on-line с 20.02.06

Арт-блог

05.04.2019, 09:39

Апрель-2019

Апрельская прогулка (Ю. Визбор) Есть тайная печаль в весне первоначальной, Когда последний снег мне несказанно жаль, Когда в пустых лесах негромко и случайно Из дальнего окна доносится рояль. И ветер там вершит кружение занавески Там от движенья нот чуть звякает хрусталь Там девочка моя, еще ничья невеста, И грает, чтоб весну сопровождал рояль. Ребята, нам пора, пока мы не сменили Веселую печаль на черную печаль. Пока своим богам ни в чем не изменили, В программах наших душ передают рояль. И будет счастье нам, пока легко и смело Т а девочка творит над миром пастораль, Пока по всей земле, во все ее пределы Из дальнего окна доносится рояль.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

10.04.2019, 15:08

Епоха Вацлава Мошинського. Пам'яті Майстра

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

18.03.2019, 10:08

V Міжнародний конкурс малюнку «Ілюстрація до народної казки»

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Потемкин Григорий Александрович > Украина начинается… с Потемкина!

Украина начинается… с Потемкина!

В позапрошлом номере нашей газеты в статье под рубрикой “державотворення/херсонська метода” был опубликован текст, в котором основатель Херсона был назван “досить таки одіозною постаттю” (статья “Україна починається з… Потьомкіна?”).

Я глубоко убежден, что дела с “державотворенням” у нас в стране идут так туго именно потому, что основателя украинского города в этом самом городе печатно ругают “одиозной фигурой”. Можно только представить себе, насколько острой была бы реакция на подобный демарш общественности европейского, американского или японского города. Ведь в цивилизованном обществе любовь граждан к своей стране начинается с малой родины – улицы, города, региона. И главными объектами этой любви являются фигуры людей, связанных с историей этой самой малой родины. Тех людей, благодаря которым эта конкретная улица, город, регион вообще появились на карте страны и планеты. Кем бы ни был Григорий Потемкин, его необходимо чтить как основателя нашего родного города и, как минимум, не третировать в прессе. Это как любовь к отцу и матери. Какими бы они ни были “одиозными фигурами” их нужно почитать, такова заповедь Господня.

Но самое парадоксальное в тянущейся уже многие годы “Херсонской Потемкиаде”– это то, что авторы антипотемкинских публикаций устойчиво демонстрируют элементарную неосведомленность в сфере, о которой берутся писать. Если уж сочинять текст, в заголовке которого слово “Україна” соединяется с именем Потемкина, то, как минимум, стоит поинтересоваться, как же к указанной персоне относились великие украинцы – создатели нашей национальной духовной традиции – Иван Котляревский, Тарас Шевченко, Иван Франко. Только в этом случае можно аргументированно возводить на пьедестал или ниспровергать героя, с которого символически “начинается” Украина в данной конкретной точке ее территории.

В шестой главе бессмертной “Энеиды” несколькими строчками обозначен идеал казака, некий образец для подражания, с которым в итоге сравнивается главный герой поемы: “Прямий, як сосна, величавий, Бувалий, здатний, тертий, жвавий, Такий, як був Нечеса-князь...”. Такая вот “одиозная фигура”. И ведь идеал этот вполне актуален и сейчас. Так что дай Бог, чтобы херсонские первоклассники, собираясь 1 сентября возле памятника Потемкину, мечтали бы – по Котляревскому – стать когда-нибудь такими ,как запорожец Нечеса-князь. Тогда у нас, может быть, появится шанс воспитать поколение настоящих патриотов Украины.

И Тарас Григорьевич Шевченко, не жаловавший, мягко говоря, царицу Екатерину, вполне определенно обозначил свое отношение к ее тайному мужу. В художественном наследии украинского гения сохранился рисунок, названный автором “Смерть Потемкина”. Умирающий князь изображен в окружении оплакивающих его черноморцев. Прекрасный рисовальщик, Шевченко убедительно передал искреннюю скорбь верных соратников запорожца Грыцька Нечесы. Вполне понятны и мотивы обращения Кобзаря к этому трагическому моменту в истории Украины. Ведь со смертью Великого гетмана Екатеринославских и Черноморских казаков закончился краткий период возрождения украинского казачества после разгрома Сечи. Екатеринославское войско было переформировано в армейские части, а черноморцы ушли на Кубань. Вот только не было в этом вины последнего украинского гетмана.

Ни Котляревский, ни Шевченко, ни Франко, ни кто-либо другой из выдающихся украинцев Потемкина не осуждал. Так что знак вопроса в статье Григория Карпеца не уместен. И если для киевлянина Украина начинается с князя Кия, львовянина – с Данилы Галицкого, то для херсонца родина начинается с Потемкина. Именно в этом и состоит истинный украинский патриотизм. И именно поэтому 30 сентября, в день ангела светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического, небольшая группа херсонцев собралась в ресторане отметить именины своего кумира и основать “Херсонское Потемкинское общество”. Думаю имена “потемкинцев” – Марины Тарасовой, Олега Голобородько, Сергея Дяченко, Сергея Зубарева, Виктора Пиворовича, Михаила Подгайного – говорят сами за себя. И мы сделаем все возможное, чтобы и через сто лет в нашем городе были потемкинские школы, детсады, музеи, регаты, фестивали, и чтобы херсонцы относились к отцу-основателю своей родины так, как принято в цивилизованном мире.

Михаил Подгайный, краевед
«Вгору».- №42(368).- 15.10.2009.- стр.7
 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.