on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.01.2020, 09:07

Январь 2020

Сухое левантинское лицо, упрятанное оспинками в бачки, когда он ищет сигарету в пачке, на безымянном тусклое кольцо внезапно преломляет двести ватт, и мой хрусталик вспышки не выносит; я жмурюсь - и тогда он произносит, глотая дым при этом, "виноват". Январь в Крыму. На черноморский брег зима приходит как бы для забавы: не в состояньи удержаться снег на лезвиях и остриях атавы. Пустуют ресторации. Дымят ихтиозавры грязные на рейде, и прелых лавров слышен аромат. "Налить вам этой мерзости?" "Налейте". Итак - улыбка, сумерки, графин. Вдали буфетчик, стискивая руки, дает круги, как молодой дельфин вокруг хамсой заполненной фелюги. Квадрат окна. В горшках - желтофиоль. Снежинки, проносящиеся мимо... Остановись, мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо. И.Бродский  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Новости региона

20.01.2020, 14:30

Будинок Поліни Райко може отримати статус пам’ятки культури місцевого значення

17.01.2020, 10:18

В херсонском музее покажут классику «украинского поэтического кино»

Фото с сайта Национального центра Александра Довженко. Кадр из фильма ...
23.12.2019, 14:59

Перша фотовиставка в новому просторі

> Персоналии > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > Хмель Виктор Адольфович > Улицы Херсона утопали в грязи и пугали извозчиков...

 

Улицы Херсона утопали в грязи и пугали извозчиков...

С основания Херсона его постоянно сопровождали две беды, извечно бывшие, по определению классика, визитной карточкой государства, - дураки и дороги. Впрочем, похоже, от этих бед нам не избавиться никогда...

Один из «древних» херсонских старожилов, чья юность пришлась на первую четверть XIX века, в марте 1909 года делился своими воспоминаниями в газете «Родной край»: «Помню, когда по отсутствию нивелировки улиц и мостовых дождевая вода в лужах задерживалась и застаивалась целыми месяцами, своей гнилью и плесенью заражала воздух и порождала лихорадки, принимавшие эпидемический характер, а в сухие и ветреные дни, при малейшем ветре, поднималась страшная пыль, называвшаяся тогда “херсонским дождем”, что света Божьего не видно было. Хлеб, мясо, рыба и все пищевые продукты, продававшиеся населению на рынке, покрывались толстым слоем пыли до неузнаваемости... ».

Что ж, похоже, эти проблемы родились в тот самый день, когда по велению императрицы Екатерины II в основание города был заложен первый камень. Да и как тут не быть проблемам, с этими грунтовыми дорогами и не отличавшимися от них городскими улицами, которые после каждого мало-мальски приличного дождика становились непроходимыми для гужевого транспорта с его узкими колёсами, по ступицу утопавшими в вязкой грязи. Эти проблемы город испытывал и позднее, уже с началом работ по устройству долговечного твёрдого покрытия проезжей части и тротуаров. Ведь, как обычно, в городском бюджете не хватало средств для полного и качественного замощения всех городских улиц. Поэтому тёсаной, подогнанной друг к другу гранитной брусчаткой, которую доставляли в город издалека, по всем правилам и технологиям мостили лишь главные улицы города, так как это было слишком уж трудоёмко и весьма дорого.

Прочие же улицы если и мостили, то всего лишь гранитными осколками и даже наиболее дешёвым местным материалом - бутовым камнем. Разница стоимости материалов в этом случае для городской казны была существенной - примерно раза в три. Один из херсонцев описывает технологию мощения «второстепенных» улиц: «На свежий песок кладут новый каменный настил, располагая один около другого гранитные осколки различных величин и форм. Между этими осколками оставляются щели в 1-3 пальца шириной, которые затем засыпаются сверху всё тем же песком. Само собой разумеется, что такая мостовая продержаться долго не может. Достаточно одного хорошего дождя, чтобы она осела, и от проезда 2-х тяжело гружённых биндюгов на ней образовались выбоины. При таком порядке вещей достигается лишь исполнение расходной сметной статьи, но нежелаемое и крайне необходимое перемощение почти непроездных городских улиц». Пешеходные тротуары на главных улицах города мостили некрупными тёсаными каменными плитами, в других местах, не попадавших в глаза иногда посещавшего Херсон высокого начальства, - чем придётся, вплоть до бутового щебня, доставлявшего серьёзные неудобства пешеходам при ходьбе и убивавшего обувь.

А вот окраинные улицы, не имевшие тротуаров и твёрдого покрытия, повсеместно утопали в грязи и пугали извозчиков колдобинами и ямами, которые окрестные жители «ремонтировали» бытовым мусором и навозом. Но, даже не принимая во внимание городские грунтовки, время от времени случавшиеся в Херсоне ливни губительно сказывались на состоянии уже замощённых дорог. Потоки воды, устремлявшиеся по наклонным мостовым, вымывали песок и увлекали за собой гранитные или каменные осколки, создавая непреодолимые баррикады на проезжей части. Однако, пожалуй, хуже всего горожанам приходилось весной, в период обильного таяния снега: «Вот уж четвёртый день, как весна вступила в свои права... По улицам Ришельевской, Потёмкинской и прочим, идущим наклонно к набережной, текут бурные потоки. Херсонцы упражняются в эквилибристике, перепрыгивая, где возможно, или же храбро идя вброд, где нет возможности перепрыгнуть. Особенно в плачевном положении можно наблюдать женский пол, не умеющий, как известно, прыгать на расстояние 1-1,5 сажени и ходящий в мелких галошах. Таким путешественницам приходится делать крюк квартал-два, чтобы найти удобопроходимое место... » - пишет херсонский обыватель, доверивший свои сетования страницам газеты «Родной край» в 1909 году.

Ему вторит другой херсонец, ведущий свой «репортаж» из района крепости: «Сегодня пришлось видеть, как переправляется учащаяся детвора несчастных военнофорштадтцев через омуты, потоки воды и буквально непролазную грязь. Один гимназистик, переходя дорогу, идущую мимо Александровского парка в первые крепостные ворота, попал в грязь. Причём погрузились не только калоши, но и сапоги, которые он так и не смог вытащить из грязи и принужден был в одних чулках продолжать путь на злосчастное Военное. Около бурных потоков воды собрались извозчики, которые перевозили взрослых и детей на “другой берег’’ за две, а потом и за три копейки... ». В центре, в районе Суворовской, извозчики были понахальнее и перевозили «утопавших» за целых пять копеек! Похоже, что для одних - бедствие и проблемы, для других - хорошая возможность подзаработать. Не отставали от извозчиков и вездесущие городские пацаны, вооружавшиеся досками и кирпичами, наводили мосты через бурные потоки и пропускали пешеходов за плату в одну копейку.

Чтобы по-быстрому заработать на водку, порой на заработки к глубоким уличным потокам устремлялись забалковские и военнофорштадтские парни, которые за переправу на другую сторону улицы на закорках, требовали с «ездока» 2-3 копейки, с оплатой вперёд. Правда, случалось, что иногда, добредя до глубокого места, перевозчик требовал набавить ещё пару монет, обещая в противном случае, сбросить седока во мчащийся под ногами поток. Причём иногда таки бросали на потеху своим приятелям, жаждавшим развлечений, да и чего не бросить, раз деньги уже уплачены вперёд.

Очевидцы рассказывали, что порой в некоторых местах скорость течения воды по улице была настолько сильной, что после схода воды улица часто напоминала скорее овраг, чем проезжую часть, без каких-либо следов недавно положенной брусчатки. Вся эта масса грязной воды, нёсшаяся вниз, обрушивалась на соседствующие с рекой улицы, затопляя дома, участки и склады, которые обычно располагались у пристаней различных херсонских пароходств. Как обычно, после весеннего половодья и хорошего летнего ливня жители низменных улиц, той же Кривой (ныне Чайковского), на которой толстый слой грязи держался не один месяц, бомбардировали городскую управу петициями с просьбами о помощи.

Доходило до того, что однажды спешивший на пожар обоз городской пожарной команды в полном своём составе застрял в непролазной грязи. Лишь после неимоверных усилий пожарных и подоспевших на помощь жителей близлежащих домов удалось вызволить его из «грязного плена», однако время было упущено. Обоз прибыл на пожар, когда уже и тушить-то было нечего. А уж чтобы пригласить врача к тяжелобольному или вызвать к дому легковой экипаж, тут и говорить нечего - извозчики, узнав адрес, не соглашались ехать ни за какие деньги.

Не лучшим было положение и жителей Забалки: «Весной и осенью, а равно и летом после дождей, Александровская площадь и улицы обращаются в море невылазной грязи, и нам нет положительно возможности, без опасности оставить в грязи галоши и подошвы сапог, пробраться в центр города... Дети, идущие в класс, положительно барахтаются в грязи, как свиньи. Относительно привоза топлива и говорить нечего... Почему нам приходиться выжидать мороза или просушки грязи, что неблагоприятно отзывается на здоровье: приходится сидеть в нетопленных домах, а ведь у каждого есть и малые дети, подвергающиеся от этого болезням... » - обращались к «отцам города» жители Забалки.

Известен случай, когда доставлявший груз на Забалку извозчик попал в самую топь забалковской уличной трясины... После длительных и тщетных усилий лошадь, застрявшую по брюхо в густой грязи, удалось вырвать, а вот телега осталась островом среди топи до лучших времен. Ужасным было и положение жителей, занимавших полуподвальные помещения. Эти горожане даже после умеренного летнего ливня могли лишиться всего нажитого непосильным трудом. Да что имущество, когда сама жизнь бедняг находилась под угрозой. В местных газетах того периода можно найти информацию об авралах по спасению пожарными и полицией людей, запертых водой в жилых полуподвалах. А однажды, в 1901 году, сильный ливень привёл к разрушению одного из самых больших домов Херсона, занимавшего целый квартал, - дома Беновича. Сейчас на этом месте расположено построенное в 1904 году и восстановленное после Великой Отечественной войны военнопленными немцами одно из красивейших зданий старого Херсона, известное горожанам как «дом Скарлато». Ливневые воды, размыв основание только что установленного телеграфным ведомством столба, попали в один из ранее неизвестных подземных ходов, которых ещё немало сохранилось под городом, разрушили фундамент и привели к обвалу здания.

Во избежание в дальнейшем таких неприятных прецедентов городская управа обратилась к домовладельцам с просьбой сообщить об имевшихся в их ведении, а также известных им подземных ходах для составления общей картины городских подземелий. Однако на просьбу откликнулись единицы, карта так и не была составлена, и время от времени истории с разрушением зданий по причине затопленных подземелий повторялись. Как правило, в преддверии таянья снегов и в ожидании «великого весеннего потопа» городской полицмейстер официально обращался в городскую управу с просьбой принять незамедлительные меры «к ограждению жителей низменных местностей от грозящей им личной и имущественной опасности от сточных вод».

Конечно, городская управа, как могла (скорее, насколько позволял всегда пустой городской карман), реагировала на призыв о помощи, изыскивая в бюджете, а то и просто обращаясь к меценатам или в банк за ссудой средства для найма рабочих, чтобы укрепить набережную и отвести от жилищ потоки талых вод. Кроме того, в распоряжении городского самоуправления была немалая сила, состоявшая из арестантов местных тюрем и рабочих, выделяемых владельцами прибрежных предприятий. Совместными усилиями удавалось противостоять козням капризной природы, чтобы, спустя некоторое время, вновь отыскивать средства на капитальный ремонт разрушенных стихией улиц и продолжение работ по замощению запланированных.

И лишь в советское послевоенное время, с 1950-60-х годов, когда на Херсонском нефтеперерабатывающем заводе вступили в строй две технологические установки по производству дорожных битумов, городские улицы стали приобретать иной, благоустроенный вид.

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №48 (940).- 28.11.2019.- стр.5

 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.