on-line с 20.02.06

Арт-блог

07.02.2019, 11:25

Февраль-2019

Б Пастернак Февраль Достать чернил и плакать https://www.youtube.com/watch?v=Ba0t9sndAqg

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Новости региона

29.01.2019, 12:08

Дозволь собі бути щасливим

25.01.2019, 10:00

Відбувся флеш-моб «Моя стрічка-моя згода!»

16.01.2019, 10:38

“Краща книга Херсонщини”

Женщины идут в торговлю

Сейчас невозможно вообразить современную торговую отрасль без представительниц прекрасного пола. Меж тем еще к началу XX века количество женщин-продавщиц в Херсоне, да и во всей тогдашней империи, было ничтожно малым

Не то что в соседней Европе, где к тому времени во многих торговых точках, а тем паче в специализированных дамских салонах, женщины составляли уже исключительное большинство. Стоит учесть, что речь здесь идет совсем не о мелкой рыночной торговле, не о торговках и перекупщицах, оккупировавших местные рынки старого Херсона. А о тех дамах, кто сподобился получить рабочее место в более солидных торговых заведениях - у купца-хозяина. Такое малое число женщин-продавщиц к началу века было прежде всего связано со спецификой торговли в мелких лавчонках, предлагавших своим покупателям различный товар. Здесь требовалась известная подготовка, а порой и мужская сила. Ведь как же еще можно было насильно втащить в лавку праздно прогуливавшегося по улице херсонского обывателя?

Кстати, этой больной теме в начале XX века было посвящено немало заметок в местной городской прессе. Судя по ним, подобным принудительным приглашением покупателей «страдали» не только зазывалы мелких лавчонок, но и приказчики солидных мануфактурных магазинов на Суворовской улице. Мало того, по уговору с хозяином в их непосредственные обязанности входило «нахальное затаскивание» покупателей в свои заведения. «Какие при этом разыгрываются сцены - и говорить не приходится, - сетовала херсонская газета "ЮГъ". - Обмен насмешками, ругательствами и прочими прелестями неизменно сопровождает охоту за покупателем».

Кроме того, покупателя, попавшего в сети приказчика, надо было еще и удержать в магазине. К тому же - заставить своими действиями немедля приобрести «очень нужную вещь, о которой тот неосознанно мечтал всю свою сознательную жизнь»... Что и говорить, трудно представить в роли подобного напористого продавца хрупкую, воспитанную на бытовавших в те времена моральных традициях женщину. Тем не менее с развитием крупных промышленных и продуктовых магазинов уже к началу XX века ситуация в этой отрасли кардинально изменилась. В торговых точках Херсона появились женщины-продавцы. Эксперимент, предпринятый рядом магазиновладельцев, оказался весьма удачным. Причём не последнюю роль в этом вопросе сыграла дешевизна женского наёмного труда, ведь дамам можно было гораздо меньше платить. При всем при том рабочий день женщины-продавца оставался равным рабочему дню продавца-мужчины. В булочных он составлял 17 часов в сутки. В «съестных», или, как теперь говорят - продовольственных лавках и магазинах, он был 13-14 часов.

Пожалуй, хуже всего приходилось только женщинам-официанткам, которые к началу века стали появляться в среде официантов, представителей этой сугубо мужской профессии. Работая по 18-19 часов в сутки, чаще всего лишь за чаевые, ибо жалование им не полагалось, они еще подвергались различным унижениям со стороны подвыпивших посетителей и хозяев. Каторжный труд женщин-продавщиц и официанток не оставлял времени для личной жизни и отдыха. И тем не менее, по свидетельству того же «Юга»: «Чтобы быть продавщицей, необходимо "понравиться" купцу. Быть симпатичной, уметь завлекать покупателя своими глазами, быть всегда нарядной по последней моде»...

Как бы там ни было, в начале нового века в Херсоне, да и по всей Российской империи, становится все больше женщин-продавщиц. И если в 1900 году доля участия женского труда в торговле составляла всего лишь чуть более 10%, то в период русско-японской войны, когда мужское население было призвано на фронт, она подскочила в два раза. В 1906 году эта доля достигла уже 25%, а в 1911-м — 30%. Стоит сказать также, что в 1910 году в местных газетах появились сообщения о том, что в Харькове «уже четыре парикмахерских, в которых работают, т. е. стригут, бреют и завивают женщины». После октябрьского переворота 1917 года мужских парикмахерских, в которых работали женщины-парикмахеры, стало гораздо больше. И снова распространению их помогла очередная война...

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №7 (690).- 12.02.2015.- стр.13
 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.