on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > Візуальне мистецтво > Херсонський Body art > Все, що ви хотіли знати про Боді-Арт, але боялися спитати

 

Все, что вы хотели знать о Боди-Арте, но боялись спросить

01.02.1998

Ты помнишь, как все начиналось?
Наверное, с "золотого мальчика" Леонардо. Уже тогда "золотая мера" условности была переступлена – мальчик к вечеру занемог. И помер: телу надо было дышать. Закупоренные краской поры превратили его кожный покров в "золотую клетку". Маскарад закончился смертью. Далее следует перерыв в четыре столетия.

За это время всякое было: и вырванные сосцы и ноздри, и забавные телесные эскапады на помосте. Но статус их был либо статусом Жизни (с ее пытками и членодробительством), либо – Искусства лицедеянья (с отработанной методикой восприятия "господ ахтеров"). Итак, первейшее условие нормального боди-арта – добровольность участия, к чему пришлось брести долго-долго. Наконец, появился Ив Клейн, поразивший в 1960-х всех "Антропометриями" – отпечатками тел нагих девиц, предварительно окрашенных (10 лет спустя Ласло Мегеш выставил "Оммаж Клейну" – те же отпечатки, но с прожилками тканей – и никакого фурора не вызвал.

Итак, начало боди-арта (в переводе – искусство тела) ознаменовалось его же отрицанием: зрителю предлагалось отражение, а не тело как таковое. Но первое слово было сказано. И тело из пассивного инструмента труда (и соглядатайства) превратилось в объект творчества, достойный внимания благодаря не своей природной гармонии, а именно нарушению оной.

В последующем боди-арт Запада грезит увечьями: Брисли лезет в ванну со льдом, Пейн кромсает себя бритвой, Аккончи кусает свое же плечо, Бен бьется головой о стену; или религией (в свое время провоцировавшей подобные действа всерьез): Орлан раздает поцелуи зрителям рядом со статуей св. Терезы (1977). Раны от укусов Аккончи сравниваются со стигматами ("Фабричные ярлыки", 1970). Зритель поглощает облатки, приготовленные из кожи автора ("Месса телу" Журньяк, 1961). Критики рассуждают о "мистических порывах" (Клейна) или о "ереси", "искуплении", "миссии" (Пейна). Ну, товарищи, это уж слишком...

А у нас?
"А у нас – в квартире газ", т.е. ничем подобным не пахнет (в начале 10-х гг. промелькнули братья Бурлюки с размалеванными щеками, а в начале 80-х на моих глазах двое коллег, изрядно захмелевших, расписали друг друга фломастерами - за что чуть не вылетели из института. Молодость, молодость!). Преимущественно же красят девиц. На потеху публике или в свое удовольствие – согласно отечественному духу ви-(мен)тальности.

Боди-арт Украины поверхностен в прямом и переносном смысле. Как всегда, Украина вторична и наивна. В начале эры Независимости Киев был потрясен "раскрашенными телами" из Чили; плакаты с этой акции долго еще торчали на стенах общаг и мастерских, а журнал "Синтези" дал материалы об этом два года спустя. (Кстати, на Западе раскрашенное тело часто ставится в контекст экологических движений: скажем, "Люди за этическое обращение с животными"3 в Афинах; впрочем, у нас аналог этому – античернобыльские демонстрации молодежи.)

А боди-арт херсонских авторов: И. Озерного, В. Савельевой, И. Титовой – своей тематикой (павлины, пауки, кошечки) плодит призраки "серебряного века". (И в этом с ним солидарны латвийские коллеги, в таком же случае сопровождающие свои "живые раскраски" декадентской шляпой с вуалькой или старорежимным граммофоном.

Полистаем старые страницы: "Возник целый культ "живописи на ногах, армия художников занята раскрашиванием ножек современных модниц, изображая на нежной, белой коже пейзажи, портреты, идиллические сценки, рисуя бабочек, извивающихся змей, райских птиц..." (Париж, 1914 г.). Ничто не ново в подлунном мире — хотя сегодня раскрашивают чаще всего верхнюю часть тела, оставляя ноги в покое. (Тотальная обнаженность встречается редко – и сочетание измазанной кожи и белья выглядит на редкость комично.) Из более современных мотивов: геометрические фигуры (квадрат, треугольник, меандр); имитация одежды; архитектура ("Венеция" К. Милитинского: женские груди в виде капителей, фон – голубой), погодные метеоусловия ("Ночь" О. Петренко: синее в звездах тело и белые волосы), цветы (Н. Лопуховой) и фрукты ("Лимончик" Е. Корнейчук).

Почему Боди-Арт?
В среднем от 40-60 гривен до 50 долларов. Художнику – столько же, что и натурщице. Иногда отвалят не больно шикарный приз, и этим все заканчивается. Коммерческий эффект низок, рекламный – проблематичен. Проекты боди-артовского турне по городам и весям Украины остаются в зародыше. Конечно, в условиях приватной вечеринки (Н. Герасименко — И. Гришко) все это спонтанно, весело, беззаботно и безвозмездно. И если снимают рекламный ролик (посвященный "Текиле"), то инициатор - иностранец, фотограф Иоганн. Здесь совершенно оригинальна "девочка-этикетка" И. Яремчука. Но, как бы то ни было, все это единожды.

Но ведь секса-то нет?
Когда как. "Эрекции у меня не было", – признается художник N (об акции в "Голливуде" два года назад). Ему вторит херсонский автор: "Для нас натура – просто рабочий момент. Честно говоря, наши модели как мужчин нас просто не воспринимают".

Публика робеет, не успевая ничего понять. "Повеселились... кто-то кого-то потом "замочил".
Плохо выстроенный контекст – смертельный грех критика. И все же рискну рядом с "низким" искусством коснуться "высокого", коль сама жизнь позаботилась их смешать. Львовянка Анна Куц (единственная из художников, кто сам заявил о себе как о последовательном боди-артисте) выступила со своими акциями на берегу Черного моря в августе 1994 г. И все под лозунгом "дематериализации", "отделения человека от природы".

В это верится с трудом: зеброподобные девицы остаются все же соблазнительными. "Не скульптура человека, а скульптура — человек".

Ну чем не эстафета с Мадзони, в 1961 г. подписавшем своих девиц?

Проблемы?
А у кого же их нет! Хотя бы так: барышень разрисовали, а смывать краску можно только холодной водой, а на дворе поздняя осень, а хата нетопленая (последняя Импреза). (Не оттого ли так часто на барышнях рисуют всякие футболки, накидки, маечки и т.д.?) Или подлая краска не слазит, хоть плачь – держится на теле около двух недель (В.Шерешевский; акция в ночном клубе "Голливуд"). А с другой стороны – "рыдания на кухне, страдания чужих жен..." (боди-арт на вечеринке, или "русский человек на рандеву"). Или: "если хоть одна капля упадет на пол – придут мои пацаны и порвут вам рубаху". (К вопросу об этике организаторов: "Спасибо тебе, отец. И за доброту, и за ласку. И за щедрость спасибо".) Хорошо, когда присылают манекенщиц из соответствующего агентства. Но могут – и кургузых тетёх из заштатного ПТУ (дешевле!).

А как же постмодерн?
Он, конечно, в стороне не остался. (Некогда Г. Сенченко раскрасил натурщицу своей знаменитой — с Савадовым — "Клеопатрой".) Но чаще всего отгорожен кругами турникетных дистанций. Классическая акция Александра Харченко "Попридержи язык искусства" (1995)9 состоит из более чем 30 фото своих друзей и соратников, высовывающих этот самый, пардон, язык. А еще — тексты, скорее затемняющие смысл, чем его проясняющие. Одни угрюмо каламбурят, другие — банальничают. Но! Как минимум 20 из сфотографированных язык свой "кажут" очень скупо: закрывая рот ладонью или сворачивая его, язык, трубочкой в глубине рта. Зато автор постарался на славу: язык "высолопыв", дальше некуда. Существенная оговорка: мы не знаем, является ли это манипуляцией с огромным говяжьим языком, поедаемым на вернисаже... (и я там был, язык поедал, мед-пиво пил...), или фототрюком, т.е. чем-то деформирующим телесную данность. Таким образом, перед нами акт концептуализма, а не боди-арта, являющегося здесь первотолчком.

И в нашумевшей савадовской акции "На краю света" акцент ставился не на присутствии сидящего в стеклянном футляре голого "вьюноши" (он был бледен, вял, малоинтересен), а на чтении им стихов Омара Хайяма на языке оригинала. Акция противопоставлялась авторами как традиционной витальности, так и интеллектуальным рефлексиям украинской богемы. И если стекло вдруг лопается и осколок ранит "вьюношу" (о, наконец-то, подлинный боди-арт!), то авторы эти в чем, в чем, но в этом совершенно не повинны.

За то мы (не) любим Боди-Арт?
Кабак, кеятр — это про нас, а вот ножичком себя полоснуть — это ни-ни! Вот и не случайно популярное украинское присловие: "нехай мене покрасять", обретающее в современном контексте резкую двусмысленность. Что нам эта "расписная плоть", живые матрешки? Баловство. Как никогда, актуально для нас звучат тысячу раз цитируемые (вспомним в 1001-й) слова Сюзан Зонтаг из "Against Interpratation" (1963), времени первых боди-артов: "Вместо герменевтики нам нужна эротика искусства... Наша культура зиждется на избытке, перепроизводстве, в результате — неуклонная потеря остроты восприятия... Сегодня главное для нас — прийти в чувство. Нам надо научиться видеть больше, слышать больше, больше чувствовать..."10

До тех пор, пока автор будет дремать на завалинке, боди-арт будет оставаться пасынком contemporary art, произведения которого не входят в каталоги выставок, феномены которого не исследуются, но только время от времени обнародуются в слабоаутентичных изданиях. А мы будем глазеть да позевывать.
Художник, искусай себя сам!

Олег Сидор-Гибелинда
Журнал "ArtLine". - № 2/98

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.