on-line с 20.02.06

Арт-блог

06.09.2018, 13:50

Вересень-2018

Знову Вересень приїхав На вечірньому коні І поставив зорі-віхи У небесній вишині. Іскор висипав немало На курний Чумацький шлях, Щоб до ранку не блукала Осінь в зоряних полях. Р.Росіцький

Випадкове фото

Голосування

Що для вас є основним джерелом інформації з історії?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календар подій

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Новини регіону

22.03.2024, 13:15

Книга історій "Плач Херсонщини". Художниця створила ілюстрації використовуючи старослов'янські символи

  Художниця з Херсона Валерія Гуран працювала в Естонії та ...
20.03.2024, 23:16

Сквер на проспекті Незалежності в Херсоні назвали на честь Джона Говарда

  У Херсоні завершилось громадське голосування щодо перейменування ...
20.03.2024, 22:51

Присвятила 50 років свого життя театру. Історія Заслуженої артистки України з Херсона Олександри Тарновської

Заслужена артистка України Олександра Тарновська присвятила 50 років ...

 

Дорога Славы

07.09.2007

- Начнём с того, когда, где и как ты вышел на дорогу Славы?
- Всё началось ещё с детских рисунков. Как говорил классик: пить, курить и говорить я начал одновременно. Так и я - одновременно начал говорить, ходить и рисовать в родительских книгах. Они меня за это не ругали, понимая, что в ребёнке надо развивать чувство прекрасного. А потому пытались научить меня музыке, но из этого ничего не вышло. По мнению современников, к концу школы произошел качественный скачок в изображении пространства, и стало ясно, что где-то во мне сидит художник. Кое-что я сделал в графике и живописи ещё в институте. Большинство работ раздал своим сокурсникам. И тогда уже потихоньку фотографировал. У отца был старенький ФЭД. Ну, а расти как фотограф начал в херсонском фотоклубе. Вот таким было начало пути.

- Специального образования у тебя нет. Это сыграло положительную, или отрицательную роль в становлении фотохудожника Славы Савельева?
- В моём случае, видимо, это сыграло положительную роль - я в фотографии всегда хотел бы оставаться любителем, от слова любить. Я больше чем уверен, что, занимаясь фотографией профессионально, навсегда отбил бы у себя охоту к творчеству. Такой вот нюанс. А «школы» мне не хватало раньше, не хватает и сейчас.

- Это связано с тем, что болезненно воспринимаются неудачи, то есть непонимание... Это - нежелание адаптироваться или же страх провала?
- Весь мир держится на страхе... А не на любви, как многие думают... Не знаю. Если ты считаешь себя фотографом «от Бога» и твои творческие работы могут иметь успех, значит, нужно ехать в Киев или в Париж.

- Ну, а Слава - фотограф от Бога?
- Я бы скромно ответил: а почему только фотограф?.. К фотографии я пришёл только потому, что она была более доступна, чем живопись и графика. По крайней мере, это я так оправдывался поначалу... Затем втянулся. Перефразируя кого-то из великих, «не снимать я не могу».

- В твоих работах поражает абсолютная «японскость» - метод. Это как бесконечное отражение Амбера. И все фотографии построены именно на этом.
- Каждая фотография - это моя точка зрения. Если она так искажена каким-то графическим редактором, или объективом, или ещё чем-то, значит, так надо. Если же зритель смотрит на работу и равнодушно проходит, что думает Вячеслав Савельев: «...слепой, глупый - иди пить пиво...» или «я пуст, я стандартен...». Виноват в первую очередь автор. Если ты планируешь выставку, то должен понимать, для кого ты это делаешь. Я считаю, глупо показывать выставку неподготовленному зрителю или зрителю, которому это не надо, и потом говорить: «Ах, какой я гениальный! Вот смотрите все, понимайте меня!». И если ты не понят, значит делай из этого выводы.

- Итак, какой путь тебе ближе?
- Наверное, путь объяснения.

- Твои работы феноменальны - там, где изображён человек, это не портрет, это совсем другое. Это что - «неинтерес» к человеку или же человек воспринимается, как досадное вмешательство?
- Для меня интересна среда, ну, а если человек попал туда, то куда уж денешься. Уж такой он есть.

- То есть, это элемент среды как таковой?
- Человек - это досадная ошибка природы.

- Хорошо, но что же тогда всё-таки интересно тебе на дороге Славы, на что ты обращаешь внимание? Ищешь гармонию или парадоксы? Стремишься утешить или напугать?
- У меня нет такого кредо - пугать всегда, пугать везде... Если нужно, возьму чёрную краску, покрашу чёрным. Надо порадовать, я могу зелёной залить.
При работе, связанной с людьми, причём, когда они поворачиваются не самой своей светлой стороной, не является ли творчество защитной реакцией. Всё плохое - людям, всё хорошее - в фото.
Само собой, для меня фотография - это уход. Это попытка создать свой мир.

- При таком подходе нет ли страха перед публичностью, невмешательства, любование мелочами? Откуда у парнишки из карельского хутора восточное восприятие?
- Наверное, это связано с характером. Человек, предки которого были хуторянами, - это в какой-то мере человек-островитянин, как японцы или англичане. Кто его знает, откуда эти финны пришли. Может быть, они пришли с востока... Посмотри в мои глаза, и ты увидишь в них раскосость восточных глаз.

- Не мешает ли то, что, будучи человеком западным, ты преподносишь в своих работах восточный взгляд? Не возникает ли парадокс ожидания, когда человек не то чтобы не понимает, а начинает воспринимать твои работы неправильно?
- Ощущается постоянно. Но пока я не научился быть понятым всеми. А если серьёзно - только такие же «звезданутые» меня и понимают.

- Искусство XX века сплошь начинается с манифестов, в которых художник объясняет правила, по которым созданы произведения. Не задумывался ли ты о необходимости написания манифеста Славы?
- Я не готов сейчас положить свою жизнь ради написания такого манифеста. Совмещать это с работой снабженца или заведующего хозяйством... Я не Цой, который мог петь и одновременно работать в кочегарке. Хотя, самое интересное, именно в то время, когда в ленинградской кочегарке Цой пел свои песни, в херсонской кочегарке я создавал боди-артные и фотографические работы. Вот такой вот интересный парадокс.

- Значит, какие-то общие вещи всё-таки просматриваются, но до манифеста мы пока не доходим?
Нет, не тянем. Манифест - это как йога: путь длинною в жизнь. Я к этому пока не готов. На самом деле, я имел в виду просто объяснение правил восприятия. В твоих работах самые глубинные символы скрываются за обыденными вещами. Необычно, непривычно для нашего времени и нашего искусства. Поэтому и возникает вопрос: часто ли вещь философская воспринимается как бытовая зарисовка?
Сплошь и рядом. Поэтому я попытаюсь скомбинировать фото и поэзию... Мне кажется, она поможет каким-то образом попять фотографию.

- Теперь перейдём к фотографии. Что в основе твоей работы - увиденное и потом описанное, или же вначале - идея, а потом под нее создается сюжет?
- Большинство работ возникло у меня так: увидел, убрал лишнее, подал зрителю. Вмешательство цифровое связано с тем, что, во-первых, я ищу, как это преподнести, во-вторых, для этого необходима Нет. Меня очень забавляет реакция на мои фотографии... Если меня критикует мастер, я это воспринимаю абсолютно без раздражения, делаю выводы. Когда критикует дилетант, что можно об этом сказать?. Поэтому я абсолютно не боюсь свои работы выставлять. Для меня это способ учиться.

- Мы вышли на дорогу, мы идём, никогда ни за кем не гонимся, ни от кого не убегаем. Вопрос: что дальше?
- Дальше - к следующей выставке.

- А не возникает желания сделать книгу «Слава в фотографиях», календарь «Сезоны Славы», набор открыток «Двор Славы».
- Нет. Просто у меня пока не тот уровень, чтобы делать какие-то масштабные вещи. Я прекрасно вижу уровень фотографии мировой и украинской. В Украине он, кстати, очень высок. Я же пока к высшему эшелону не принадлежу. Мне приятней показать свои работы узкому кругу людей... Не потому, что они не критикуют, а потому, что они понимают. Среди тех, кому я это показываю, достаточно много критиков. Но приходить к издателю и говорить: «Возьмите мои работы, потому что они такие классные...». Наверное, нет.

- Как с точки зрения Вячеслава Савельева, если бы городские власти удосужились сделать «фотографическим» тот же коридорчик в художественном музее, мы имели бы больше шансов видеть его работы на каких-то календарях?..
-
Нам, в принципе, не надо помогать - нам мешать не надо, и тогда всё будет. А пока что... Это касается не только фотографии, а вообще всех сторон нашей жизни. Не мешайте людям - они будут зарабатывать. Не мешайте фотографам, творческим людям заниматься искусством - и всё пойдёт хорошо. Ведь о стране по чему судят? Потому, как они там классно провели выборы? Да это забудут через несколько лет. А искусство-то останется, фотографии в том числе. Кто помнит, что было во Франции, когда Картье Брессон свои фотографии снимал?


Игорь Бойченко
"Новый фаворит". - 07.09.2007

Публікація першоджерела мовою оригіналу

 

Напишіть свій коментар

Введіть число, яке Ви бачите праворуч
Якщо Ви не бачите зображення з числом - змініть настроювання браузера так, щоб відображались картинки та перезагрузіть сторінку.