on-line с 20.02.06

Арт-блог

03.11.2020, 10:46

Ноябрь-2020

Мне мил ноябрь - предшественник зимы, Хоть самодур и нравом переменчив, С дождём и снегом, властью ранней тьмы, При свете фонарей почти застенчив... Люблю туманы, хруст подстывших луж, Незрячесть к лицам, дом с горячим чаем Ноябрь суров и сентиментам чужд, Скуп на цвета... Но так порой отчаян! Вдруг впустит солнце. И оно, спеша, День рассветит, раскрасит, отогреет... Весна - и только. Вот тогда Душа Вся встрепенётся и ...зазеленеет Алла Мироненко

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Новости региона

16.09.2021, 12:02

У Херсоні до Дня міста відбудеться циркове шоу

16.09.2021, 11:41

Запорізькі археологи знайшли на Херсонщині середньовічну піч часів Київської Русі

16.09.2021, 11:20

У Херсоні з'явився кримськотатарський громадсько-культурний простір

> Персоналии > Театр > Книга Александр Андреевич > Двадцать четыре года в театре


Двадцать четыре года в театре

Александр Андреевич Книга, генеральный директор Херсонского областного академического музыкально-драматического театра имени Николая Кулиша, Заслуженный работник культуры Украины (1995), Заслуженный деятель искусств Украины (2009). Член НСТДУ.

Родился 26 марта 1959 года в с. Покровка, Очаковского района, Николаевской области. Образование - высшее: окончил в 1981 году Херсонское культпросветучилище, в 1987 - Киевский институт культуры. Работал монтажником ПМК-132 в г.Голая Пристань, директором ДК в с.Виноградово, Цюрупинского района, завотделом культуры РИК в г. Цюрупинске. С 1989 - директор, а с 2004 - генеральный директор ХОАМДТ им. Н.Кулиша.

Руководитель областного театра
Сегодня многим из нас трудно представить Херсон без главного центра культуры - театра, который в этом году отметил свое 76-летие. Из этого количества лет - более двадцати им руководит Александр Книга, для которого театр стал смыслом жизни. Когда он возглавил учреждение, ему едва исполнилось 30. Надо отметить, что Александр Андреевич театр любил всегда. Даже в школе у него была кличка «артист». И специальность он выбрал режиссёрскую, и свою карьеру начал руководителем сельского ДК, в котором прошли его первые театральные «университеты». И, тем не менее, предложение возглавить театр было для молодого режиссёра полной неожиданностью. Поэтому для начала он согласился только на должность заместителя директора. Но и тогда даже представить себе не мог, какие трудности его ожидают впереди.

Если провести хронометраж любого рабочего дня Александра Книги и перевести на театральный лад, то его можно уверенно сравнивать с Фигаро, главным персонажем известной французской пьесы. С самого утра вокруг него точно так же всё кипит, вертится: инструктаж технических служб, обход помещений театра, звонки по телефону, встречи с актёрами на репетициях, общение со спонсорами и зрителями. И так до тех пор, пока в театре не появляется «Его Величество Зритель». Тогда сразу исчезает суматоха, прекращается беготня. Театр преображается: всё начинает выглядеть торжественно, красиво, уютно. А на следующий день всё повторяется снова.

Сказать, что в театре много проблем, значит, ничего не сказать. Они на каждом шагу, в любом месте этого специфического и огромного «механизма»». Особенно сложно с материальной базой и постоянным ремонтом. До прихода Александра Андреевича в театре вообще не было капитального ремонта. И это в помещении, где 15 тысяч квадратных метров полезной площади, 250 окон и более 100 дверей. К этому надо добавить пришедшие в негодность кресла, проблемы со сценой и автономной котельной. Конечно, справиться со всем этим без помощи местной власти немыслимо. И такая помощь оказывалась, но она была явно недостаточной. За 24-летний период работы Александра Книги в театре в области сменилось более десяти губернаторов. И не все они одинаково объективно относились к нему и его детищу. Правда, в последнее время ситуация изменилась в лучшую сторону. Особенно с приходом на губернаторскую должность Николая Костяка, который хорошо понимает, какое влияние имеет театр на формирование общественного мнения в области. Более эффективной стала и поддержка со стороны городского совета. При всей сложности финансовой ситуации в области работники театра получают академическую зарплату: губернатор и областной совет идут навстречу (театр финансируется из областного бюджета).

Всё это позволяет театральному коллективу не только держаться «на плаву», но и демонстрировать определённые достижения, которые известны не только в области, но и за ее пределами. Много можно рассказать о постановках за Президентские гранты, о концертных программах и спектаклях для областного центра, о различных проектах с другими украинскими и зарубежными театрами. За сезон театр обслуживает 120-130 тысяч зрителей, что составляет более трети населения Херсона. В результате, многие херсонцы «знают в лицо» руководителя театра, его ведущих актёров и режиссёров. Знают и о лучших спектаклях. Авторитет театра растёт и за пределами области. Его знают в Полтаве, Черкассах, Кировограде, Симферополе, Ялте, Евпатории, Николаеве. В 2010 году театр успешно гастролировал во Франции, и там зрители аплодировали херсонским артистам стоя. Французам было интересно познакомиться с нашими мастерами, увидеть украинские народные танцы, вышивку, роспись.

Генератор новых идей
Александр Книга находится в постоянном поиске. У него множество новых замыслов. Так, именно он автор идеи создания кафе-театра (под впечатлением увиденного когда-то в Германии варьете). Надо сказать, что на западе Украины, в Житомире и в Донецке уже было нечто подобное. Но новатор пошёл дальше, соединив театр и кафе, чтобы человек сидел за столиком, пил кофе и смотрел некое действо. В Херсоне эта идея, реализована и пользуется определённым спросом. Что касается театра под крышей, то эта идея возникла, когда не стало хватать площадок. Было решено сделать еще одну в декорационном цеху. Там организовали экспериментальную постановку пьесы и увидели, что получилось. Эта система важна тем, что театр получил дополнительно третью площадку. Когда бывает, что большая сцена не работает, но параллельно идут спектакли на двух малых - театр, фактически, зарабатывает те же деньги. Есть у Александра Андреевича и идея уличных театров. Такая уютная, с большим историческим прошлым улица Суворова есть далеко не в каждом городе. И почему бы не проводить театральные действа и праздники прямо здесь?

«Мельпомена Таврии»
Первый такой фестиваль возник под влиянием «Таврийских игр», и придумал его не кто иной, как сам Александр Книга. Основная цель фестиваля-конкурса - популяризация театра, подъем его авторитета, обмен опытом между творческими коллективами театров из разных областей Украины и стран зарубежья. В этом году на Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии» приехали театры из городов Украины, дальнего и ближнего зарубежья.

Юрий Анисимов
«Наддніпрянська правда плюс».- №6 (6).- 01.11.2013.- стр.24

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.