on-line с 20.02.06

Арт-блог

05.04.2019, 09:39

Апрель-2019

Апрельская прогулка (Ю. Визбор) Есть тайная печаль в весне первоначальной, Когда последний снег мне несказанно жаль, Когда в пустых лесах негромко и случайно Из дальнего окна доносится рояль. И ветер там вершит кружение занавески Там от движенья нот чуть звякает хрусталь Там девочка моя, еще ничья невеста, И грает, чтоб весну сопровождал рояль. Ребята, нам пора, пока мы не сменили Веселую печаль на черную печаль. Пока своим богам ни в чем не изменили, В программах наших душ передают рояль. И будет счастье нам, пока легко и смело Т а девочка творит над миром пастораль, Пока по всей земле, во все ее пределы Из дальнего окна доносится рояль.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Locations of visitors to this page

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новости региона

24.04.2019, 09:19

Відбувся ХХV ювілейний Всеукраїнський конкурс читців Шевченка

10.04.2019, 15:08

Епоха Вацлава Мошинського. Пам'яті Майстра

21.03.2019, 10:20

У Херсоні безкоштовно покажуть сучасне українське кіно

Женщины идут в торговлю

Сейчас невозможно вообразить современную торговую отрасль без представительниц прекрасного пола. Меж тем еще к началу XX века количество женщин-продавщиц в Херсоне, да и во всей тогдашней империи, было ничтожно малым

Не то что в соседней Европе, где к тому времени во многих торговых точках, а тем паче в специализированных дамских салонах, женщины составляли уже исключительное большинство. Стоит учесть, что речь здесь идет совсем не о мелкой рыночной торговле, не о торговках и перекупщицах, оккупировавших местные рынки старого Херсона. А о тех дамах, кто сподобился получить рабочее место в более солидных торговых заведениях - у купца-хозяина. Такое малое число женщин-продавщиц к началу века было прежде всего связано со спецификой торговли в мелких лавчонках, предлагавших своим покупателям различный товар. Здесь требовалась известная подготовка, а порой и мужская сила. Ведь как же еще можно было насильно втащить в лавку праздно прогуливавшегося по улице херсонского обывателя?

Кстати, этой больной теме в начале XX века было посвящено немало заметок в местной городской прессе. Судя по ним, подобным принудительным приглашением покупателей «страдали» не только зазывалы мелких лавчонок, но и приказчики солидных мануфактурных магазинов на Суворовской улице. Мало того, по уговору с хозяином в их непосредственные обязанности входило «нахальное затаскивание» покупателей в свои заведения. «Какие при этом разыгрываются сцены - и говорить не приходится, - сетовала херсонская газета "ЮГъ". - Обмен насмешками, ругательствами и прочими прелестями неизменно сопровождает охоту за покупателем».

Кроме того, покупателя, попавшего в сети приказчика, надо было еще и удержать в магазине. К тому же - заставить своими действиями немедля приобрести «очень нужную вещь, о которой тот неосознанно мечтал всю свою сознательную жизнь»... Что и говорить, трудно представить в роли подобного напористого продавца хрупкую, воспитанную на бытовавших в те времена моральных традициях женщину. Тем не менее с развитием крупных промышленных и продуктовых магазинов уже к началу XX века ситуация в этой отрасли кардинально изменилась. В торговых точках Херсона появились женщины-продавцы. Эксперимент, предпринятый рядом магазиновладельцев, оказался весьма удачным. Причём не последнюю роль в этом вопросе сыграла дешевизна женского наёмного труда, ведь дамам можно было гораздо меньше платить. При всем при том рабочий день женщины-продавца оставался равным рабочему дню продавца-мужчины. В булочных он составлял 17 часов в сутки. В «съестных», или, как теперь говорят - продовольственных лавках и магазинах, он был 13-14 часов.

Пожалуй, хуже всего приходилось только женщинам-официанткам, которые к началу века стали появляться в среде официантов, представителей этой сугубо мужской профессии. Работая по 18-19 часов в сутки, чаще всего лишь за чаевые, ибо жалование им не полагалось, они еще подвергались различным унижениям со стороны подвыпивших посетителей и хозяев. Каторжный труд женщин-продавщиц и официанток не оставлял времени для личной жизни и отдыха. И тем не менее, по свидетельству того же «Юга»: «Чтобы быть продавщицей, необходимо "понравиться" купцу. Быть симпатичной, уметь завлекать покупателя своими глазами, быть всегда нарядной по последней моде»...

Как бы там ни было, в начале нового века в Херсоне, да и по всей Российской империи, становится все больше женщин-продавщиц. И если в 1900 году доля участия женского труда в торговле составляла всего лишь чуть более 10%, то в период русско-японской войны, когда мужское население было призвано на фронт, она подскочила в два раза. В 1906 году эта доля достигла уже 25%, а в 1911-м — 30%. Стоит сказать также, что в 1910 году в местных газетах появились сообщения о том, что в Харькове «уже четыре парикмахерских, в которых работают, т. е. стригут, бреют и завивают женщины». После октябрьского переворота 1917 года мужских парикмахерских, в которых работали женщины-парикмахеры, стало гораздо больше. И снова распространению их помогла очередная война...

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №7 (690).- 12.02.2015.- стр.13
 

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.