on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Історія культури і краєзнавство > Приборкувачі вогненної стихії

Укротители огненной стихии

На протяжении всей истории человечества пожары доставляли немало хлопот. Огонь порой уничтожал полностью крупные города. Иногда пожары влияли на ход военных действий между государствами. Например, пожар в Лондоне в 1666 году. Воевавшие с Англией голландцы, ранее терпевшие поражение за поражением, тут же воспользовались ситуацией и зашли своим флотом в устье Темзы.
Десант захватил боевые корабли англичан. Часть судов уничтожили, а оставшиеся в качестве трофеев увели в Голландию.
Пожар Москвы в 1812 году также изменил ход войны. Когда оккупированная столица Российской империи выгорела вместе с провиантом для французской армии, Наполеону пришлось дать приказ об отступлении.

Как все начиналось
В 1778 г. началось строительство Херсона, а уже через 4 года городскими властями был получен из Санкт-Петербурга "Регламент", в котором предусматривались меры противопожарной безопасности. В первую очередь это касалось верфей, где в значительном количестве хранился лес, канаты и прочие материалы. В "Регламенте" предписывалось выставлять караулы в местах, где работали с открытым огнем: кузницах, смолокурнях и т.д. Караульным предписывалось бодрствовать во все время несения вахты и иметь наготове противопожарный инвентарь. Командиру порта было вменено докладывать ежедневно в адмиралтейство-коллегию рапортом, что "…во всем оном добром осторожность хранится". Пожары в жилом секторе тушили всем миром, так как каждый житель прекрасно понимал, что при скученности строений весь сектор выгорит дотла. Лишь в 1803 году городские власти издали циркуляр, в котором устанавливалось расстояние между домами. Между жилыми постройками норма была 25 аршин (17.75 метра), а между хозяйственными 6 аршин (4.26 м). Категорически запрещено было строительство двухэтажных деревянных домов. Под строгий контроль попадали печи и дымоходы. Строителей, нарушивших эти требования, отправляли под суд.

Пожарной части быть!
Херсон с каждым годом расширял границы, и остро встала необходимость иметь свою пожарную часть. Рассмотрев ходатайство городских властей, Министерство внутренних дел прислало приказ о создании пожарной охраны. Первым местом дислокации стало деревянное здание на улице Соборной (ныне Ленина) на месте, где ныне располагается художественный музей. На первом этаже здания находились конюшни и обозный сарай. На втором – казармы пожарных. Наблюдение за окрестностями велось с каланчи высотой 20 метров. Была установлена мачта, на которой вывешивали сигналы, показывавшие силу пожара, а также необходимость помощи со стороны других команд. Город был разбит на 4 сектора, и в зависимости от этого, вывешивалось определенное количество шаров. 5 шаров означали большой сбор всех пожарных. На мачте вывешивали и сигналы о наводнениях и морозах ниже 20 градусов.

Жалованье рядового пожарного составляло 13 рублей 50 коп. Существовали премиальные от 10 руб. до 50, которые выплачивали страховые агентства за спасение материальных ценностей. Тем не менее, по тем временам зарплата считалась более, чем скромной, и существовала текучка кадров. Руководил огнеборцами брандмайор, назначаемый по линии МВД, с месячным окладом 75 рублей плюс премиальные.
Кроме центральной пожарной части, были Михайловская на улице Старостина и Казанская на Забалке. Здания и сооружения были деревянными и за небольшой срок службы ветшали. Городская управа жаловалась на нехватку денег и оставляла просьбы пожарных без внимания.

Примером может служить история с каланчой на Забалке. Когда вышка пришла в негодность, наблюдательный пост перенесли на колокольню церкви Святого Николая. У священнослужителей это восторга не вызвало и уходя, они запирали вход на колокольню. Пожарным приходилось забираться по приставной лестнице при любой погоде. Неудобство вызывало и удаление колокольни от пожарной части, и запрещение настоятеля вывешивать сигналы. После долгих ходатайств в 1898 году городская дума выделила деньги на постройку каменной каланчи, которая сохранилась до наших дней. Также было построено каменное здание (где ныне почтамт) с каланчой для центральной команды .

Газета "ЮГЪ" писала об этом событии: "Новое здание для пожарного обоза осмотрели городской голова И. И. Волохин, член управы А. Тропин, городской архитектор Сварик, брандмейстер Васильев. Решено устроить столб, по которому пожарные могли бы спускаться во время тревоги из второго этажа в первый. Чтобы сделать безопасным спуск по столбу, брандмейстеру рекомендовано устроить у конца столба подушку".
На месте площади Свободы был пустырь, на котором соорудили стену дома с проемами высотой в три этажа и различные постройки. На этих сооружениях оттачивали свое мастерство борцы с огнем.

Имею честь донести…
В 1857 году пожарное законодательство впервые было объединено в единый документ – Пожарный устав. В нем были расписаны меры безопасности, порядок и средства борьбы с огнем и расследования пожаров.
С увеличением площади городской застройки увеличивался и личный состав пожарных подразделений. В 1887 году брандмейстер Иван Бессонов докладывал херсонскому губернатору Эрдели: "Имею честь донести Вашему Превосходительству, что ныне под моей командой состоят 64 человека. Из них 30 обязательно служащие, остальные вольнонаемные. На вооружении имеется 11 ручных труб, 44 коня, телеграф, телефон".
На протяжении полувека пожарные тушили пожары примитивным оборудованием. Принявшему командование в 1900 году брандмейстеру Константину Безносову удалось убедить городские власти закупить новое оборудование. Для этого из городской казны выделили 1500 рублей. На эти деньги были закуплены 15- метровая механическая лестница и два брандспойта.

В 1902 году Безносов убыл на должность брандмейстера Одессы, а на его место прибыл Е.С. Федотьев, который возглавлял херсонских пожарных вплоть до октября 1917 года. Новый начальник допускал на пожаре непечатные выражения, но в то же время был требователен в подготовке пожарных расчетов. На подготовку к выезду пожарные тратили всего 1,25 минуты. Также была изобретена новая "линейка," готовая выехать через 40 секунд после объявления тревоги. Это транспортное гужевое средство было вооружено водяной емкостью, насосом, баграми, лопатами, ломами, ведрами. "Экипаж" составлял 6 человек. Для работы в задымленных помещениях пожарные получили изолирующую маску. Работы подчиненным Федотьева хватало. В среднем за год приходилось тушить в среднем около 130 серьезных пожаров. Один из них случился в 1909 году на Карантинном острове. Тогда разбушевавшийся огонь грозил уничтожить все дома. Камышовые крыши вспыхивыли, как порох, тем не менее, через несколько часов пожарным удалось остановить и ликвидировать огонь.

На пожар!
Выезд на пожар в дореволюционные годы был красочным зрелищем. Пожарный транспорт был на конной тяге, и у каждой части кони были одной масти: вороные, в яблоках, пегие. На российских конезаводах под Орлом была выведена специальная порода для пожарных частей: помесь орловских рысаков с тяжеловозами. Эти кони были огромного роста и силы, но то же время могли обогнать и автомобиль тех лет. Четверкой лошадей, запряженной в пожарную повозку, управляли три кучера. Средний правил двумя центральными, а боковые – пристяжными сбоку. Чтобы править на скорости и сворачивать, требовалось особое мастерство. Впереди скакал верховой и трубил в рожок. По его сигналу с улиц убегали пешеходы, а конные повозки быстро освобождали путь. На главной повозке звонили в колокол, и было прикреплено знамя части. Сзади мчались другие повозки или, как их называли, ходы. На них были багры, лестницы и остальной инвентарь. Затем проносилась, обдавая дымом прохожих, и сверкая медными частями, паровая машина, для подкачки воды. Кортеж замыкала карета с откидным верхом – аналог скорой помощи. Гремели копыта о булыжную мостовую, звенел колокол, блестели каски пожарных, проносились повозки. Такое зрелище впечатляло и не оставляло равнодушным.

В 1917 г. произошла революция, затем началась гражданская война, интервенция. В 1920 г. в город пришла советская власть и начала восстанавливать пожарную охрану. Но это уже другая история.
"Пожарным подразделениям уже несколько столетий. Для борьбы с огнем применялись различные способы и средства. Неизменным оставалось одно – мужество и героизм пожарных в разные времена. Особенно это проявлялось, когда касалось спасения человеческой жизни. Это черта характера, которая объединяет пожарных 19 века и сегодняшних спасателей МЧС," – считает начальник управления МЧС в Херсонской области полковник Виталий Кропивницкий.

Олег Грушко
"Вгору".- №33 (464).- 18.08.2011.- стр.7

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.