on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.10.2019, 14:32

Жовтень - 2019

Пусть пасмурный октябрь осенней дышит стужей, Пусть сеет мелкий дождь или порою град В окошки звякает, рябит и пенит лужи, Пусть сосны черные, качаяся, шумят, И даже без борьбы, покорно, незаметно, Сдает угрюмый день, больной и бесприветный, Природу грустную ночной холодной мгле,— Я одиночества не знаю на земле. Забившись на диван, сижу; воспоминанья Встают передо мной; слагаются из них В волшебном очерке чудесные созданья И люди движутся, и глубже каждый миг Я вижу души их, достоинства их мерю, И так уж наконец в присутствие их верю, Что даже кажется, их видит черный кот, Который, поместясь на стол, под образами, Подымет морду вдруг и желтыми глазами По темной комнате, мурлыча, поведет...  Аполлон Майков  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Новости региона

08.10.2019, 10:24

Закінчився XIV Міжнародний фестиваль аматорського кіно «Кінокімерія-2019»

03.10.2019, 10:10

У «Gameplay: Фантастичні хроніки» грала херсонська молодь

03.10.2019, 09:49

Студенти училища культури пройшли «Шляхом сови»

Век чиновников и купцов

Жизнь в Херсоне не похожа на жизнь в прочих губернских городах. В ней нет жителей, которые бы селились ради преимуществ городской жизни, и, истрачивая свои достатки, украшали город. В нем живет чиновничество, военные управления и замкнутое купечество, поэтому и город применяется к небольшим требованиям своих постояльцев.  А.Шмидт. "Материалы для географии и статистики России". Херсонская губерния. ч.П. Спб., 1863.-c.744. Со смертью Григория Потемкина и созданием Николаева и Одессы - городов, стоящих в более удобных местах, Херсон обязан был умереть. Не было более его покровителя. Героическая эпоха Екатерины закончилась. Ее сын, император Павел, уничтожал все завоевания матери. Греческий проект лопнул. Херсон так никогда и не стал столицей империи. А самостоятельно выжить в крайне неудачном месте, которое было предписано сверху, Херсон бы не смог: купцы - предприниматели не желали селиться в местности у малярийных болот, в которой кораблям приходилось спускаться к морю на камелях.

Наш город, кстати, постепенно и верно умирал: население его уменьшилось в несколько раз, и в 90-х годах достигало едва 2-х тысяч. Его покидали военные и моряки: в 1795 г. адмирал Мордвинов нашел полезным перенести из Херсона в Николаев главное управление Черноморского флота, а Херсонскую крепость окончательно упразднили в 1835 г. Крупнейшие купеческие фирмы переселились в Одессу, влиятельные землевладельцы распродавали земли вокруг Херсона. Их документы сохранились в больших количествах в государственном архиве Херсонской области. Но историю Херсона часто определяли нелепые случайности и полуанекдотические ситуации. Например, в 1803 г. наш город самым неожиданным образом стал центром обширнейшей губернии, которая включала в себя современные Одесскую, Николаевскую, часть Кировоградской и Херсонской области. В 1802 г. указом Александра 1 была создана Николаевская губерния, но после жалобы морского начальства на тесноту административных учреждений в городе Николаеве, последовал новый указ - о переводе губернского центра в соседний Херсон. Таким образом, нашему городу не дали тихо умереть.

Но старый Херсон, по словам историков, «представлял собою большую деревню... Море пыли летом и невылазная грязь осенью, пустота улиц, освещенных сальными свечами, - это все, чем богат был Херсон...» Жизнь в сонном городе протекала сонно. Улицы города периодически оживлялись в известные часы, когда шли ученики в гимназию и обратно, или человечество в кокардах спешило то на службу, то со службы. Второе рождение Херсона тесно связано с торговлей и успешной работой перерабатывающих предприятий и частного судостроения. Еще в 1779 г. на Херсонской судоверфи построили торговый корабль с немного чудным названием «Полуки Лукреция». Этот корабль стал известен потомкам благодаря специальному приказу императора Павла I, который из далекого Санкт-Петербург позволил кораблю, что построили в нашем городе, отправиться в иностранное торговое путешествие, но, цитирую - «за надежным поручительством, дабы то судно непременно по окончании рейса возвратилось к нашим портам».

В 1800 г. в Херсоне построили еще один торговый корабль, в следующем году построили уже 9, в 1802 г. - 17 кораблей. А в -1805 г. император Александр I позволил выстроить верфь для купеческого судостроения, которая была основана в 1806 г. Императором решено было также предоставить кредиты размером 100 тысяч рублей тем, «кои занимаются строением судов... и чтобы в одни руки более четырех тысяч не давать». Уже в конце 1806 г. на верфи построили 14 больших морских кораблей, которые могли транспортировать по Днепру, лиману и морю хлеб, строительный лес и прочие грузы. Херсон вместе с Олешками и Голой Пристанью превратились в центры частного судостроения. На их верфях корабли сооружались для Днепра, Буга, некоторых портов Черного моря и даже для греческого Архипелага. Верфи, естественно, были не единственными предприятиями города. Среди других - самыми важными и сверхприбыльными стали шерстомойки.

Настоящим золотом в 20-40 г.г. XIX столетия стала обычная шерсть. На бескрайних херсонских степях разводили бесконечные отары овец, шерсть которых перерабатывали в Херсоне. Любопытно, что в 50-е годы из 12-ти шерстомоек, учрежденных в огромной Херсонской губернии, десять находилось в нашем городе. А начиналась история «херсонского золота» в 1820 г., когда местный губернатор Сен-При, который владел под Перекопом огромными отарами овец, выписал из Франции специалиста шерстомоечного дела Петра Мулена. Он и построил в 1822 г. первую херсонскую шерстомойку. В 1859 г. шерстомоек насчитывалось уже одиннадцать. Ежегодно на промывку поступало 300 пудов шерсти. Объем проданной шерсти достигал полутора миллионов рублей, что превышало доход всех остальных предприятий города. А в отдельные годы стоимость шерсти достигала 4-х миллионов рублей. История сохранила имена первых «шерстомоечных королей»: Готрон, Филиберт, Феккер, граф Толстой, Ванштейн. Сохранились также и сведения о бедственном труде настоящих творцов «херсонского золота». На шерстомойках работали преимущественно женщины и дети, которые с мая по сентябрь парили в кипятке и промывали в холодной воде бесконечную шерсть, зарабатывая в сутки 35-60 копеек ассигнациями.

В 1848 г. в Херсоне появилась одна из первых на Украине паровая мельница. Как пишет историк Дмитрий Горловский, житель города по фамилии Княжин купил со старого парохода машину и переоборудовал ее на паровую мельницу, но из-за отсутствия мастеров, мельница в скором времени испортилась, и никто не смог ее отремонтировать... А ветряных мельниц в Херсоне в те годы было аж 250. Даже целый район города с тех давних лет носит название - Мельницы. Вообще, Херсон в середине XIX столетия был центром переработки сельскохозяйственной продукции: 10 салотопленых, 6 свечных, 7 табачных, канатный, пивоваренный и другие заводы с успехом работали в городе. В 1853 г. к нашему городу дошли первые волны промышленной революции: как раз в этот год братья Вадоны начали строительство механического чугунолитейного завода. Он с течением времени превратился в судостроительный и судоремонтный заводы - один из трех важнейших предприятий современного города. В 1855 г. завод дал первую продукцию: 60 лафетов к пушкам Очаковской крепости. В 70-е года предприятие Вадонов изготавливало железные баржи и катера. Позднее ледоколы, колесные пароходы, плавучие краны и Другое.

А рядом с чугуннолитейным заводом братьев Вадонов, который занимал на границе районов Военного и Мельниц целый квартал, появилась улица Литейная, которая навсегда вошла в историю культуры города. На ней жили известные культурные деятели: историк Петражицкий, художник Брюммер, а также братья Вадоны и Гутьеры... К столетию города, а 1878 г., в Херсоне было более 100 промышленных предприятий с годовым оборотом более 5 млн. рублей и более 200 различных торговых предприятий с оборотом более 4 млн. рублей. Город продолжал развиваться. А 100 лет назад, осенью 1899 г. в устье Днепра закончились работы по углублению дна реки, и первые морские корабли, груженные необходимым товаром, прибыли в Херсонский порт. Город ожидало светлое будущее.

Сергей Дьяченко
«Чайка».- №15 (030).- 20.12.2001.- стр.15

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.