on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Новини регіону

18.01.2025, 23:18

Культурологічний екскурс від Гончарівки до Дня Криму пройшов у Тернополі

18 січня у центрі "Я Маріуполь. Тернопіль" пройшов культурологічний ...
11.01.2025, 23:11

Архітектура зниклої цивілізації: чи має цінність типова забудова? Розповідаємо на прикладі Херсонської бібліотеки

Одним з прикладів типової забудови є Херсонська обласна бібліотека імені ...
10.01.2025, 23:50

Майстриня з Олешок на Херсонщині виготовляє ялинкові прикраси

Майстриня з Олешок Світлана Русин виготовляє ялинкові прикраси з вати. ...

 

Женщины идут в торговлю

Сейчас невозможно вообразить современную торговую отрасль без представительниц прекрасного пола. Меж тем еще к началу XX века количество женщин-продавщиц в Херсоне, да и во всей тогдашней империи, было ничтожно малым

Не то что в соседней Европе, где к тому времени во многих торговых точках, а тем паче в специализированных дамских салонах, женщины составляли уже исключительное большинство. Стоит учесть, что речь здесь идет совсем не о мелкой рыночной торговле, не о торговках и перекупщицах, оккупировавших местные рынки старого Херсона. А о тех дамах, кто сподобился получить рабочее место в более солидных торговых заведениях - у купца-хозяина. Такое малое число женщин-продавщиц к началу века было прежде всего связано со спецификой торговли в мелких лавчонках, предлагавших своим покупателям различный товар. Здесь требовалась известная подготовка, а порой и мужская сила. Ведь как же еще можно было насильно втащить в лавку праздно прогуливавшегося по улице херсонского обывателя?

Кстати, этой больной теме в начале XX века было посвящено немало заметок в местной городской прессе. Судя по ним, подобным принудительным приглашением покупателей «страдали» не только зазывалы мелких лавчонок, но и приказчики солидных мануфактурных магазинов на Суворовской улице. Мало того, по уговору с хозяином в их непосредственные обязанности входило «нахальное затаскивание» покупателей в свои заведения. «Какие при этом разыгрываются сцены - и говорить не приходится, - сетовала херсонская газета "ЮГъ". - Обмен насмешками, ругательствами и прочими прелестями неизменно сопровождает охоту за покупателем».

Кроме того, покупателя, попавшего в сети приказчика, надо было еще и удержать в магазине. К тому же - заставить своими действиями немедля приобрести «очень нужную вещь, о которой тот неосознанно мечтал всю свою сознательную жизнь»... Что и говорить, трудно представить в роли подобного напористого продавца хрупкую, воспитанную на бытовавших в те времена моральных традициях женщину. Тем не менее с развитием крупных промышленных и продуктовых магазинов уже к началу XX века ситуация в этой отрасли кардинально изменилась.

В торговых точках Херсона появились женщины-продавцы. Эксперимент, предпринятый рядом магазиновладельцев, оказался весьма удачным. Причём не последнюю роль в этом вопросе сыграла дешевизна женского наёмного труда, ведь дамам можно было гораздо меньше платить. При всем при том рабочий день женщины-продавца оставался равным рабочему дню продавца-мужчины. В булочных он составлял 17 часов в сутки. В «съестных», или, как теперь говорят - продовольственных лавках и магазинах, он был 13-14 часов.

Пожалуй, хуже всего приходилось только женщинам-официанткам, которые к началу века стали появляться в среде официантов, представителей этой сугубо мужской профессии. Работая по 18-19 часов в сутки, чаще всего лишь за чаевые, ибо жалование им не полагалось, они еще подвергались различным унижениям со стороны подвыпивших посетителей и хозяев. Каторжный труд женщин-продавщиц и официанток не оставлял времени для личной жизни и отдыха. И тем не менее, по свидетельству того же «Юга»: «Чтобы быть продавщицей, необходимо "понравиться" купцу. Быть симпатичной, уметь завлекать покупателя своими глазами, быть всегда нарядной по последней моде»...

Как бы там ни было, в начале нового века в Херсоне, да и по всей Российской империи, становится все больше женщин-продавщиц. И если в 1900 году доля участия женского труда в торговле составляла всего лишь чуть более 10%, то в период русско-японской войны, когда мужское население было призвано на фронт, она подскочила в два раза. В 1906 году эта доля достигла уже 25%, а в 1911-м - 30%. Стоит сказать также, что в 1910 году в местных газетах появились сообщения о том, что в Харькове «уже четыре парикмахерских, в которых работают, т. е. стригут, бреют и завивают женщины». После октябрьского переворота 1917 года мужских парикмахерских, в которых работали женщины-парикмахеры, стало гораздо больше. И снова распространению их помогла очередная война...

Александр Захаров

Джерело інформацї: «Гривна-СВ».- №7 (690).- 12.02.2015.- стр.13

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.