Украинский бандаж
13.05.2004
или Что делала студия «Тотем» в начале мая в цветущих садах за городом?
Проект «Тотема» будет впервые показан 10-25 июня в Ереване, в Армянском Центре Современного Экспериментального искусства на фестивале фильмов и современного искусства «WOMEN'S CITY».
Проект представляет собой серию фотографий - украинские девушки, закреплённые бандажными конструкциями на цветущих деревьях. Центральная серия фотографий - следы от верёвок на коже.
Проект формально синтезирует украинскую традицию (национальные венки из цветов с лентами) и бандаж (японский бандаж, средневековая инквизиция).
В конце апреля «Тотем» приступил к съёмкам данного проекта, получив «добро» из Центра Современного искусства на участие в предстоящем фестивале. Цветущий сад был найден. Но неизвестна была реакция его сторожа, приди он и увидь висящих на деревьях - вишнях, яблонях и персиках - обнажённых и связанных девушек в лентах. Но сторож не пришёл, поэтому проект удался. Это не садомазохизм, а трансформация национальной идеи: путь к победе, он же к поражению. Цитируя концепт проекта: «Две мили осталось пройти от перестройки сознания к его реконструкции. Женщина, по мнению многих мужчин, всё своё историческое прошлое находилась в рабстве. По мнению многих других мужчин, женщина наслаждалась своим рабством и подсознательно стремилась к нему как к средству от излишней социальной ответственности. По мнению многих женщин, они будут в рабстве до тех пор, пока мужчины рассуждают о правомерности или неправомерности такого рабства, и сам факт рассуждений на эту тему говорит
о том, что женщина связана по рукам и ногам если не самим фактом рабства, то маскулинным стереотипом разрешения подобной проблемы». Наверняка!
Автор проекта, Елена Афанасьева, полагает, что традиция в её формальных проявлениях настолько сковала национальное самосознание, что говорить о шароварной государственности украинской культуры уже стало неприличным. Бандаж же, как процесс - это великолепная модель, демонстрирующая отношения между мужчиной и женщиной в социуме. Перед началом процесса бандажа (будем называть его для ясности «бандажные работы») «хозяин» и «раб» подписывают контракт, в котором оговаривают свои права и надежды.
Бандажные (связывающие, подвесные) работы выполнял Андрей Луста, имеющий медицинское образование. Быть моделями в проекте согласились достаточно известные херсонки, имеющие прямое отношение к искусству и поддерживающие вышеизложенный концепт Елены Афанасьевой. Подвешивание оказалось болезненным, за болью приходит эйфория. Может, и мы в подобной эйфории находимся? Думаю, аналогия сейчас уместна.
Без новаций национальная культура шаг за шагом превращается в ремесленничество, и это так. Хотя нормальные, в смысле равноправные, отношения национальной культуры с авангардом невозможны, хотя цель у них и общая.
Александра Гресь
"Булава" 13.05.2004 г.
Публікація першоджерела мовою оригіналу