on-line с 20.02.06

Арт-блог

04.05.2020, 10:16

Май - 2020

Май Ночь нас одарила первым теплым ливнем, Он унес последний холод с мраком зимним, Вся земля покрылась пестрыми коврами, Бархатной травою, яркими цветами. Белая береза распахнула почки: Не стоять же голой в майские денечки! Босиком помчались мы под ветром мая. Растянись на солнце, грейся, загорая! Муса Джалиль

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новости региона

27.05.2020, 15:14

Переможці конкурсу грантів Програми творчої підготовки та розбудови потенціалу молоді від House of Europe та Goethe-Institut Ukraine

27.05.2020, 14:52

Як проходить навчання на Студії Живої Історії 2020: громади малих міст і ОТГ?

26.05.2020, 13:18

Фестиваль народної творчості «Купальські зорі» в Голій Пристані перенесено на наступний рік

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > История культуры и краеведение > 9 октября – Всемирный день почты

9 октября – Всемирный день почты

После того, как в нашу жизнь стремительно ворвались Интернет, электронная почта, мобильная связь и многое другое, что принято называть современными информационными технологиями, традиционная почта начала переживать определенную трансформацию. И сегодня уже понятно, что в резко изменившихся условиях она нашла свою нишу. А о том, как появилась почта в Херсоне, с какими проблемами столкнулись её служащие в те далекие годы и какие проблемы приходится им решать в наши дни, читайте ниже

Как все начиналось

Херсон почтовый
До 1910 года главная улица Херсона, стрелой протянувшаяся от берега Днепра до городских ворот (находившихся в районе современной областной больницы по проспекту Ушакова), носила название Почтовая. За городской чертой начинался почтовый тракт – путь, связывающий молодой Херсон с другими городами Российской империи. Этой дорогой въезжали и выезжали из Херсона путешественники, доставляли в город товары и продукты. Пролетали под звон бубенцов со спешным грузом деловой и частной корреспонденции почтовые извозчики.

Неслучайно еще в конце XIX века сложилось мнение, что «почта и телеграф являются “нервом” государства». Невозможно представить себе город, лишенный почтовой службы. Поэтому, еще с самого начала строительства Херсона в городе началось обустройство почтового сообщения. Первоначально городская почтовая контора располагалась в арендуемом доме на улице Эрделевской (нынче улица Комсомольская). Затем она занимала помещение на улице Суворовской и только лишь в 1931 году, после принятия Сенатом 22 октября 1930 года указа «Об устройстве почтовой части», обосновалась в специально построенном здании. Херсонская почтовая контора входила в Одесский почтовый округ, который подчинялся почтовому департаменту Сената.

В 1862 году в Городской почтовой конторе был установлен телеграф, посредством которого херсонцы получили возможность оперативной связи с другими городами страны. После введения в строй телеграфа, почтовая контора получила более серьезное наименование: Херсонская почтово-телеграфная контора Одесского почтового округа. С 1885 года в связи с реорганизацией и упразднением почтового департамента Сената почтовая служба Российского государства перешла под управление Министерства внутренних дел. Городская почтово-телеграфная контора производила прием и доставку писем, заказных отправлений, бандеролей, посылок, денежных переводов по почте и телеграфу. Занималась доставкой периодических изданий, а также мелких частных заказов от различных фирм. Первоначально весь груз к месту назначения перевозили попутные речные суда и извозчики. Но со временем, ввиду увеличения объемов и возросшей ценности отправлений, почтовое ведомство вынуждено было ввести в свой штат ямщиков. Нелегкая работа ямщиков усугублялась российским бездорожьем, а с ранней осени и до поздней весны раскисшие степные пути и вовсе становились непроходимыми.

С 1865 года уездная земская управа поднимала вопрос об «улучшении единственного пути, связывающего Херсон и Николаев», но решение проблемы оставалось только на бумаге. Не лучше обстояли дела с перевозкой почты и морозной, снежной зимой. Часто заблудившихся в метель ямщиков находили лишь весной на бескрайних равнинах Херсонской степи. Сильные январские морозы 1907 года унесли жизни восьми почтовых ямщиков. Порой ввиду несовершенства доставки почтовой корреспонденции происходили курьезы, достойные Книги рекордов Гиннесса. Так, письмо, отправленное через Березнеговатское почтовое отделение 23 декабря 1900 года, было вручено адресату в Херсоне 26 сентября 1901 года. Иными словами, расстояние от пункта отправления до пункта назначения в 78 верст письмо преодолело за 9 месяцев и 2 дня. То есть на преодоление каждой версты потребовалось 3 дня и 11 с лишним часов! Уже к началу XX века Херсонская почтово-телеграфная контора имела два десятка почтовых ящиков, расположенных в различных частях города. Выемка писем происходила три раза в день с 6 утра до 11 вечера, а из ящика, установленного в конторе, – каждый час. Кроме того, в помещении конторы были установлены «американские шкафы» с именными отделениями. С помощью этих «шкафов» абоненты могли получать свою корреспонденцию без посредничества почтовых чиновников.

С 1 июня 1901 года почтовое ведомство ввело новый порядок оплаты за доставку телеграмм и почтовой корреспонденции: При доставке телеграммы с нарочным или по эстафете в пригородные населенные пункты, с отправителя взималась плата по 10 копеек с версты, но не менее 50 копеек с телеграммы. «Поздравительные карточки к доставке в город и пересылке в другие места, по бандерольной таксе: 1 копейка город и 2 копейки иногородние. Допустимо добавлять письменно только адрес и звание отправителя, и приветствие не более чем в 5 слов. Карточки в заклеенных конвертах (хотя бы и с обрезанными углами) и с более длинными надписями, оплаченные по бандерольной таксе, доставляются адресатам с взиманием доплаты по таксе закрытых писем. Бандероли вовсе не оплаченные и почтовые карточки, на рисунках коих нанесена смесь слюды, с толченым стеклом, не доставляются адресатам и не пересылаются почтой». Также произошли изменения в выдаче денежных корреспонденций. Отныне квитанция на получение перевода должна была быть засвидетельствована в полиции.

В 1901 году возникло решение об устройстве в Херсоне беспроволочного телеграфа. С целью проведения необходимых расчетов для постройки телеграфных мачт в город прибыл главный механик Одесского почтово-телеграфного округа Бухгейм. Решено было поставить одну из мачт на крыше городской почтово-телеграфной конторы, вторую – во дворе Голопристанской почты. Для передачи и приема сообщений был использован новейший приемник Попова-Дюкрете. Опыты проводили в течение нескольких лет, но особого успеха по техническим причинам достигнуто не было, и работы свернули.

Говоря о работе Херсонского почтово-телеграфного отделения начала ХХ века, нельзя не отметить тяжелый труд городских почтальонов. Им за сравнительно небольшое жалованье приходилось таскать тяжелые, неподъемные сумки с корреспонденцией по рытвинам и ухабам немощенных и плохо освещенных улиц города. Мало того, расплодившиеся бродячие собаки на протяжении долгого времени были настоящим «бичом» города и часто нападали на находившихся при исполнении почтальонов. Возникали проблемы у письмоносцев и при встрече с «окраинскими босяками». Такое положение дел наблюдали повсеместно по всей Российской империи. Поэтому разноску почты считали сугубо мужским делом. И женщин к этой работе не допускали. Херсонская газета «ЮГъ» неоднократно обращала внимание обывателей на «безадресность» городских улиц и домов. «Некогда все улицы имели свои имена, но большая часть за давностью растерялась и сохранились лишь некоторые названия. Нам известен случай, когда одна семья долго не могла сообщить своего адреса, не зная названия улицы. Даже постовой городовой и почтальон не могли помочь этому горю».

Херсон расстраивался, население увеличивалось, проблемы с поиском нужного адреса усугублялись. В 1904 году Городская Дума приняла обязательное постановление «об упорядочении названий улиц», предусматривавшее изготовление и установку табличек с названиями улиц и номерами на дома. Что, конечно же, впоследствии намного облегчило почтальонам поиск адресатов. В 1904 году в помещении почтово-телеграфной конторы некоторое время располагалась городская телефонная станция.

София Серебрякова, Александр Захаров, Татьяна Кирпа
"Гривна СВ".- № 41 (308).- 05.10.2007.- стр. 10-11

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.