on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Культура скіфів > Щоб був він, як в житті

Чтобы был он, как в жизни

Каков был облик народов, давно умерших? Кто может ответить на этот вопрос? Археологи? Да. Реставраторы? И они тоже. Художники-иллюстраторы? Да, конечно. Однако для всех них восстановление облика скифа, киммерийца, гунна — занятие побочное, от случая к случаю. Для них главное — другое. И все-таки есть люди, для которых занятие этим увлекательным делом даже не столько просто профессия, сколько призвание.
Один из них — Михаил Горелик, искусствовед, художник-оформитель.

Какие же они были, эти древние витязи — шумеры и ассирийцы, египтяне и хетты, скифы и сарматы, римляне и галлы, готы и гунны, согдийцы и кипчаки, древнерусские дружинники и воины Чингиза?.. Вопрос этот очень не прост и сразу на него не ответишь.
В конце прошлого века вышел огромный двухтомный труд Готтенрота «История внешней культуры», сразу же переведенный на несколько европейских языков. На его роскошных таблицах — сотни воинов всех времен и народов, сотни гераклов, облаченных в доспехи, добросовестно перерисованных с памятников искусства и волею автора раскрашенных. И ни малейшей попытки задуматься над конструкцией, структурой доспеха. Самое забавное, что традиции этого, весьма для своего времени почтенного автора, живы до сих пор — в самых свежих западноевропейских изданиях, касающихся оснащения воинов «всех времен в народов», фигурируют те же, только в разных манерах нарисованные и раскрашенные «ожившие статуи» (правда, они уже не все гераклы — этнографические типы переданы с полной точностью). Почти то же случилось и с воинами Древней Руси — великолепная работа Висковатова, посвященная русской военной одежде, вышла в первой половине XIX в., и раздел ее, посвященный Древней Руси, безнадежно устарел. Однако до сих пор его красивые литографии служат научной основой для иллюстраций к военно-историческим  трудам. Эта традиция создания красивых «правдоподобных» картинок — поразительный реликт, если учесть,                                                                что те основные дисциплины, на которых       базируется реконструирование облика древнего воина — археология и оружиеведение, — сделали с конца XIX и особенно в XX веке резкий скачок вперед.

С археологов — спрос без скидок
Совершенно точную реконструкцию по археологическому комплексу сделать очень и очень трудно. Все дело в источниках. Они должны быть максимально полными. Но, как известно, очень мало захоронений, не тронутых грабителями. Кроме них, земля, вода, воздух и, конечно, время сделали свое «черное» дело, и источник, какой-нибудь, скифский, к примеру, курган для реконструктора остается белой, бессловесной страницей.
Но вот курган богатый, хорошо сохранившийся, не разграбленный. Это всегда редкая удача. Тут уж — спрос с археологов, и без скидок. Они должны все подробнейшим образом зафиксировать, вынуть, сберечь, описать, проанализировать. Очень приятно, когда и антропологи возьмутся за исследование — определят рост, возраст, этнический тип погребенного, а если будет сделана реконструкция его лица по черепу, а реставраторам удастся восстановить первоначальный вид, будет совсем идеально.
Получается, что реконструирование — дело вроде бы пенкоснимательское: все для тебя сделано, накопано, исследовано, реставрировано, даже частично реконструировано. Как будто оно и так — и все-таки не так.
Первое необходимейшее условие для реконструкции — археологический памятник. Но это только одно условие. И даже если оно соблюдено, начинается мучительная работа.

 

 



Сначала возишься с деталями
Панцирь, например. От него остались одни пластинки. Хорошо, если они лежали в погребении в порядке, тогда точность реконструкции будет очень большой. Но так бывает редко.
Или, скажем, система связи пластинок. От количества отверстий, от формы и величины их зависит, имел ли панцирь кожаную или матерчатую основу, к которой пластинки пришивались, или же пластинки при помощи ремешков или шнуров сплетались непосредственно друг с другом.
Теперь костюм. Прекрасно, если он был обшит бляшками, и их расположение дошло до нас в неприкосновенности. Тогда можно судить и о покрое платья, и о тех узорах, которые составлялись из бляшек. Если же порядок их в погребении был нарушен, что обычно чаще всего и, бывает, прибегаешь к произведениям древнего искусства, где есть изображения костюма. Хуже всего с цветом. Краска сохраняется очень редко, особенно на ткани, коже. Но все-таки сохраняется. Приходится выискивать все упоминания о сохранившейся окраске, чтобы знать палитру, которой пользовались древние мастера, знать, что именно и каким цветом обычно раскрашивалось.
Описания древних авторов — второй важнейший источник реконструктора. Иногда только по ним и можно составить представление о таких эфемерных, с точки зрения вечности, вещах, как покрой и цвет костюма, форма прически, цвет волос и кожи.

 

 

Успехи науки
Наука на время отказалась от общих реконструкций, но зато конструкция почти каждой детали подверглась внимательнейшему анализу в ее историческом развитии. С начала века и до наших дней вышло много работ, где были разработаны все известные типы конструкций доспехов, соединения их частей. Прослежено их распространение и время бытования, высказаны интересные мнения об их боевых качествах. Более того, некоторые древние доспехи, не сохранившиеся в целом, тем не менее воспроизведены в натуре.
К сожалению, очень и очень многие археологи, и историки, в том числе и военные, не знают об успехах в оружиеведении. И мелькают на страницах научных книг «чешуйчатые рубашки», авторы которых не подозревают, что рубашку из кожи, обшитой чешуей, и не снабженную разрезами, надеть попросту невозможно. Бытует миф о несчастных рыцарях Ледового побоища, проигравших битву потому, в частности, что доспехи их были адски тяжелы и неповоротливы. Хотя хорошо известно, что рыцарский доспех в ту пору — и по типу и по весу — мало чем отличался от древнерусского, да и позднее, в XV—XVII вв., полный рыцарский доспех (боевой) из стальных детален весил не более двадцати килограммов, причем был настолько подвижен, что, как показали опыты, позволял садиться на коня или вставать с земли без посторонней помощи, свободно ходить и сражаться.

 

 

Воин во всей красе
Знать, какой был доспех у древнего воина, — это очень много, но еще не все. Большую роль при точной реконструкции играет его костюм, украшения, прическа, этнографический тип, бытовые вещи, которые он брал с собой в поход.
Война в те времена была главным и зачастую единственным достойным мужчины занятием, и ее «эстетическое оформление» занимало воинов и оружейников отнюдь не в последнюю очередь. Враг должен быть устрашен — и воины соответствующим образом раскрашивали себя и доспехи, надевали маски. Враг должен быть поражен знатностью воина (а знатность подразумевала силу, отвагу, власть, богатство, удачливость) — и воин надевал лучший костюм, украшения — гривны, ожерелья, браслеты, фигурными и узорными бляхами покрывал доспех и одежду, тщательно причесывался, татуировался, рисовал свой герб и т. д.
Как-то меня спросили: «Зачем вы рисуете вашим воинам гривны, браслеты, серьги? Ведь они же суровые воины, а не легкомысленные модницы?» Но когда древний воин надевал на шею гривну, этим он показывал врагу, что он «до своей шеи» врага не допустит, пусть лучше тот сам «боится за свою шею». Кроме того, и это было главным, могучие боги и духи должны были охранять воина, помогать ему в бою, поэтому апотропеи — охранительные знаки — в виде амулетов, раскраска, татуировка, украшения оружия и костюма — покрывали его и его коня.

 

 

Простая житейская логика
Иногда в могилу клали такое количество вещей, что они были нужны разве только для вечной и привольной жизни на этом свете, но уж никак не в походе и тем более в бою. Тут на помощь приходят и памятники искусства, и описания, и простая житейская логика, а иногда даже и эксперимент.
Необходимо, например, точно знать, где и как помещались на корпусе воина и его коня те или иные предметы вооружения и обихода. Представление об этом дает картина погребения, но этот источник не всегда совершенно надежен. Возьмем, к примеру, скифов. Знаменитый скифский акинак — кинжал или короткий меч — находят лежащим то у правой, то у левой руки покойника, то наискось поперек живота. А поскольку чаще всего находили акинаки у правой руки погребенного воина, то и считали, и считают очень многие до сих пор, что носили акинак на правом боку. Но если мы обратимся к памятникам искусства скифов — каменным изваяниям, — то увидим, что акинак всегда изображали висящим на поясе спереди, точно так же, как по сию пору носят кинжал на Кавказе.
С отбором предметов связана еще и трудность изобразительного характера. Нужно развернуть фигуру воина так, чтобы были видны конструкция панциря, и украшения шлема, и оформление или система ручек щита, и колчан, и меч, и красивый пояс — и все сразу, максимально полно, эффектно.
Вот и все. И получится реконструкция древнего воина, картинка с его изображением. Такая, какую вы сейчас видите перед собой. И уж теперь вы, наверное, сможете представить, каким же он был, этот древний житель нашей земли, в своей жизни.

 

М. ГОРЕЛИК
"Знание - сила" № 9 1972

 * Подробнее см. в Галерее "Реконструкция скифского костюма"

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.