Уникальный Херсон 2
Еще в давние времена Херсонщина являлась мостом между цивилизациями.
В центре старой части Херсона, на пересечении улиц Ленина и Октябрьской революции, в бывшем здании окружного суда расположил свою экспозицию областной краеведческий музей. Существование музея не является, конечно, чем-то уникальным. Главное то, какую информацию хранят экспонаты из его хранилища.
История нашего края до сих пор не изложена в какой-нибудь монографии или фундаментальном сборнике статей. До сих пор основным, источником являются свидетельства древних, в основном греческих авторов. Их дополняют те археологические находки, которые бережно хранит Херсонский краеведческий музей. Одним из главных письменных источников о нашем крае является сочинение древнегреческого автора Геродота. Посетив Северное Причерноморье между 455-445 гг. до н. э., он изложил историю и географию нашего края в IV книге "Истории"- "Мельпомене". Что же заставило его отправиться в столь далекое и достаточно рискованное путешествие?
Случилось так, что наша территория стала центральной частью обширной зоны, где встретились ираноязычные племена скифов и основоположников европейской цивилизации - греков. Херсонские степи были уникальнейшим в Восточной Европе местом. Здесь переплетались интересы сотен племен и народов. В конце VI века до н. э. сюда ринулись полчища персидского царя Дария II Гистаспа. Его армия была одной из сильнейших и многочисленнейших в тогдашнем мире.
Дарий надеялся на скорую и легкую победу, но скифы глубоко разочаровали его. Не имея городов и сел, разделившись на три основных отряда, они измотали противника партизанской войной. И произошла сенсация, которая, собственно, и заставила Геродота прибыть в греческий город-колонию Ольвию на берегу Южного Буга. Некогда огромная и грозная армия еле унесла ноги из наших степей. С греками скифы тоже не всегда мирно жили, однако наличие высоких технологий в ремесле, строительстве и сельском хозяйстве делали греков желанными соседями.
В результате скифский и греческий миры составили совершенно уникальный альянс. Примеры такого симбиоза, безусловно, существуют, но благодаря именно этому в наших степях был проложен мост между колыбелью европейской цивилизации - Древней Грецией и жившими на уровне родового строя племенами Восточной Европы.
Первоначально, прибыв в Северное Причерноморье, скифы были союзом кочевых и весьма воинственных племен. Единственной иллюстрацией их жизни являются вещи, найденные во время археологических раскопок. В первую очередь - это погребения в курганах, так называемых "царских" и рядовых скифов. На территории Херсонщины открыт целый ряд таких "царских" курганов. Крупнейшим из них был Огуз, неподалеку от Нижних Серогоз. Его высота составляла 20 м, а диаметр 130 м.
Недалеко от него в 1897 г. был раскопан Деев курган, датируемый IV веком до н. э. В 1896 г. был исследован Херсонский курган, или, как его еще называют, Рожновский. Богатейшие царские погребения изобиловали драгоценностями. Но, главное не столько это, сколько то, что в них слились воедино греческий и скифский миры. Благодаря высочайшему мастерству древнегреческих мастеров мы можем реально представить облик скифа, часть тогдашней флоры и фауны. Из Греции в Скифию ввозились, главным образом, предметы роскоши, вино и масло.
В результате это стало усиливать имущественное расслоение у степняков, меняя их социальную структуру. Богатейшие земли нашего края изобиловали рыбой. Водные артерии - Днепр, Ингулец и другие стали великолепной основой для перехода к земледелию и оседлому образу жизни. Этот процесс начался еще в конце V-IV вв. до н. э., заложив, тем самым, известные всему миру традиции сельского хозяйства Украины.
Тесные экономические отношения с Ольвией и территориальная близость стали причиной того, что появилась новая историческая общность - эллино-скифы. Их поселения расположены вдоль Днепро-Бугского лимана. Это Белозерское, Станиславское городища, городище в селах Широкая Балка и Александровка. Кроме того, вдоль Днепра, как раз в пределах Херсонской области тянется цепь позднее-скифских поселений эпохи Малой Скифии.
Это уже совсем другой облик скифской культуры, жители которой перешли жить в каменные дома с квартальной планировкой улиц, начали сеять злаки, торговали, производили керамику, оружие, сельхозинвентарь, знали греческий язык. Это был процесс возникновения нового, синтетического типа культуры и государства. Но вызреть ему было не суждено в полной мере, так как в III веке до н.э. орды родственных скифам сарматов смяли скифское сопротивление и изолировали степи от греков.
Давайте зайдем в залы херсонского краеведческого музея. Там, в тишине, слышны звуки прошлого, в его витринах видна уникальная история Херсонщины.
Сергей Бахматов, историк
Джерело інформації: Газета «События и люди».- №35 (38).- 20.09.2002