on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Новини регіону

19.04.2024, 15:15

Проєкт «Вишивана Херсонщина»

До Дня Вишиванки започаткований проєкт «Вишивана Херсонщина». Для ...
19.04.2024, 11:56

На Херсонщині понад 10 000 пам'яток історії та культури. У якому стані більшість з них зараз — невідомо — ОВА

  У якому стані наразі перебувають більшість пам'яток історії ...
19.04.2024, 11:45

"Не занурити в глибину навколишнього жаху, а подарувати посмішку", - херсонська художниця Яна Голуб'ятникова

  Наразі в роботах херсонської художниці Яни Голуб'ятникової не ...
> Теми > КУЛЬТУРОЛОГІЯ > Екологічна культура > Флора та фауна Таврії (Херсронщини) > «Чужаки» в херсонских водах: насколько реальна опасность

«Чужаки» в херсонских водах: насколько реальна опасность

«Кто это такой странный появился у нас в водоёме?» Такой вопрос автору приходится слышать весьма часто. В ответ на просьбу описать «странного», как правило, рассказывают о рыбах необычной внешности, медузах и крабах. После того как удается определить, кто это (что бывает, увы, не всегда), задают следующий вопрос: «А он не опасный?»


Морские «безбилетные пассажиры».
Во времена довольно давние человек начал способствовать распространению животных и растений по планете. Причем происходило это не только с обитателями суши. Жители морей и рек так же давно «разъезжают» по белу свету и расселяются в новых местах. И очень часто такие расселения приводят к весьма скверным последствиям. В этом смысле и Черное море, и впадающие в него реки – водоемы, которые по-страдали особенно сильно.
Есть, например, в Черном море один обитатель – так называемый корабельный червь. Вообще-то, он никакой не червь: это моллюск, который почти утратил свою раковину и стал похож на червя. Поселяется он в древесине, которая находится под водой, и питается ею: сверлит в дереве ходы. Еще лет 100 назад, в эпоху деревянных судов, ущерб от корабельного червя был очень велик. Так вот, скорее всего, этот вредоносный моллюск не принадлежит к числу исконных обитателей Черного моря! И завезли его очень давно: более 2 тысяч лет назад на днищах кораблей эллинов он «зайцем» прибыл из Атлантики.


Балластные воды: «экологическая рулетка»
Шло время – и завоз нахальных и агрессивных «чужеземцев» приобретал всё большие масштабы. Этому, кстати, способствовало развитие морского транспорта. Во-первых, уже в начале ХХ века на судах начали устанавливать дизельные двигатели. Поэтому и численность, и тоннаж флотов стали быстро расти. Кроме того, всё большее количество судов строили с так называемыми балластными танками – емкостями для забора балластной воды. Ее более-менее крупное судно, освободившееся от своего товара, должно набирать обязательно: чтобы обеспечить устойчивость, глубину погружения винта и руля и так далее. Вот тут-то и началось: балластные танки стали настоящим «приютом» для самых разных видов, которые так и норовят проникнуть в чужие воды, когда балластную воду сливают.


Оказалось, что с этими водами могут распространяться не только очень мелкие животные, но и достаточно крупные. Как, например, дальневосточный моллюск рапана: до Второй мировой войны в Черное море его завезли, скорее всего, в виде личинок. А питается рапана двустворчатыми моллюсками, поэтому на сегодняшний день черноморская устрица практически исчезла. А мидий становится всё меньше. Мало того: крупные рапаны нападают даже на крабов! Такие жутковатые сцены видели и в херсонских водах – вблизи Железного Порта.
 

Дальше – больше. В 1980-е годы в Черном море появился «безбилетный пассажир» из Северной Америки: медузообразный гребневик – мнемиопсис (русского названия у него нет). Питается он мелкими животными, взвешенными в толще воды, – планктоном. А еще мелкой икрой рыб: тех видов, у которых икра находится прямо в толще воды. Врагов у него здесь не было, вот и начал гребневик размножаться с огромной скоростью. Да так, что к середине 1990-х уловы хамсы, которая тоже питается планктоном, снизились в десятки раз! А вот масса гребневика достигла фантастических показателей: около миллиарда тонн! Сейчас его стало меньше, но все равно его количество очень велико. Гребневика можно увидеть и в херсонских водах Черного моря и заливов: это те самые «странные» медузы, о которых часто рассказывают отдыхающие.
Так что проблема балластных вод стала уже мировой. Но есть и другие причины появления агрессивных «пришельцев». То аквариумисты постараются (так в Европе оказался солнечный окунь), то с икрой промысловых рыб кого-нибудь завезут: так к нам пожаловала сорная рыба – амурский чебачок.


Воды Херсонщины: «пришельцы» у нас.
Назовем только главных «чужаков». В море это моллюск рапана, гребневик мнемиопсис, дальневосточная рыба пиленгас. В реке – солнечный окунь, амурский чебачок, краб голландский. А в последнее время у нас якобы видели завезенного из Китая мохнаторукого краба. Этого еще не хватало: в Европе он забивает рыболовные сети и поедает рыбу!


Что делать?
К концу 1990-х годов в одном только Черном море обитало 67 чужеродных видов. А ущерб от них достиг 10 миллиардов (!) долларов в год. Ситуация была настолько серьезной, что по одной лишь проблеме балластных вод начали работать несколько международных организаций. В конце концов разработали несколько хороших методов, которые позволяют предупредить завоз «чужаков» с этими водами. Но проблема в том, что далеко не все экипажи судов эти меры и предписания выполняют. Есть и иные причины. Хотя бы те же «фанаты» акклиматизации и легкомысленные аквариумисты, которые так и норовят какого-нибудь страшноватого «экзота» выпустить!


В общем, ситуация приобрела такие масштабы, что в Европе практически каждый портовый город имеет лабораторию, контролирующую состояние своих вод и выполнение мер по обеззараживанию водяного балласта (или его замене вдалеке от порта над глубокой водой – там «чужаки» обычно гибнут). А на законодательном уровне принимают специальные законы: об особой ответственности за преднамеренный завоз. Вероятно, такой закон нужен и Украине. А Херсону уже явно необходима лаборатория, которая занималась бы «безбилетными пассажирами». Как-никак у нас ведь – морской порт.


Евгений РОМАН, биолог // Субботний Выпуск № 18 (442) 30.04.2010 (стр. 4)
www.grivna.ks.ua/uzhaki_v_hersonskih_vodah_naskolko_realna_opasnost.htm

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.