on-line с 20.02.06

Арт-блог

22.12.2021, 11:41

Але згадати потім ріки ці і монохром засніженої крони, цю лінію рядка і оборони, цю риму, як троянду у руці.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Новости региона

23.02.2022, 16:07

Гончарівка запрошує на майстер-клас із пластилінової анімації

23.02.2022, 15:54

У Xepcoнi пpoxoдить oблacний чeмпioнaт з кaйт-флaїнґу

23.02.2022, 15:47

Дванадцять років з дня створення парку "Олешківські піски" на Херсонщині

Век чиновников и купцов

Жизнь в Херсоне не похожа на жизнь в прочих губернских городах. В ней нет жителей, которые бы селились ради преимуществ городской жизни, и, истрачивая свои достатки, украшали город. В нем живет чиновничество, военные управления и замкнутое купечество, поэтому и город применяется к небольшим требованиям своих постояльцев.  А.Шмидт. "Материалы для географии и статистики России". Херсонская губерния. ч.П. Спб., 1863.-c.744. Со смертью Григория Потемкина и созданием Николаева и Одессы - городов, стоящих в более удобных местах, Херсон обязан был умереть. Не было более его покровителя. Героическая эпоха Екатерины закончилась. Ее сын, император Павел, уничтожал все завоевания матери. Греческий проект лопнул. Херсон так никогда и не стал столицей империи. А самостоятельно выжить в крайне неудачном месте, которое было предписано сверху, Херсон бы не смог: купцы - предприниматели не желали селиться в местности у малярийных болот, в которой кораблям приходилось спускаться к морю на камелях.

Наш город, кстати, постепенно и верно умирал: население его уменьшилось в несколько раз, и в 90-х годах достигало едва 2-х тысяч. Его покидали военные и моряки: в 1795 г. адмирал Мордвинов нашел полезным перенести из Херсона в Николаев главное управление Черноморского флота, а Херсонскую крепость окончательно упразднили в 1835 г. Крупнейшие купеческие фирмы переселились в Одессу, влиятельные землевладельцы распродавали земли вокруг Херсона. Их документы сохранились в больших количествах в государственном архиве Херсонской области. Но историю Херсона часто определяли нелепые случайности и полуанекдотические ситуации. Например, в 1803 г. наш город самым неожиданным образом стал центром обширнейшей губернии, которая включала в себя современные Одесскую, Николаевскую, часть Кировоградской и Херсонской области. В 1802 г. указом Александра 1 была создана Николаевская губерния, но после жалобы морского начальства на тесноту административных учреждений в городе Николаеве, последовал новый указ - о переводе губернского центра в соседний Херсон. Таким образом, нашему городу не дали тихо умереть.

Но старый Херсон, по словам историков, «представлял собою большую деревню... Море пыли летом и невылазная грязь осенью, пустота улиц, освещенных сальными свечами, - это все, чем богат был Херсон...» Жизнь в сонном городе протекала сонно. Улицы города периодически оживлялись в известные часы, когда шли ученики в гимназию и обратно, или человечество в кокардах спешило то на службу, то со службы. Второе рождение Херсона тесно связано с торговлей и успешной работой перерабатывающих предприятий и частного судостроения. Еще в 1779 г. на Херсонской судоверфи построили торговый корабль с немного чудным названием «Полуки Лукреция». Этот корабль стал известен потомкам благодаря специальному приказу императора Павла I, который из далекого Санкт-Петербург позволил кораблю, что построили в нашем городе, отправиться в иностранное торговое путешествие, но, цитирую - «за надежным поручительством, дабы то судно непременно по окончании рейса возвратилось к нашим портам».

В 1800 г. в Херсоне построили еще один торговый корабль, в следующем году построили уже 9, в 1802 г. - 17 кораблей. А в -1805 г. император Александр I позволил выстроить верфь для купеческого судостроения, которая была основана в 1806 г. Императором решено было также предоставить кредиты размером 100 тысяч рублей тем, «кои занимаются строением судов... и чтобы в одни руки более четырех тысяч не давать». Уже в конце 1806 г. на верфи построили 14 больших морских кораблей, которые могли транспортировать по Днепру, лиману и морю хлеб, строительный лес и прочие грузы. Херсон вместе с Олешками и Голой Пристанью превратились в центры частного судостроения. На их верфях корабли сооружались для Днепра, Буга, некоторых портов Черного моря и даже для греческого Архипелага. Верфи, естественно, были не единственными предприятиями города. Среди других - самыми важными и сверхприбыльными стали шерстомойки.

Настоящим золотом в 20-40 г.г. XIX столетия стала обычная шерсть. На бескрайних херсонских степях разводили бесконечные отары овец, шерсть которых перерабатывали в Херсоне. Любопытно, что в 50-е годы из 12-ти шерстомоек, учрежденных в огромной Херсонской губернии, десять находилось в нашем городе. А начиналась история «херсонского золота» в 1820 г., когда местный губернатор Сен-При, который владел под Перекопом огромными отарами овец, выписал из Франции специалиста шерстомоечного дела Петра Мулена. Он и построил в 1822 г. первую херсонскую шерстомойку. В 1859 г. шерстомоек насчитывалось уже одиннадцать. Ежегодно на промывку поступало 300 пудов шерсти. Объем проданной шерсти достигал полутора миллионов рублей, что превышало доход всех остальных предприятий города. А в отдельные годы стоимость шерсти достигала 4-х миллионов рублей. История сохранила имена первых «шерстомоечных королей»: Готрон, Филиберт, Феккер, граф Толстой, Ванштейн. Сохранились также и сведения о бедственном труде настоящих творцов «херсонского золота». На шерстомойках работали преимущественно женщины и дети, которые с мая по сентябрь парили в кипятке и промывали в холодной воде бесконечную шерсть, зарабатывая в сутки 35-60 копеек ассигнациями.

В 1848 г. в Херсоне появилась одна из первых на Украине паровая мельница. Как пишет историк Дмитрий Горловский, житель города по фамилии Княжин купил со старого парохода машину и переоборудовал ее на паровую мельницу, но из-за отсутствия мастеров, мельница в скором времени испортилась, и никто не смог ее отремонтировать... А ветряных мельниц в Херсоне в те годы было аж 250. Даже целый район города с тех давних лет носит название - Мельницы. Вообще, Херсон в середине XIX столетия был центром переработки сельскохозяйственной продукции: 10 салотопленых, 6 свечных, 7 табачных, канатный, пивоваренный и другие заводы с успехом работали в городе. В 1853 г. к нашему городу дошли первые волны промышленной революции: как раз в этот год братья Вадоны начали строительство механического чугунолитейного завода. Он с течением времени превратился в судостроительный и судоремонтный заводы - один из трех важнейших предприятий современного города. В 1855 г. завод дал первую продукцию: 60 лафетов к пушкам Очаковской крепости. В 70-е года предприятие Вадонов изготавливало железные баржи и катера. Позднее ледоколы, колесные пароходы, плавучие краны и Другое.

А рядом с чугуннолитейным заводом братьев Вадонов, который занимал на границе районов Военного и Мельниц целый квартал, появилась улица Литейная, которая навсегда вошла в историю культуры города. На ней жили известные культурные деятели: историк Петражицкий, художник Брюммер, а также братья Вадоны и Гутьеры... К столетию города, а 1878 г., в Херсоне было более 100 промышленных предприятий с годовым оборотом более 5 млн. рублей и более 200 различных торговых предприятий с оборотом более 4 млн. рублей. Город продолжал развиваться. А 100 лет назад, осенью 1899 г. в устье Днепра закончились работы по углублению дна реки, и первые морские корабли, груженные необходимым товаром, прибыли в Херсонский порт. Город ожидало светлое будущее.

Сергей Дьяченко
«Чайка».- №15 (030).- 20.12.2001.- стр.15

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.