on-line с 20.02.06

Арт-блог

07.02.2019, 11:25

Февраль-2019

Б Пастернак Февраль Достать чернил и плакать https://www.youtube.com/watch?v=Ba0t9sndAqg

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Новости региона

29.01.2019, 12:08

Дозволь собі бути щасливим

25.01.2019, 10:00

Відбувся флеш-моб «Моя стрічка-моя згода!»

16.01.2019, 10:38

“Краща книга Херсонщини”

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > История культуры и краеведение > Улица Исмаила Гаспринского

Улица Исмаила Гаспринского

Решением от 21 февраля 2016 года улица Красноповстанческая (Днепровский район) переименована в улицу Исмаила Гаспринского

Исмаил Гаспринский (1851–1914)

Скорее всего, имя Исмаила Гаспринского, великого татарского просветителя конца XIX – начала ХХ веков, известно в Херсоне немногим, так как местом рождения, жизни и дея­тельности его был соседний с нами Крым. Меж тем имя интеллектуала, политика и издателя, основавшего в 1883 году в Бахчисарае первый печатный орган тюркоязычного населения – газету «Терджиман» («Переводчик»), получило широкую известность и признание среди всего мусульман­ского населения Российской империи.

Воспитанник мектебе (мусульманская начальная школа), Симферопольской казенной гимназии, Воронежского, а затем Московского военно-учебного заведения, Исмаил, не прельстившись будущей карьерой военного, вернулся в Крым, где стал учителем начальной школы. Впоследствии в литературно-просветительской деятельности он не раз обращался к своему школьному опыту: «Плохая школа и глупая литература, пожалуй, составляют худшее из невежеств. Просвещает народ не какое-нибудь, а только высшее и притом общечеловеческое просвещение» («Терджиман» № 6, 1905 г.). С 1871 по 1875 годы Гасприн­ский учится во Франции, знакомится и изучает внутреннюю жизнь Турции. По возвращении на родину был избран гласным Бахчисарайской гордумы, а с 1879 по 1884 годы занимал пост городского головы Бахчисарая.

К этому периоду его деятельности относятся попытки создания первой тюркоязычной газеты. «Файдалы эглендже», так называлось это издание, просуществовало всего лишь один год, с 1879 по 1880-й. Вторая попытка – издание газеты «Терджиман» (1883) – оказалась успешной. Газета просуществовала 35 лет и была закрыта уже после смерти издателя и основателя 23 февраля 1918 года. Газета была единственным тюркоязычным изданием в Российской империи и притом старейшей мусульманской газетой в мире. По сути, газета «Терджиман» с просветительскими идеями Гаспринского была всемирной, так как оказалась весьма востребованной в среде мусульман, проживавших в иных странах и даже за океаном.

Исмаилу Гаспринскому принад­лежит осуществление идеи издания первого тюркоязычного журнала для женщин «Алеми нисван» («Женский мир»), редактором которого стала его дочь Шефика. Немного позже Гаспринский инициировал издание первого юмористического журнала «Ха-Ха-Ха».

Кроме своей издательской дея­тельности, Исмаил Гаспринский получил широкую известность в мусульманском мире как мудрый и прозорливый политик, ратующий за добрососедство и взаимодействие меж народами. Миролюбивые идеи содружества и процветания государ­ства были изложены просветителем в работе «Русское мусульманство», увидевшей свет еще в 1881 году: «Основная идея “Русского мусульманства” состоит в том, что только равноправие составляющих Россию народов при всеобщем распространении высших знаний и соблюдении прав человека может обеспечить будущее этой страны. Объединение, скрепление народностей страны есть необходимое условие государственности. Различия языка, происхождения и верований не должны служить тут помехой». И чуть позже: «Не разделяйте, не отделяйте, не выделяйте, если желаете сплотить, скрепить». («Терджиман» № 29, 1905 г.).

Идеи Гаспринского, изложенные им более ста лет тому назад, не потеряли своей актуальности и в наше время, в особенности в свете последних событий, происходящих в Украине: «... право национальности, право иметь и блюсти свой исторический и культурный народный облик есть в наше просвещённое время такое же естественное, неотъемлемое право человека, как и все другие. Отнять у человека его национальность – не меньшее насилие, чем отнять свободу совести или разрушить семью..., так и современные крепостники-политики признают святые узы народности исключительным правом господствующего народа». («Терджиман» № 22, 1905 г., «Инородцы и Земский Собор»).

Просветительская деятельность Гаспринского отмечена рядом наград: бухарским золотым орденом «Восходящей Звезды» III степени, турецким «Меджидие» IV степени, иранским «Льва и Солнца» IV и III степени и бронзовой медалью Санкт-Петербургского русского технического общества.

Исмаил Гаспринский умер в 1914 году на родине своих исторических предков, в Бахчисарае. Похоронен на территории Зынджырлы медресе.

Александр Захаров

http://www.grivna.ks.ua/archive/subbotnij-vypusk/1485-sv-2016/sv-2016-27/57394-ulitsa-ismaila-gasprinskogo

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.