on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

 

В Африку за... рыбой

В 1957 году скорый на слова глава КПСС Никита Сергеевич Хрущев пообещал «догнать и перегнать Америку», впрочем, он всего лишь процитировал слова из работы Ленина «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», заменив «капиталистические страны» конкретно Америкой. Однако сказанное на высоком уровне слово обязывает

Поэтому в конце 1950-х перед страной был поставлен целый ряд сложных задач, способных привести страну к невиданному изобилию, в том числе и поиск новых путей развития промыслового рыболовства. В то же время в СССР была проведена реформа системы управления, в ходе которой в стране вновь появились забытые после 1932 года Совнархозы (Советы народного хозяйства).

В процессе хрущёвской реформы начальником отдела рыбной промышленности Госплана СССР стал Иван Фёдорович Денисенко, до этого занимавший пост заместителя министра рыбной промышленности Украины по флоту и организации промысла рыбы и китов. Это ему в большей степени принадлежит идея организации океанического рыболовства с главной базой на Черноморском побережье страны, которую всесторонне изучили и рассчитали учёные одного из институтов республики. Ускорить решение вопроса помог случай. Дружественное СССР африканское государство Гана, бывшая колония Великобритании, получившая независимость в марте 1957 года, испытывала серьёзные трудности с продовольствием, в том числе и с рыбой. Прибрежное примитивное рыболовство особых успехов не приносило, а океаническое промысловое отсутствовало, посему африканское государство было крайне заинтересовано в разведке имевшихся в Гвинейском заливе рыбных запасов. К тому же серьёзную поддержку начальнику рыбной промышленности Денисенко оказали совнархозы юга Украины, в первую очередь Херсонский совнархоз.

Решение было принято в высших эшелонах власти, утверждено Первым, и Николаевский судостроительный завод имени Носенко получил крупный заказ на строительство больших морозильных рыболовных траулеров, неофициально названных «Литературная флотилия», так как судам этой серии траулеров присваивали имена русских поэтов и писателей. Траулеры сошли со стапелей завода один за другим уже в 1958 году. Среди них - БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер) «Жуковский», ставший одним из самых мощных промысловых судов на Чёрном море.

Вместе с капитаном Сергеем Ковтушенко (в прошлом капитаном учебно-производственного судна «Георгий Седов» в Херсоне) и группой моряков в приёмке судна с завода участвовал выпускник Херсонского мореходного училища 1958 года механик Александр Мисько.

«Судно приняли в начале октября, - рассказывает Александр Васильевич, - и сразу же началась подготовка к рыболовной экспедиции в Гвинейский залив. По тем временам это было серьёзное политическое дело, поэтому к подбору экипажа подходили очень тщательно, конкурс был просто невероятный. В результате из 96 человек команды “Жуковского” почти на половину она была укомплектована херсонскими моряками - выпускниками и курсантами нашего мореходного училища. Наконец, формальности были соблюдены, и в середине октября 1958 года БМРТ “Жуковский” взял курс на Африку. Вместе с нами шли ещё два более мелких судна СРТ (средний рыболовный траулер) “Грот” с бортовым тралением и БЧС (большой черноморский сейнер) “Затвор”, оснащённый кошельковым неводом. Суда с различным видом траления должны были выявить наиболее эффективную для ловли в Гвинейском заливе снасть.

Кроме экипажа, на судне находилась научная группа, которую возглавлял кандидат биологических наук Валерий Бородатов, очень походивший на жюльверновского Паганеля. Учёные занимались исследованием миграций косяков рыб, определяли гидрологические и гидротехнические режимы, изучали флору и фауну по пути следования экспедиции, а попутно читали экипажу лекции, так как времени во время перехода, длившегося без малого месяц, у нас было предостаточно.

Приближаемся к экватору, жара неимоверная. Каюты на судне без кондиционеров, у каждого перед койкой вентилятор, который практически бесполезен в такой зной. Встаёшь с постели - на простыне влажный силуэт. Вот наконец и Гвинейский залив. Начинаем пробное траление - пусто. Следующее - опять ничего! Прошла неделя - всё впустую... Неудачи преследовали нас почти целый месяц. Мы меняем точки лова, а трал всё так же приносит лишь части погибших в этом районе судов и самолётов, в лучшем случае, сто-двести килограммов рыбы. Наши учёные ломают головы над вопросом, почему рыба не собирается в косяки? Наконец набрели на обширную банку, делаем облов. Лебёдка медленно выбирает трос и вдруг... Сначала даже показалось, что трал зацепил очередное железо на дне. Даём задний ход... Есть! Вот удача!

Рыбы оказалось так много, что лебёдка была не в состоянии справиться с тралом, пришлось резать сеть, чтобы облегчить ей работу. Первый улов около трёх десятков тонн! Следующее траление - и опять удача! На палубе и в цехах кипит работа, все свободные от вахты работают на укладке и заморозке рыбы. Работаем по 16 часов. А рыба идёт! Потом засекали время: семь минут траления - десятки тонн рыбы, которую ещё нужно принять на борт и переработать. Параллельно с разделкой и заморозкой на “Жуковском” действует цех по производству рыбной муки - дефицитного продукта востребованного всеми животноводческими и птицеводческими колхозами и совхозами страны. Вся рыбья некондиция идёт на муку.

Наши учёные коллеги без дела тоже не сидят, разобрались и определили влияние различных факторов на поведение рыб. Теперь-то уж точно нам скучать не придётся. Конечно, не обходилось и без некоторых проблем. Скажем, несмотря на оснащение нашего БМРТ современным оборудованием, на нём отсутствовал гидролокатор горизонтального поиска, без которого не могло быть и речи об обнаружении косяка и успешном тралении. В то же время на СРТ “Грот” подобная аппаратура была. Решение нашли быстро, сделав “Грот" разведывательным судном, которое, обнаружив скопление рыбы, наводило “Жуковского” на косяк, давая гудок и сбрасывая в этом месте плавучий буй. БМРТ опускал трал и облавливал обнаруженный косяк рыбы.

Третье судно (БЧС “Затвор”), оснащённое кошельковым неводом, хотя и показало неплохие результаты, оказалось не совсем рентабельным для лова рыбы в условиях Гвинейского залива, а посему часть времени простояло на якоре и использовалось в качестве буя для обозначения границ рыболовного участка. Тем временем на “Жуковском” работа не прекращалась ни днём, ни ночью, все уже были порядком измотаны рекордными уловами. Конечно, переработка такого объёма рыбы требовала рабочих рук, поэтому часть экипажа с “Грота” и “Затвора” перевели на БМРТ “Жуковский”. Ребят расселили на палубе, под огромным, натянутым над их головами брезентом, который, между прочим, служил ещё и своеобразным водосборником в период сильных тропических ливней, так как запасы пресной воды уже были на исходе».

Невзирая на сложные условия и нестерпимую жару, рыбаки не покинули место лова до полной загрузки рыбой всех морозильных трюмов «Жуковского». В целом объём улова составил порядка одной тысячи тонн рыбы при плане 650 тонн. Потом был кратковременный заход в африканский порт Такоради, где моряки впервые за четыре месяца почувствовали под ногами землю. И - дальний путь домой.

В феврале 1959 года рыболовную экспедицию торжественно встречал порт приписки судов Керчь. Первая украинская научно-поисковая экспедиция успешно завершённая практически на месяц раньше запланированного срока, была значительным событием, повлиявшим на дальнейшее развитие океанского промысла и переработки рыбы на местах лова. Экспедиция в первую очередь доказала экономическую целесообразность развития комплексного океанического рыболовства. При подготовке очередной экспедиции были учтены и устранены ошибки, выявленные в результате работы в зоне экватора, в тропических широтах. Последующие суда, отправлявшиеся на лов рыбы к Африканскому континенту, были уже оснащены «по последнему слову техники», в том числе гидролокаторами и кондиционерами в кубриках, что в значительной мере облегчало жизнь экипажам. Новое развитие получили и советские морские порты в местах базирования океанских промысловых судов. Словом, впереди явственно маячили перспективы в ближайшее время если уж не обогнать, то, во всяком случае, догнать Америку по добыче и переработке рыбы.

Александр Захаров

Джерело інформації: "Гривна".- №39 (1238).- 26.09-03.10.2018.- стр.8

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.