on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.01.2020, 09:07

Январь 2020

Сухое левантинское лицо, упрятанное оспинками в бачки, когда он ищет сигарету в пачке, на безымянном тусклое кольцо внезапно преломляет двести ватт, и мой хрусталик вспышки не выносит; я жмурюсь - и тогда он произносит, глотая дым при этом, "виноват". Январь в Крыму. На черноморский брег зима приходит как бы для забавы: не в состояньи удержаться снег на лезвиях и остриях атавы. Пустуют ресторации. Дымят ихтиозавры грязные на рейде, и прелых лавров слышен аромат. "Налить вам этой мерзости?" "Налейте". Итак - улыбка, сумерки, графин. Вдали буфетчик, стискивая руки, дает круги, как молодой дельфин вокруг хамсой заполненной фелюги. Квадрат окна. В горшках - желтофиоль. Снежинки, проносящиеся мимо... Остановись, мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо. И.Бродский  

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Новости региона

20.01.2020, 14:30

Будинок Поліни Райко може отримати статус пам’ятки культури місцевого значення

17.01.2020, 10:18

В херсонском музее покажут классику «украинского поэтического кино»

Фото с сайта Национального центра Александра Довженко. Кадр из фильма ...
23.12.2019, 14:59

Перша фотовиставка в новому просторі

Второе рождение Потёмкина

Скульптор Юрик Степанян по праву вошел в новейшую историю Херсона. Ему выпала честь восстанавливать один из символов города – памятник его основателю, светлейшему князю Григорию Потемкину. Монумент работы легендарного Ивана Мартоса пропал в Великую Отечественную, а на «вакантный» постамент водрузили бетонного Карла Маркса в весьма убогом исполнении. В разгар перестройки изваяние разбили, и в Херсоне ещё лет десять спорили: кого из исторических деятелей стоит увековечивать? Туда предлагали «подсадить» даже атамана запорожцев Костя Гордиенко или Симона Петлюру, но в итоге возобладал здравый смысл. Под натиском интеллигенции муниципальные власти согласились, что на постамент следует вернуть фаворита императрицы Екатерины Великой. А банкиры, предприниматели и промышленные предприятия «скинулись» на воплощение грандиозного по местным меркам проекта в жизнь.

Скульптор Юрик Степанян работал над ним год и столкнулся с нешуточными трудностями.

- С 1922 по 1943 годы снятый большевиками монумент стоял во дворе краеведческого музея. В архивах нашли его фотографию и данные о высоте бронзовой фигуры – 3,15 м с пьедесталом. Однако мы знали, каков вид скульптуры спереди – и только, – рассказывает член Национального союза художников Украины Юрик Степанян. – Послали запросы в Эрмитаж и Русский музей. В тамошних запасниках отыскалась маленькая керамическая скульптура – один из рабочих вариантов памятника. Но с конечным решением он имел мало общего.

Задачу мастера облегчало то, что в точности воспроизводить черты лица Потемкина не требовалось. Исполненный в стиле классицизма памятник Мартоса представлял собой как бы посвящение светлейшему – воина со строгими чертами лица, облаченного в плащ и доспехи древнеримского военачальника, с фельдмаршальским жезлом в одной руке и мечом – в другой. Детали меча и жезла на фотографии и открытках изображались четко, а складки плаща пришлось копировать с одесского памятника Дюку Ришелье, тоже сработанному Мартосом.

Спустя три месяца у Юрика Грантиковича была готова пластилиновая модель будущей фигуры. Её отправили в киевские мастерские Худфонда, где тщательно измерили пропорции и сконструировали стальной каркас в натуральную величину. Через полгода скульптор Степанян завершил гипсовую модель для отливки в бронзе. Фигуру отливали в Киеве по частям – отдельно торс, отдельно руки, ноги, меч, голова. А потом над памятником день и ночь трудилась бригада из десятка чеканщиков. Да и сам скульптор не давал себе отдыха – последние месяцы работал по 12-14 часов в сутки, едва-едва выкраивая время для еды и сна. Снился, кстати, автору все тот же Потемкин. Потом двухтонную скульптуру со всеми предосторожностями ночью малым ходом везли из Киева в Херсон на грузовике, устланном мягкими матрацами.

Но все сложности благополучно преодолены – Херсону возвращен его символ. А Президенту Украины подарят его уменьшенную бронзовую копию.

Правда, среди отдельных горожан стало «модно» красть целые памятники или их фрагменты из цветмета для сдачи на лом. И скульптор очень опасается, как бы вандалы не совершили покушение на его детище. Только никакая милицейская охрана тут не поможет, покуда у нас у всех не проснётся любовь к рукотворной красоте и уважение к истории родного города.



Сергей Яновский
"Гривна".- № 39 (455).- 25.09.2003.- стр. 17
www.grivna.kherson.ua/vtoroe_rozhdenie_potemkina.htm
 

 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.