on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Персоналії > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Хміль Віктор Адольфович > Арештанти вітали начальника з Днем Пасхи

 

Арестанты поздравляли начальника с Днем Пасхи

Лет сто назад, когда церковь и религия еще занимали главенствующее положение в обществе, подготовка к главному христианскому событию – Святой Пасхе – начиналась за 40 дней до ее празднования. К этому времени заканчивалась развеселая Масленица, и с Прощёного воскресенья для православных начинался самый долгий и строгий Великий пост

Вето на венчание
С началом поста в культурной и светской жизни херсонцев наступало определенное затишье, так как в силу входило ограничение на проведение общественных увеселений, вечеров, концертов, развлекательных представлений и занятий в танцклассах. Даже полюбившиеся херсонцам прототипы позднейших кинотеатров – биоскопы – во время Великого поста обходились без широкой и яркой рекламной помпы. Да и любители спиртного, завсегдатаи многочисленных трактиров и кабаков, не признававшие авторитета церкви, в этот период вели себя значительно тише. Примечательно, что в эти 40 дней поста стражи порядка практически всегда отмечали некоторое уменьшение общего уровня преступности. То есть атмосфера поста и ожидание главного, следующего за ним события, – Воскресения Христова – наполняли город своим особым благоговейным духом.

Предпасхальные строгости в традиционных правилах церкви становились еще жестче. В период Великого поста были запрещены и привычные в иное время церковные мероприятия, такие как, например, свадебные венчания. Причем даже серьезные обстоятельства не могли считаться причиной послабления принятых издревле церковных законов. В старых херсонских газетах того периода можно отыскать множество тому примеров. Скажем, в одной из заметок говорится о том, что прибывшему с позиций в отпуск солдату (в период империали­стической войны) было отказано в таинстве венчания именно по причине того, что по срокам венчание совпало с днями Великого поста. Не помогло бедняге даже обращение в вышестоящие церковные органы. Высший орган церкви Святейший Синод разъяснил, что соблюдение церковных канонов обязательно для всех без исключения, и солдатик остался неженатым... Правда, чуть позже, в 1916 году, в Синоде был поднят вопрос о послаблении в некоторых особых случаях строгости церковного закона для воинов, отправлявшихся на войну.

Пост – не просто отказ от пищи…
Интересно, что зачастую в со­временной интерпретации церковный пост ассоциируется лишь с отказом от определенного вида пищи. В то же время главное предназначение его всегда заключалось в подготовке внутреннего духовного состояния человека, отказе от греховного пути и в искреннем желании творить богоугодные дела. Поэтому в прежние времена Великий пост всегда был отмечен всплеском благотворительности и милосердия к ближним. Те, кто имел возможность хоть чем-то помочь нуждающимся, в эти дни старались в полной мере этим воспользоваться. Если вновь обратиться за подтверждением к старым херсонским газетам, то без труда можно отыскать на их страницах массу сообщений о сборе в период поста пожерт­вований для неимущих, проводимых различными благотворительными обществами, раздаче продуктовых и денежных вспомоществований ко Дню Святой Пасхи в городских ночлежках и бедных районах города.

В старых газетах совсем не редко попадаются и такие сообщения: «Член благотворительного общества И. И. Волохин пожертвовал 100 пудов (1638 кг) зерна для раздачи бедным». «Неизвестное лицо прислало на имя графини А. И. Шуваловой пожертвование для бедных в виде одного вагона пшеницы». Исходя из того, что с 1875 года «подъемная сила» грузовых вагонов равнялась 10 тоннам, а в 1911-м появились новые вагоны грузоподъемностью до 16,5 тонны, можно предположить, что пожертвование составило от 10 до 16 тонн. Или вот, под грифом «Поступило на устройство разговен для бедных» – длинный список почти из сотни фамилий с указанием пожертвованной суммы: «от Э. Струницкого – 15 р., Е. Далькина – 1 р., В. Коника – 50 коп., Тюрина – 2 р., Заранкина – 10 р.». Причем местные газеты, выходившие ежедневно «кроме праздничных и выходных дней», печатали подобные списки каждый день.

Не забывали в дни Великого поста и Светлого воскресенья и о за­ключенных в узилище. Газета «Родной край» сообщала в пасхальные дни: «Благодаря пожертвованиям добрых людей и отпущенным казной средствам заключенные имели возможность провести пасхальные дни в довольствии: варился улучшенный обед, были розданы куличи, яйца и проч.». Однако об этом – чуть позд­нее, чтобы сохранить хронологиче­ский порядок повествования.

Как праздновали Светлое Воскресенье в Херсоне
В Страстную пятницу во всех храмах города и предместья проходили службы воспоминания страданий Христовых, в Великую субботу – воспоминания Его распятия и погребения. В ночь с субботы на воскресенье православные верующие собирались в храмах на богослужение. А в полночь начиналась Пасхальная служба, на которую чинно и торжест­венно спешили целыми семьями все православные горожане – от губернатора до последнего чернорабочего – без социальных различий.

Примечательно, что все питейные заведения старого Херсона начиная со Страстной пятницы и до понедельника были закрыты, торговля спиртными напитками запрещена. За соблюдением этих правил строго следила полиция, привлекая к ответственности нарушителей – как торговавших, так и употреблявших спиртное. К сожалению, даже в эти высокоторжественные дни случались исключения из правил. Только на второй день Пасхи, в понедельник, всё возвращалось на круги своя, а губернатор давал праздничный обед с горячительными напитками для «избранных» из неимущих слоев населения.

С провозглашением Воскресения Христова во всенощном служении оживали колокола многочисленных городских соборов, «дремавших» в период всей Страстной седмицы. Утренний праздничный перезвон наполнял весь Херсон и разносился далеко за его окрестности, слышимый на огромном расстоянии в дальних сёлах. С перезвона колоколов начиналась Светлая седмица. Издавна в первые три дня Святой Пасхи в старом Херсоне дозволялось всем желающим подниматься на колокольни и звонить в колокола. Возможно, благодаря этой традиции Светлая седмица получила в народе название «звонильной недели».

А еще в Светлое воскресенье существовали иные добрые традиции. Помимо раздачи щедрой милостыни и подарков нуждавшимся в этот праздничный день массово отпускали на волю птиц, купленных специально для этой цели на рынках или у птицеловов. Этот день в старом Херсоне был по-настоящему светлым и радостным для всех его жителей, даже для арестантов, о которых я обещал рассказать в свое время.

«С благодарностью тюремщикам!»
Заключенным Тюремного замка и других узилищ Херсона, так же, как и свободным его гражданам, доводилось вкушать от «праздничного пирога». Причем независимо от того, за какие провинности те были наказаны. Да и сами арестанты, отбывавшие заключение в стенах Тюремного замка, в эти дни вели себя совсем не привычно и удивительно для нас.

Приведенная цитата из газеты «Родной край» – явное тому доказательство: «6 апреля, в день Светлого Воскресения, можно было наблюдать в стенах местного Тюремного замка трогательное зрелище: заключенные устроили овацию начальнику тюрьмы кн. Гурамову и тюремным помощникам. Выстроившись полукругом на дворе тюрьмы перед главным корпусом, причем хор поместился в середине, арестанты пригласили к себе начальника и встретили его пением “Христос Воскресе” и многолетием. Затем из рядов выделился арестантский староста А. Скалин и преподнес кн. Гурамову торт (работы арестанта – повара В. Григорье­ва), прося начальника принять этот знак признательности арестантов, благодарных за справедливое и заботливое к ним отношение…».

Чествование было подготовлено арестантами в глубокой тайне и оказалось полной неожиданно­стью для тюремного начальства. Мало того, на второй день праздника Святой Пасхи две сотни арестантов, сделав меж собой денежный сбор, вручили его тюремному священнику «с настоятельной просьбой отслужить молебен о здравии своего начальника кн. Гурамова и его семейства».

Праздник продолжается и… заканчивается
В городе меж тем продолжались традиционные народные гуляния, которые для некоторых категорий обывателей растягивались не на один день. Хотя официальные выходные дни в те времена были даже не у всех трудящихся. Существовали и такие категории работников, которые при тяжелом 12–14-часовом дне имели всего лишь три-четыре выходных в году. Но один из них обязательно выпадал на Пасху. Следующее за Святой Пасхой воскресенье называлось Фомино воскресенье (или Фомина пасха). Начиная с этого дня уже можно было беспрепятственно венчаться в церкви, а жизнь в городе входила в свою будничную колею…

Христос – «враг трудового народа»?!
Прошло всего лишь полтора десятка лет, в которые вместились и революция, и Гражданская война с разрухой, и победа социализма «в отдельно взятой стране». В новом советском государстве не нашлось места Богу, а посему в стране приступили к планомерному извращению и уничтожению самой идеи христианства.

«Паска належить до релігійних свят, найбільш ворожих інтересам пролетаріату та всіх трудящих,– гневно обрушивалась на христианство херсонская “Надднеп­рянка” в 1932 году. – Її складні та численні закони й обряди відтягують трудящих від повсякденної класової боротьби й утворюють штучний міст над тією соціальною безоднею, що відокремлює його від експлуататорів».

Александр Захаров

Джерело інформації: газета "Гривна", 2016 р.

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.