло       Холоду жде. Валентина П.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Новости региона

15.08.2019, 14:05

В Україні запустився безкоштовний онлайн-курс для митців

14.08.2019, 10:32

У Херсоні відбудеться Флешмоб жіночності-2019

14.08.2019, 10:21

Херсонців запрошують відсвяткувати День Незалежності

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Учительские курсы — детище губернского земства

Учительские курсы — детище губернского земства

В двух предыдущих номерах «Субботнего выпуска» мы познакомили вас с системой херсонского народного образования в дореволюционную эпоху. С реформами, происходившими в этой области, и некоторыми особенностями школьного бытия, в частности - с проблемами жизни и труда сельского учительского персонала

Зарплата учителя в начале XX века зависела от его образования. Потому учительский персонал стремился к повышению своей профессиональной квалификации. В этом же было заинтересовано и губернское земское руководство. По крайней мере первые педагогические курсы в Херсоне были организованы при непосредственной заботе тогдашнего председателя губернской земской управы Александра Эрдели в 1870 году. Первоначально планировали, что педагогические курсы будут ежегодными, но недостаток финансов внес свои коррективы. Посему педагогические курсы работали в летний период лишь с 1870 по 1875 годы. В среднем слушателями курсов были около сотни учителей земских школ.

Но после того как в 1874-м занятия на курсах проводил специально приглашенный в Херсон выдающийся русский педагог Николай Бунаков, в следующем году было зафиксировано рекордное количество слушателей - 236 человек. Причем проезд и содержание слушателей в период прохождения курсов (30 дней) тогда еще осуществляли за свой счет. В 1872 году Херсон пополнился еще одним специальным учебным заведением, осуществлявшим подготовку учительского состава для губернских школ, - 3-классной учительской семинарией, переведенной из Николаева. Новое учебное заведение разместилось в бывшем путевом дворце Екатерины II на территории упраздненного к тому времени адмиралтейства в Херсонской крепости. Учительская семинария была доступным учебным заведением. Туда принимали юношей и девушек из всех сословий, но обязательно православного вероисповедания, выдержавших приемные испытания в объеме программ двухклассных начальных училищ.

В 1881 году после 6-летнего перерыва земство вновь предприняло попытку восстановления деятельности педагогических курсов. Руководить ими был приглашен известный общественный деятель, педагог, публицист, основатель ряда земских школ барон Николай Корф. Но и на этот раз вследствие целого ряда причин сделать их постоянно действующими не получилось. Очередные летние учительские курсы действовали в Херсоне в 1896-м, затем в 1898 и 1900 годах. Причем два последних года руководителем курсов вновь был выдающийся Бунаков. Неудачные попытки организации губернских учительских курсов продолжались и в начале XX века. Так, запланированные на лето 1903-го курсы не состоялись ввиду неудовлетворительной подготовки и отсутствия финансовых средств у губернского земства. Было решено перенести открытие курсов на следующий год. Однако начавшаяся в январе 1904-го русско-японская война изменила все планы.

Вместе с тем частичная реформа народного образования 1903 года, увеличение общего количества новых начальных школ и переход к осуществлению идеи всеобщего образования требовали активной подготовки учительского персонала. И всё же только в 1910-м губернская управа внесла на рассмотрение очередного губернского земского собрания доклад «Об организации в г Херсоне общеобразовательно-педагогических курсов для учащих начальных земских школ губернии», подготовленный по итогам анкетных опросов порядка 1500 учителей. Причем из общего количества педагогов, отвечавших на вопросы, не было ни одного, кто высказался бы против устройства курсов.

Ратуя за возобновление летних учительских курсов, губернская управа обращалась к губернскому земскому собранию: «Естественно, что учитель, удовлетворявший отжившую школу грамоты, далеко не удовлетворит запросы нынешней школы с 4-годичным курсом. Наконец, развивающиеся все шире и шире отрасли земского хозяйства - медицина с санитарией, ветеринария с зоотехникой, агрономия с опытными полями и селекционными станциями, страховое дело и многое другое - часто ставят учителя в положение обязательного агента по сообщению населению тех или иных сведений из разных отраслей знания».

Из приведенного текста видно, что дореволюционная земская школа старалась быть максимально приближенной к реальной жизни и помогала своим выпускникам ответить на многие жизненные вопросы. Но доклад, несмотря на его актуальность, был рассмотрен губернским земским собранием только... зимой 1912 года. Правда, рассмотрели его, как тогда говорили, «в положительном смысле». Резолюция собрания была однозначной: «Признать необходимым ежегодное устройство в г. Херсоне полуторамесячных курсов для учащих земских школ губернии общеобразовательно-педагогического характера». Это же собрание внесло в смету 1913-го в фонд устройства педагогических курсов 7100 рублей.

Первые по-настоящему действенные курсы, устроенные с учетом опыта иных, более успешных в этом отношении губерний, были открыты в Херсоне 15 июня 1913 года и продолжались 40 дней. И если ранее прибывавшие на курсы учителя вкладывали свои средства на проезд и питание, то теперь об этом должны были позаботиться уездные земства, командировавшие их. Желающих оказалось слишком много, и на первых порах пришлось даже ввести некоторые ограничения - не более 150 слушателей. Правда, к началу открытия курсов требования пересмотрели, увеличив количество слушателей до 195 человек плюс 50 человек «вольных слушателей».

Одним из интересных моментов в деятельности курсов 1913 года стало открытие для практической подготовки курсистов независимой летней смешанной школы 4-годичного типа. То есть со всеми четырьмя классами для мальчиков и девочек. В отчетах городской управы можно найти следующие строки : «Дети с большой любовью относились к школьным занятиям, что доказывается самым незначительным количеством пропускаемых уроков. Особенно учеников интересовали практические уроки, дававшиеся в аудитории г. г. Лекторами». Так как практическая школа состояла из детей городской бедноты, губернская земская управа изыскала средства на горячее питание для учеников. А в самом начале занятий каждый ученик и ученица получали по комплекту одежды с обувью, а мальчиков снабжали еще и новенькими фуражками.

Учительские курсы 1913 года показали всю важность повышения квалификации учительского персонала в период реформы народного образования и были достаточно продуктивными, что видно из отчета губернского земства. По словам директора народных училищ, «хотя участ-ники курсов жертвуют своим летним досугом, но, как я успел убедиться, всегда работают с неослабевающей энергией и достигают вполне удовлетворительных результатов».

Воодушевленная успехами учительских курсов 1913-го, губернская земская управа провела столь же успешные курсы в последнее мирное лето 1914 года. С началом войны стало уже не до учения, а посему эти курсы оказались последними в дореволюционной истории Херсона. Война и последующая вслед за ней революция стали причинами того, что осенью 1917-го в Херсон был эвакуирован из Эстляндии (северная часть современной Эстонии) Юрьевский учительский институт. Его разместили в здании закрытой к тому времени II Мариинской женской гимназии. Спустя два года, в самый разгар Гражданской войны, учительский институт был преобразован в Херсонский государственный педагогический институт. А после установления в Херсоне советской власти - в институт народного образования (сейчас - Херсонский госуниверситет). Учительскую же семинарию, находившуюся с 1872 года в Херсоне, с установлением советской власти закрыли.

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №31 (714).- 30.07.2015.- стр.13

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.