USA — что это такое?
25.01.2007
Между Украиной и США в символическом варианте всего-то одна маленькая буква. Еще меньше это расстояние только в «Пинчук АртЦентре».
Где 19 января для журналистов некоторых киевских изданий куратор Александр Соловьев провел экскурсию по тогда еще не открывшейся, а на этой неделе уже полноценно работающей совместной выставке американских и украинских художников Generations UsA.
Их даты рождения вызывают умиление — где-то около 1980 г.
Экспонаты заняли два этажа центра, расположенного в «Арена-Сити». Подводные мины из папье-маше, золотые граммофоны, галстуки для циклопов, тонущие мамонты и пожилые женщины, фантики из керамики, вьетнамские социалистические плакаты, перерисованные американскими оппонентами, череда бывалых, отживших подушек с гениальными разводами, разрисованные игривой шариковой ручкой Волязловского, грандиозные автопортреты с любовно выписанными веснушками и много всякого разного, двигающегося, шелестящего, крутящегося.
Молодые журналистки влюбленно смотрели на Соловьева, который похож на подуставшего диссидента, уложившего режим на обе лопатки. Искушенные искусствоведы в глубокой задумчивости, посапывая, рассматривали экспозицию в стороне от всех.
12 украинских молодых художников, представленные на выставке, хорошо известны, по крайней мере киевской публике. Например, Маша Шубина, Жанна Кадырова, Ксения Гнилицкая, Станислав Волязловский и т. д. И это даже немного странно. Потому что молодые сейчас известнее мастеров среднего поколения. Чего вообще-то не бывает. Но такие особенности украинского пути.
Американцев киевская публика, само собой, не знает. Но задача «Пинчук АртЦентра» не только в том, чтобы преодолеть это незнание, но и сравнить, увидеть наше искусство в контексте мирового. Нельзя сравнивать себя с соседом по лестничной площадке, должны быть какие-то иные мерила. И для этого выставки-сравнения, подобные открытой в центре, подходят как нельзя лучше.
В свое время (несколько лет назад) в Украине появилось слово «хуторянство». Вариться в собственном соку, конечно, блаженно приятно, но вредно для здоровья искусства, И в этом смысле направление выхода в мир, которое избрал «Пинчук АртЦентр», весьма актуально.
Назначение известного американского куратора Питера Дорошенко президентом «ПинчукАртЦентра» не только прибавляет пафосности проекту, но и вносит здоровую неукраинскую составляющую. Дорошенко (американец украинского происхождения) является директором одного из европейских центров современного искусства — Baltic в Гейтсхеде (Англия), до этого он также работал директором центра современного искусства в Генте (Бельгия).
Что касается выставки. Единственно, чего не хватало, — некоей молодой оппозиционности. Выставка несколько буржуазна. А Киев скучает по скандалам! В искусстве.
В экспозиции от Украины, помимо указанных выше, представлены: Лада Наконечная, Никита Кадан, Владимир Кузнецов, Алена Полященко, Николай Ридный, Бэлла Рогачева, Александр Семенов и Олеся Хоменко; 8 американских художников — Dzine, Faile, Kozyndan, Shepard Fairey, Naomi Fisher, Ryan McGinnes, Ed Tampleton, Swoon.
Андрей ГИРБА
"УИКЕНД" № 4 25.01.2007
Публікація першоджерела мовою оригіналу