on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

19.04.2024, 15:15

Проєкт «Вишивана Херсонщина»

До Дня Вишиванки започаткований проєкт «Вишивана Херсонщина». Для ...
19.04.2024, 11:56

На Херсонщині понад 10 000 пам'яток історії та культури. У якому стані більшість з них зараз — невідомо — ОВА

  У якому стані наразі перебувають більшість пам'яток історії ...
19.04.2024, 11:45

"Не занурити в глибину навколишнього жаху, а подарувати посмішку", - херсонська художниця Яна Голуб'ятникова

  Наразі в роботах херсонської художниці Яни Голуб'ятникової не ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Історія культури і краєзнавство > Вулиця Ісмаїла Гаспринського

 

Улица Исмаила Гаспринского

Решением от 21 февраля 2016 года улица Красноповстанческая (Днепровский район) переименована в улицу Исмаила Гаспринского

Исмаил Гаспринский (1851–1914)

Скорее всего, имя Исмаила Гаспринского, великого татарского просветителя конца XIX – начала ХХ веков, известно в Херсоне немногим, так как местом рождения, жизни и дея­тельности его был соседний с нами Крым. Меж тем имя интеллектуала, политика и издателя, основавшего в 1883 году в Бахчисарае первый печатный орган тюркоязычного населения – газету «Терджиман» («Переводчик»), получило широкую известность и признание среди всего мусульман­ского населения Российской империи.

Воспитанник мектебе (мусульманская начальная школа), Симферопольской казенной гимназии, Воронежского, а затем Московского военно-учебного заведения, Исмаил, не прельстившись будущей карьерой военного, вернулся в Крым, где стал учителем начальной школы. Впоследствии в литературно-просветительской деятельности он не раз обращался к своему школьному опыту: «Плохая школа и глупая литература, пожалуй, составляют худшее из невежеств. Просвещает народ не какое-нибудь, а только высшее и притом общечеловеческое просвещение» («Терджиман» № 6, 1905 г.). С 1871 по 1875 годы Гасприн­ский учится во Франции, знакомится и изучает внутреннюю жизнь Турции. По возвращении на родину был избран гласным Бахчисарайской гордумы, а с 1879 по 1884 годы занимал пост городского головы Бахчисарая.

К этому периоду его деятельности относятся попытки создания первой тюркоязычной газеты. «Файдалы эглендже», так называлось это издание, просуществовало всего лишь один год, с 1879 по 1880-й. Вторая попытка – издание газеты «Терджиман» (1883) – оказалась успешной. Газета просуществовала 35 лет и была закрыта уже после смерти издателя и основателя 23 февраля 1918 года. Газета была единственным тюркоязычным изданием в Российской империи и притом старейшей мусульманской газетой в мире. По сути, газета «Терджиман» с просветительскими идеями Гаспринского была всемирной, так как оказалась весьма востребованной в среде мусульман, проживавших в иных странах и даже за океаном.

Исмаилу Гаспринскому принад­лежит осуществление идеи издания первого тюркоязычного журнала для женщин «Алеми нисван» («Женский мир»), редактором которого стала его дочь Шефика. Немного позже Гаспринский инициировал издание первого юмористического журнала «Ха-Ха-Ха».

Кроме своей издательской дея­тельности, Исмаил Гаспринский получил широкую известность в мусульманском мире как мудрый и прозорливый политик, ратующий за добрососедство и взаимодействие меж народами. Миролюбивые идеи содружества и процветания государ­ства были изложены просветителем в работе «Русское мусульманство», увидевшей свет еще в 1881 году: «Основная идея “Русского мусульманства” состоит в том, что только равноправие составляющих Россию народов при всеобщем распространении высших знаний и соблюдении прав человека может обеспечить будущее этой страны. Объединение, скрепление народностей страны есть необходимое условие государственности. Различия языка, происхождения и верований не должны служить тут помехой». И чуть позже: «Не разделяйте, не отделяйте, не выделяйте, если желаете сплотить, скрепить». («Терджиман» № 29, 1905 г.).

Идеи Гаспринского, изложенные им более ста лет тому назад, не потеряли своей актуальности и в наше время, в особенности в свете последних событий, происходящих в Украине: «... право национальности, право иметь и блюсти свой исторический и культурный народный облик есть в наше просвещённое время такое же естественное, неотъемлемое право человека, как и все другие. Отнять у человека его национальность – не меньшее насилие, чем отнять свободу совести или разрушить семью..., так и современные крепостники-политики признают святые узы народности исключительным правом господствующего народа». («Терджиман» № 22, 1905 г., «Инородцы и Земский Собор»).

Просветительская деятельность Гаспринского отмечена рядом наград: бухарским золотым орденом «Восходящей Звезды» III степени, турецким «Меджидие» IV степени, иранским «Льва и Солнца» IV и III степени и бронзовой медалью Санкт-Петербургского русского технического общества.

Исмаил Гаспринский умер в 1914 году на родине своих исторических предков, в Бахчисарае. Похоронен на территории Зынджырлы медресе.

Александр Захаров

Джерело інформації: газета "Гривна", 2016 р.

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.