Драматург Кулиш: знать и помнить
20 лет назад в честь столетия со дня рождения украинского драматурга, уроженца Херсонщины Николая Кулиша Херсонскому областному музыкально-драматическому театру было присвоено его имя
Перестройка, начатая Горбачёвым в конце 1980-х годов, заставила по-иному взглянуть на многие этапы в истории страны. В частности, был запущен процесс реабилитации незаконно репрессированных в разные годы граждан советской эпохи. В числе тех, кого реабилитировали уже после смерти, был и украинский драматург Николай Кулиш. Около половины пьес из небольшого творческого наследия Кулиша считают затерянными, быть может, навсегда...
Будущий писатель родился 18 декабря 1892 года в селе Чаплинка Днепровского уезда Таврической губернии (ныне это территория Херсонской области) в бедной крестьянской семье. Свои силы на литературном поприще впервые опробовал во время обучения в частной гимназии в Алешках (ныне Цюрупинск). Неизменно публиковался в популярных в студенческой среде того времени рукописных изданиях журналов. Писал украинскую прозу.
После окончания гимназии Кулиш предпринял попытку поступить в Одесский университет, но она оказалась неудачной вследствие разразившейся Первой мировой войны. Вместо университета Николай попал в школу прапорщиков и уже в августе 1915 года, после окончания обучения, был направлен в действующую армию.
Два года в окопах были отмечены контузией и двумя ранениями, а также заслуженным уважением «нижних чинов» к своему штабс-капитану (к осени 1917 года Кулиш уже имел это звание). Показательно и то, что, испытывая недоверие к «господам офицерам» после октябрьского переворота 1917 года, солдаты избрали Николая Гурьевича депутатом армейского съезда Западного фронта.
После подписания сепаратного мирного договора между представителями Советской России и коалицией государств-противников, ознаменовавшего поражение и выход России из Первой мировой войны, наступило шаткое затишье. Вернувшись с фронта в родные Алешки, Николай Кулиш стал трудиться на поприще народного образования. Тогда же в его жизни начинают проявляться национальные приоритеты. Благодаря неизменным трудам деятеля в Днепровском уезде появляется культурно-просветительское общество «Просвіта». Некоторое время Николай Кулиш возглавлял наробраз (народное образование) в Алешках.
Однако очень скоро страна вошла в очередной этап Гражданской войны, и в уезде стало неспокойно: к Алешкам приближались войска белого генерала Деникина. Партийный активист, член ВКП(б), Кулиш принимает участие в формировании, а затем становится во главе 1-го Днепровского крестьянского полка. Лишь после полной победы советов в стране и изгнания остатков белых войск из Крыма будущий драматург вернулся к своей мирной профессии в наробразе.
Впрочем, мирная жизнь оказалась не такой уж и мирной: начинались голодные 1920-е годы. Николай Кулиш, по долгу службы посещавший сельскую глубинку, собственными глазами видел все ужасы голода. Страдания народа, пережившего революционную смуту и братоубийственную войну, глубоко потрясли его. Возможно, это и стало причиной переезда семьи Кулиша в Одессу, где уже в 1924 году драматург написал свою первую пьесу «97», посвященную теме голода в украинском селе.
Премьера пьесы состоялась в Харьковском театре и стала огромным событием в культурной жизни Украины. Молодого драматурга заметили и пригласили в Харьков, куда Кулиш переехал вместе с семьей в 1925 году. Переезд в столицу (до 1934 года Харьков был столицей Советской Украины) оказался достаточно плодотворным для Николая Гурьевича. Кулиш работал в наркомате образования, вёл широкую общественную работу, сотрудничал с рядом украинских журналов. Стал председателем только созданной литературной организации ВАПЛИТЕ (Вільна Академія Пролетарської Літератури). В немалой степени способствовал этому принятый партией в 1920-х годы курс «советской украинизации».
С 1925 по 1930 годы Кулиш пишет большинство своих пьес: «Коммуна в степях» (1925), «Зона» (1925), «Хулий Хурина» (1926), «Так погиб Гусыня» (1927) и другие. Всего же за 10 творческих лет, отпущенных ему жизнью, было написано 14 пьес. В 1928–1929 годы уже известный тогда режиссер Лесь Курбас ставит пьесы Кулиша «Мина Мазайло» и «Народный Малахий». Их горячо приняла публика, а новая народная власть начала всерьез присматриваться к ставшему популярным народному драматургу.
Над головой Николая Гурьевича начинают сгущаться тучи. А вскоре новая его пьеса «Патетическая соната» была запрещена для постановки в Украине. Пьесу увидели зрители всего 2–3 театров за пределами республики. Одним из тех, кто не побоялся поставить её на подмостках столичного театра, был прославленный режиссер Александр Таиров. Правда, очень скоро пьесу всё же запретили к показу. В марте 1932 года в газете «Правда» появилась разгромная статья «О Патетической сонате Кулиша». Пьесу объявили «крайне фашистской», а режиссеров, поставивших её, обвинили «в потере большевистской бдительности».
С того времени началась откровенная травля драматурга Кулиша. Ряд «обличающих» грязных статей послужил тому, что «осторожные» издатели советских журналов отказались печатать его произведения. Пьесы драматурга «предали анафеме». Имя Кулиша подвергли травле в прессе, его произведения - опале. Ему не давали писать, тем более печататься. За полгода до ареста Николая Гурьевича «попросили» уйти из партии и, наконец, заключили под стражу по сфабрикованному делу. Суд обвинил Кулиша в принадлежности к «подпольной террористической организации» и приговорил неугодного драматурга к 10 годам лагерей. Николай Кулиш был сослан в Соловецкий лагерь, где его расстреляли 3 ноября 1937 года.
В ноябре 2012 года исполнилось 75 лет со дня массовой казни в лагере, когда вместе с Николаем Кулишом расстреляли Леся Курбаса и многих других заключенных из числа творческой украинской элиты.
Александр Захаров
«Субботний Выпуск».- № 51 (579).- 14.12.2012.- стр. 13
Публікація першоджерела мовою оригіналу