on-line с 20.02.06

Арт-блог

01.07.2019, 09:54

Июль-2019

Розпал літа – квітнуть квіти. Липень в гості завітав. Бавився і загубився між м′яких шовкових трав. Яблука червонобокі, груші медом налились. І маленькі пташенята у повітря вже знялись. Різнобарв′я… Різнотрав′я душу й серце веселить. І завмер малий метелик поміж квітами на мить. Лідія Кир′яненко  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Новости региона

08.07.2019, 10:15

Ніч на Івана Купала

02.07.2019, 10:29

«Твоя країна fest» побував у Скадовську

02.07.2019, 10:21

Фестиваль «Козацький шлях 2019» завітає на Херсонщину

В компании новогодних персон

Новогодние праздники сегодня невозможны без нескольких неизменных персонажей. Попытаемся разобраться, кто из них кто.

В декабре с подарками к детям приходит святой Николай Мирликийский, между прочим, родившийся в Турции. Потом, менее чем через две недели, - еще один старик, Дед Мороз русско-советский, в сопровождении внучки своей Снегурочки. Вслед за ними, не успеешь оглянуться, опять готовь подарки: святое дело - Рождество. А там и до Старого Нового года рукой подать. Вот, правда, до него не каждый Дед Мороз Сизый Нос дотянуть может. На Старый Новый год украинские бабка Маланка с Василем приходят, «козу» водят. Нет, никто из детей и взрослых не против подарков, если, конечно, «на шару». Наоборот, чаще приходили бы и побольше приносили бы. От этого крутизна менталитета нашего только укрепится. Ведь, пожалуй, нигде в мире, кроме ближних нам стран бывшего СССР, нет такого обширного набора празднично-новогодних персонажей.

Хотя всё равно для нас этого «маловато будет». Потому как праздники мы очень любим и готовы праздновать неделями уже с первых чисел нового года. Может, потому всё чаще на наших улицах появляются заграничные гости - Санта-Клаусы в своих «подстреленных» красных курточках. Хотя, в отличие от нас, в заграничной Европе стараются как-то оградить свою самобытность от подобных «посягательств». К примеру, в Чехии в канун Рождества провели акцию в защиту народного Ежички. А бедного, ни в чем не повинного Клауса прилюдно на костре сожгли! Но мы - народ куда гостеприимнее и непритязательнее. Давайте все к нам! А там, кто знает, лет эдак через пяток привычными станут для нас и финский Елупукки, и азербайджанский Шахта Баба, и греческий Агиос Василис, и японский Одзи-сан...

«Через поле, через гай йде до діток Миколай...»
Николай Мирликийский родился в Малой Азии, в городе Патара, в 245 году. Благая и достойная жизнь его - искреннее служение христианскому Богу на посту епископа. Как утверждает предание, творимые им чудеса стали поводом для причисления Николая к лику святых.

В середине 800-х годов христианство понемногу стало распространяться и на Руси. В 866 году «в честь Николая-Чудотворца» был крещен киевский князь Аскольд, ставший первым на Руси князем-христианином. После его смерти над княжеской могилой княгиня Ольга, которая также была христианкой, воздвигла первый на Руси храм в честь святого Николая. Однако обычай праздновать День святого Николая и одаривать подарками детей возник в Германии. В X веке в Кельнском соборе в День памяти святого Николая, 6 декабря, ученикам церковно-приходской школы стали раздавать сладости. Потом эта традиция укрепилась во многих странах западной Европы, где сласти и небольшие подарки стали подбрасывать в чулки или же башмачки.

К середине XIX века образ христианского святого претерпел некоторые изменения, а потом и вовсе потерял свою религиозность. Сначала в 1823 году поэт Кларк Мур в рождественских стихах представил миру доброго эльфа Санта-Клауса. Вслед за ним, в 1862 году, карикатурист Томас Наст создал его портрет, несколько отличавшийся от знакомого нам. Вот с той поры Санта и начал свое победное шествие по миру.

«Дед Мороз на елке нашей - самый главный из гостей!»
Традиционный Дед Мороз, в отличие от Санты, имеет отнюдь не христианские, а древнеязыческие корни. Первоначально это было злое и жестокое зимнее божество славянско-скандинавского эпоса. Зимник, Студенец, Карачун, Позвизд, Великий Старец Севера - это его древние прозвища. Подарки тогда Дед не дарил, а наоборот, отнимал самое ценное - человеческую жизнь, превращая несчастных в хрупкие сосульки. Вспомните хотя бы поэму Николая Некрасова «Мороз. Красный Нос». Изменения в характере Деда произошли только в начале XX века, а впервые как «даритель» Дед Мороз проявил себя на Рождество 1910 года. Правда, его образ в дореволюционной стране не прижился. Хотя порой в празднествах участвовал таинственный Рождественский Дед с рождественской ёлкой.

Кстати, как отдельный праздник Новый год тогда не существовал, а просто входил в череду рождественских праздников. И если Рождество отмечали с размахом, то Новый год, в отличие от современного, был тихим семейным праздником. Прежняя рождественская ёлка являлась атрибутом «достаточных» слоев населения. Крестьяне и рабочие участие в этой «барской» забаве не принимали. Первые 20 лет советской власти искоренили широкое празднование Рождества и заклеймили позором рождественскую ёлку. Затем немного одумались, и уже в 1935-1937 годы праздничное дерево всё же реабилитировали. Вместе с ним «реанимировали» и Деда Мороза. Только теперь и дед, и ёлка стали истинно «советскими». Дед получил ярко-красное одеяние, а ёлка - неизменную пятиконечную звезду на макушку. Потом уже в «штат» ввели Снегурочку. Правда, поначалу она числилась в дочерях Деда Мороза, а затем стала вечно юной внучкой.

«Маланка ходила, васильки носила...»
Утверждать, что святой Николай - это украинский Дед Мороз и что нет существенной разницы между Морозом и Сантой, просто нелепо и смешно. Если уж задаться целью выявить настоящий украинский новогодний персонаж, то, скорее всего, им будет Маланка, празднуемая 31 декабря (по старому стилю), по иному «Щедрый вечер», и Василь (1 января, также по старому стилю). В Щедрый вечер издавна накрывали поистине щедрые столы, не жалея угощения и сладостей для поющих под окнами костюмированных исполнителей. Впрочем, обычай этот был характерен не для всей Украины, а, главным образом, для ее юго-западных областей и Приднестровья. Там этот праздник с давних времен превратился в весёлый песенный маскарад.

В огромной по площади Херсонской губернии театрализованный Щедрый вечер праздновали не везде. А уж городское население предпочитало народным празднествам свои, сугубо городские развлечения. К примеру, в Херсоне в канун Нового года устраивали костюмированные балы с ценными призами и буфетами в Городском собрании (ныне - Дворец культуры судостроителей) и Народном доме (бывший Дом офицеров). Где-то по городским окраинам ходили ряженые. Однако, по свидетельствам очевидцев, самый многочисленный и веселый народный маскарад в Херсоне проходил во время последних дней Масленицы, перед Великим постом. После реформы календаря народные праздники потерялись во времени. К тому же советская реформа повлекла за собой смещение церковного календаря и образовала путаницу со Старым и Новым годами...

Александр Захаров
«Гривна СВ».- №1 (425).- 30.12.2009.- стр.13

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.