on-line с 20.02.06

Арт-блог

02.12.2021, 10:49

І перший сніг, і плавний супокій. Цвіте різдвяник — в домі тихе свято. Так мало нам потрібно й так багато – всього в нас є на вуличці вузькій.

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Новости региона

03.12.2021, 10:59

У «Гончарівській вітальні» відбулося відкриття художньої виставки

03.12.2021, 10:52

Херсонців запрошують до участі у конкурсі «Час творити дива»

03.12.2021, 10:44

Херсонські шеф-кухарі потрапили до рейтингу кращих кулінарів України

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > История барка "Товарищ" > Жили-были два "Товарища"

Жили-были два "Товарища"

Тот, кто рожден был у моря,
тот полюбил навсегда
белые мачты на рейде,
в дымке морской паруса.

Эта песня “Самое синее в мире - Черное море мое” была написана на учебном паруснике “Товарищ” в 1957 году.

Один из самых знаменитых парусных кораблей “Товарищ” - далеко не пустой звук не только для одесситов и черноморцев, но и для англичан. К паруснику с этим именем на борту у них особое отношение, можно сказать, исторически обусловленное. Слово “товарищ” - не изобретение Октябрьской революции. Так уж получилось, что она наполнила старые звуки иным содержанием, мы свыклись с этим словом и не мыслим себе того, что оно может означать что-либо другое. Первое парусное судно, ставшee учебным уже в советское время, названо “Товарищ”. Кто знает, долго ли размышляли над тем, как назвать его. Но, несомненно, более удачный выбор сделать было трудно. Товарищ - это друг, соратник по борьбе, это тот, кто в нужный момент не подведет.

17 октября 1898 г. в городе Белфаст на верфи «Уормен и Кларк» был торжественно спущен на воду джутовый клипер классических пропорций “Лауристон”. У судна был стальной корпус и частично рангоут, водоизмещение 4750 т, грузоподъемность 2472 т, длина 101 м, площадь парусов 3005 кв.м. Лондонская судоходная компания “Джилбрейт и Мурхед” обзавелась для поддержания торговли с Востоком судном полного парусного вооружения. Того, что парусник окажется в России спустя 24 года, конечно, никто не предполагал.
В первых плаваниях корабль продемонстрировал хорошие ходовые качества: рейс по маршруту Ливерпуль - Рангун занял 95 суток, в то время как средняя выверенная многочисленными переходами сотен других судов цифра составляла 107 суток. Маршрут Холихед - Калькутта “Лауристон” преодолел за 96 суток (при норме 116).

Но пути судов коммерческого флота неисповедимы, и в 1905 году владельцем судна стала другая лондонская компания - “Джорж Дункан и К”, по заказу которой на судне уменьшили парусность, одновременно изменив тип парусного вооружения. Корабль превратился в 4-мачтовый барк (классический барк имеет только 3 мачты). Сократилась и численность экипажа. Но дела пошли не так, как хотелось бы фирме, и в июне 1910 года “Лауристон” за 4 тыс.ф.ст. был перекуплен новым владельцем - компанией “Кук и Дандас”. В разгар первой мировой войны, в 1916 г., “Лауристон” вместе с другим парусником “Катанга” был приобретен уже русским правительством, чтобы использовать их в качестве буксируемых лихтеров (барж) для доставки из Англии материалов для строящейся Мурманской железной дороги, а потом эти два парусника были превращены в угольные лихтеры, которые снабжали суда топливом. В годы интервенции Мурманска “Лауристон” временно перекочевал к берегам бывшего отечества - его угнали в Англию, хотя законно он принадлежал России. Три года велась дипломатическая борьба, прежде чем в 1921 г. “Лауристон” вернулся из “плена”. В 1922 г. было принято решение переоборудовать один из двух парусников в учебное судно. “Катанга”, как выяснилось, была в худшем состоянии, и выбор пал на “Лауристон”.
Учитывая годы разрухи, восстановление парусника было делом нелегким. Ветеран парусника И.А.Ман, позже один из самых знаменитых капитанов, писал: “Нелегкое это было дело, не хватало материалов, снастей, парусины... И все же благодаря энтузиазму старых моряков и молодых слушателей Ленинградской мореходки реконструкция и переоборудование судна успешно закончились.”

В 1924 г. под новым названием “Товарищ” корабль совершил свой первый рейс в английский порт Талбот, в 1926-1927 посетил порты Южной Америки - Монтевидео, Росарио и Буэнос-Айрес. Следующий дальний рейс начался неудачно. В ночь на 24 февраля в Английском канале у мыса Данжнесс произошло столкновение с итальянским грузовым судном “Алькантара”, который, сделав неожиданный поворот, попал под форштевень “Товарища” и мгновенно затонул. Парусник арестовали и поставили в порт Саутхемптон, но не нашли никаких нарушений. “Товарищ” был отпущен в Гамбург для ремонта.
Залечив раны после столкновения, 21 июля 1928 г. корабль покинул Германию и никогда больше за границу не плавал. Это было связано с тем, что судовладельцы погибшего парохода “Алькантара” опротестовали решение английского морского суда и потребовали пересмотра, что грозило арестом в ближайшем порту захода.

Великая Отечественная война застала барк в городе Мариуполе. Захватив город осенью 1941 г., гитлеровцы взорвали и затопили барк, перекрыв вход в порт.
В городском сквере Мариуполя, вблизи ворот торгового порта, на каменном пьедестале установлен один из становых якорей барка-ветерана. Это памятник герою трудовых будней, парусной школе моряков.

По старой доброй флотской традиции имя “Товарищ” унаследовал другой парусник, поднятый со дна моря в районе немецкого порта Штральзунд. Бывшее учебное судно германских военно-морских сил барк “Горх Фок-1” передали по репарации СССР. Построенный в 1933 году в Гамбурге преемник первого “Товарища” столь же привлекателен и любим, как и его предшественник, хотя и несколько меньше по размерам. Это классический барк, длина стального корпуса 74 метра, площадь парусов 1812 квадратных метров.
После ремонта в Висмаре и Лиепае корабль направился вокруг Европы в Одессу и был приписан к Херсонскому мореходному училищу - старейшему в России.
Первое значительное плавание парусника состоялось в 1957 году под командованием опытнейшего парусного капитана В. Васильева.

Третьим помощником капитана тогда был Олег Ванденко, будущий бессменный в течение многих лет капитан “Товарища-2”. Рейс был продолжительным и далеким: из Черного моря вокруг Африки, к берегам Индонезии, Индии и обратно в Одессу.
Самые яркие факты новой биографии парусника связаны с именем капитана Ванденко, командовавшего парусником более 20 лет. В 1972 г. в Нью-Йорке барк принял участие в юбилейных торжествах по случаю 175-летия американского фрегата “Констеллейшн”, ныне корабля-музея, через 2 года - в операции “Парус” в Гдыне, еще через 2 года - в Нью-Йорке. И в обеих регатах победил!

Когда распался СССР и образовалась “самостийна” Украина, паруснику исполнилось 60 лет. За это время “Товарищ” прошел более 500 тысяч морских миль, т.е. 12 раз обогнул земной шар по экватору, побывал в 102 портах 86 стран мира. Свыше 15 тысяч воспитанников морских учебных заведений (в том числе 12 государств различных континентов) прошли здесь неповторимую школу выучки, школу мужества под парусами.
Распад Советского Союза оставил Херсонское мореходное училище без денежных средств, исчезло некогда мощное, знаменитое на весь мир Черноморское пароходство, лелеявшее этот парусник.

Каждый корабль требует ухода - докования и ремонта. Начали искать спонсоров. Зимой 1994 года приезжали в Херсон англичане, осмотрели барк, обещали отреставрировать на выгодных для себя условиях. Средства на переход в Ньюкастл ($50,000) выделил Херсонский порт. 12 мая 1995 г. “Товарищ” прибыл в Англию. Корабль поставили в док и обнаружили значительный износ корпуса. Состояние барка стало основанием для его технического ареста. Ясно, что для его “реанимации” нужны большие средства, которых у судовладельца нет. Обращение в правительство Украины для спасения “белого лебедя” ничего не дало, некоторые сухопутные “морские” чиновники открыто заявили: “Кому нужен этот старый хлам?” Бессменный капитан Ванденко и перегонный экипаж, просидев почти год в Ньюкастле, вынуждены были оставить судно и вернуться в Херсон.

Корабли, как и люди, рождаются в тяжких и радостных муках, проносятся по жизни на парусах молодого задора. Набираются опыта с годами, расплачиваясь за это многочисленными ссадинами, рубцами на сердце. Достигают (если достигают) почтенного возраста, когда их убеленные сединой головы мало кому нужны. Как люди, корабли оставляют о себе какой-то след. Как у людей, имя самых лучших представителей передается из поколения в поколение. Как знать, сложится ли и как именно дальнейшая судьба “Товарища” . Если предположить худший вариант, то хотелось бы, чтобы парусник-”пенсионер” проводили на заслуженный отдых достойно, как в других цивилизованных странах. Как англичане хранят в Портсмуте флагманский корабль адмирала Нельсона “Виктори”, старинные парусные корабли “Конуэй” и “Ворчестер”, как лихой клипер “Кэтти Сарк”, стоящий в сухом доке в Гринвиче, как музей и памятник временам расцвета парусного флота. Как в Норвегии, известные всему миру корабль Фритьофа Нансена “Фрам” и “Кон-Тики” Тура Хейердала. Как американский фрегат “Констеллейшн”, в торжественном чествовании 175-летия которого в Балтиморе принимал участие “Товарищ”. Душераздирающий “SOS” легендарного корабля и его экипажа никто не слышит.
Перед написанием этой статьи я связался по телефону с капитаном Олегом Павловичем Ванденко. На мои вопросы он ответил, что “...денег по-прежнему нет, на капитальное восстановление требуется 10 млн. дол. Спонсоров нет”. Какой-то немец перегнал парусник в Германию в Вильгельмсхафен и решает его дальнейшую судьбу. Пока он стоит у стенки как плавучий склад и гниет. “Разве что сердобольные англичане и немцы проведут сбор средств под лозунгом: “Подайте, господа, “Товарищу”... - печально сказал капитан Ванденко, заканчивая наш телефонный разговор.

 

russian-bazaar.com/ru/content/1063.htm

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.