on-line с 20.02.06

Арт-блог

03.11.2020, 10:46

Ноябрь-2020

Мне мил ноябрь - предшественник зимы, Хоть самодур и нравом переменчив, С дождём и снегом, властью ранней тьмы, При свете фонарей почти застенчив... Люблю туманы, хруст подстывших луж, Незрячесть к лицам, дом с горячим чаем Ноябрь суров и сентиментам чужд, Скуп на цвета... Но так порой отчаян! Вдруг впустит солнце. И оно, спеша, День рассветит, раскрасит, отогреет... Весна - и только. Вот тогда Душа Вся встрепенётся и ...зазеленеет Алла Мироненко

Случайное фото

Голосование

Что для вас служит основным источником информации по истории?

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Календарь событий

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Новости региона

16.09.2021, 12:02

У Херсоні до Дня міста відбудеться циркове шоу

16.09.2021, 11:41

Запорізькі археологи знайшли на Херсонщині середньовічну піч часів Київської Русі

16.09.2021, 11:20

У Херсоні з'явився кримськотатарський громадсько-культурний простір

> Темы > КУЛЬТУРОЛОГИЯ > История барка "Товарищ" > Двадцать лет без «Товарища»

Двадцать лет без «Товарища»

Как быстро летит неумолимое время! Казалось бы, только вчера в местной прессе на все лады муссировалась тема, касающаяся серьезных проблем, связанных с учебным судном Херсонской мореходки - парусным барком «Товарищ», отправляющимся для ремонта в Англию. А уже прошло с той поры целых 20 лет! Целых два десятилетия назад, весной 1995 года, гордость страны, символ и одна из главных достопримечательностей Херсона, в последний раз молчаливо отсалютовав херсонцам поднятыми на мачтах парусами, отошел от стенки набережной в районе элеватора и своим ходом отправился для ремонтных работ в док Великобритании. Горожане и гости Херсона, всегда с глубоким уважением относившиеся к своему «Товарищу» и неизменно при огромном стечении народа всегда встречавшие и провожавшие его, даже представить себе не могли, что видят парусник в последний раз...

Почти 65 лет назад, в 1951 году, началась биография барка «Товарищ» в качестве учебного судна Херсонской мореходки. До этого 17 лет со дня своего рождения в 1933 году на верфи «Блом унд Фосс» в Гамбурге и до момента затопления его в проливе Штральзунд за пять дней до подписания капитуляции в Берлине в 1945 году учебный парусник принадлежал военно-морским силам Германии. В прежней немецкой жизни наш «Товарищ» именовался «Горх Фок», названный так в честь известного немецкого писателя-мариниста Ганса Кинау, творившего под этим псевдонимом.

История появления на свет парусника необычна. Во-первых, построен он был в память о 70 курсантах и моряках учебного барка Niobe, погибших вместе с судном во время внезапного шквала в Балтийском море в 1932 году. Во-вторых, средства на строительство нового парусника были собраны «всем миром», по всей Германии, причем в период жесточайшего экономического кризиса и за очень короткий срок. В-третьих, барк был построен специалистами верфи «Блом унд Фосс» в рекордно короткие сроки - всего лишь за 100 дней. И наконец, затопленный в 1945 году тогда еще «Горх Фок» 5 лет провел на дне Балтийского моря.

Только в 1950-м судно было поднято на поверхность, отремонтировано и вошло в реестр судов СССР под новым именем «Товарищ». В том же году «Товарищ» совершил длительный переход из Балтики в Черное море. Совсем не надолго парусник стал учебной базой Одесского высшего мореходного училища. Ненадолго, потому что благодаря настоятельным ходатайствам тогдашнего секретаря Херсонского обкома партии Григория Гришко местом окончательной прописки «Товарища» стала Херсонская мореходка - старейшее морское учебное заведение страны. Случилось это в далеком 1951 году.

Поначалу учебный парусник обживал лишь воды CCCР так как за пределы страны его не выпускали из-за боязни провокаций. Кто знает, что могло бы случиться, а на судне курсанты - по сути, вчерашние дети. Лишь в 1957 году «Товарищ» совершил свой первый заграничный рейс, отправившись с четырьмя десятками членов кадровой команды и 125 курсантами в длительный переход к берегам Африки. Впоследствии советский парусник стал постоянным гостем, участником, а нередко и победителем различных международных парусных регат. По сути, это был один из способов зарабатывания средств, необходимых для содержания престижного судна. Их всегда требовалось немало, ведь только самый обычный учебный рейс «Товарища» ежемесячно обходился стране не менее чем в $ 100 тысяч. В эту сумму входили плата за питьевую воду, топливо, питание экипажа и курсантов, заход и выход из порта, лоцманские сборы, зарплата штатному экипажу (которая, впрочем, всегда оставалась достаточно скромной) и прочие непредвиденные мелочи. Ремонт оборудования и самого судна, считая его покраску и частичную замену вышедшего из строя такелажа, входил в иную, не менее внушительную графу расходов.

И если в других странах учебные парусные суда принадлежали финансово независимым военно-морским силам, то советское учебное судно согласовывало свою работу с планами Министерства иностранных дел по команде из Москвы. Средства на ремонтные работы и прочие расходы выделялись через Министерство финансов СССР. Ну а как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Поэтому барк «Товарищ» наряду с учебными программами параллельно использовали в дипломатических, а порой и совсем не дипломатических целях. Таких, как, скажем, не вызывающая подозрение встреча с резидентом во время традиционно устраиваемого в чужом порту на борту судна раута.

Меж тем барк постепенно старел, незаметно для постороннего глаза превращаясь в «дряхлого старичка». Встречающим белоснежного красавца на набережной Херсона местным обывателям было невдомек, что творится внутри, под обшивкой корпуса. «Здоровье» парусника поддерживали легкими косметическими ремонтами в соседней Одессе на заводе имени 50-летия Советской Украины. И уж когда было совсем «невмоготу» - редкими капитальными ремонтами за границей, в Швеции и Югославии.

Впрочем, нерешенных проблем на судне хватало и после ремонта. Из таких, пожалуй, самых серьезных проблем были старение металла и коррозия корпуса. Судно старой постройки, корпус клепаный, а специалистов-клепальщиков уже нет, профессия отжила свое. Искали практически по всему миру - не нашли. Пытались заменить сваркой - новая проблема: при применении сварки начинают «слезиться» соседние клепки. Тем не менее, чтобы не уронить престиж государства, парусник продолжал участвовать в международных регатах и длительных рейсах, испытывая серьезные нагрузки на корпус.

В одном из длительных трансатлантических рейсов при подходе к Рио-де-Жанейро «Товарищ» попал в жестокий продолжительный шторм - памперос. Сила ветра была настолько велика, что судно со спущенными парусами несло со скоростью 15 узлов (30 км/час) с критическим креном в 45°. Слабая корабельная машина оказалась бесподобной в этой чрезмерно опасной ситуации. И всё же изрядно потрепанный, но с честью прошедший испытания старый «Товарищ» выдержал и вернулся домой победителем.

Несмотря на то, что в этот раз всё закончилось благополучно, капитан барка Олег Ванденко, лучше других знавший проблемы парусника «изнутри», доложил руководству училища и первому секретарю Херсонского обкома партии Андрею Гиренко о серьезном положении дел. Да куда уж опасней могла быть ситуация, если при сбивании наростов ржавчины с бортов неаккуратный удар молотка пробивал металл насквозь! Практически парусник изжил свой ресурс и стал опасен для эксплуатации в качестве учебного судна.

Тем не менее вопрос судьбы государственного парусника не мог быть решен местными органами и требовал «высочайшего» утверждения. Пока тянулась проволочка с решением вопроса, «старичка» перевели с его постоянного места у городской набережной и пришвартовали у стенки в районе городского элеватора - подальше от посторонних глаз. Долгое решение вопроса не способствовало улучшению состояния здоровья «Товарища». Мало того, судно дало течь, причину которой найти и устранить не удавалось никакими силами.

Видя неминуемую гибель прославленного парусника, партийный руководитель области высказал мысль о том, чтобы ввести судно в имеющийся на городской набережной карман, где установить его на «вечный прикол» в качестве судна-музея. Сам же карман залить бетоном. Предложение было весьма интересным, однако финансовые расчеты показали несостоятельность проекта - уж слишком большую сумму нужно было затратить для выполнения работ. К тому же городу пришлось бы взять необычный музей на баланс, а значит, ежегодно выделять колоссальные средства на поддержку его должного состояния. Меж тем с каждым днем приходилось затрачивать максимум усилий, чтобы удержать пришвартованное судно на плаву. За сутки в трюм поступало до метра забортной воды. Это уже потом, во время осмотра в сухом доке за границей обнаружили небольшое отверстие в днище - результат ежедневного замера уровня воды в трюме. Груз, опускаемый в одну и ту же точку для замера в течение 60 лет, пробил корпус судна насквозь...

Решение вопроса тормозила и изменившаяся ситуация в стране - начался раздел имущества меж независимыми государствами. Парусник, перешедший с распадом СССР под юрисдикцию Министерства образования Украины, оказался для него обузой. Легендарный «Товарищ» требовал вложения огромных средств на ремонт вместо того, чтобы приносить доход и поднимать престиж теперь уже другой страны. Правительство свободной Украины, занятое иными насущными делами, проблемы парусника стойко игнорировало. Ситуация с парусником достигла своего апогея...

Неизвестно, что было бы дальше, если бы в эту проблему не вмешалась британская  общественная организация «Нация против криминала», объявившая о начале сбора средств для ремонта украинского парусника. Причем лишь благодаря этой организации был решен вопрос о ремонте судна в доке Ньюкасла. И так как тянуть время не имело смысла, к тому же заканчивался срок действия судовых документов, было принято решение идти в Англию. Руководствовавшиеся этим решением лица еще надеялись на финансовую поддержку украинского правительства.

Весной 1995 года, практически находясь в критически аварийном состоянии, «Товарищ» покинул Херсон и своим ходом отправился в Англию... Только высокое профессиональное мастерство моряков позволило дойти до места назначения. Однако средств, собранных англичанами и примкнувшей к ним немецкой общественной организацией «Друзья флота», оказалось ничтожно мало. Для реанимации судна требовалось более $ 5 миллионов. В то же время правительство нашей страны эта проблема, похоже, совсем не волновала - средств для ремонта так и не нашли. Мало того, оказавшиеся за границей моряки экипажа «Товарища» стали заложниками ситуации, предоставленными самим себе, без средств к существованию и без помощи родного государства.

Вопрос с ремонтом судна не был решен и спустя 4 года, хотя инициатива, проявляемая англичанами и немцами, предусматривала ряд весьма приемлемых для юридических владельцев проектов. Наконец немецкая сторона предложила Украине на 3 года взять на себя дальнейшую заботу о «Товарище» с тем, чтобы он принял участие в международной выставке «Экспо-2000», запланированной в Германии. Украина безоговорочно подписала соглашение. В 1999 году уже неспособный идти своим ходом барк был отбуксирован в Вильгельмсхафен.

По окончании срока контракта «Товарищ», находившийся в бедственном положении, оставался практически бесхозным. А то, что 28 июля 2003 года в осушительном колодце машинного отделения появилась серьезная, не поддающаяся устранению своими силами течь и судно практически пошло ко дну, ускорило продажу его немецкой стороне. Первоначально украинская сторона планировала получить от сделки 1 миллион евро, но скоро цену снизили до 500 тысяч.

К этому времени немецкое общество «Друзья флота», объявившее сбор добровольных средств, уже собрало необходимую для выкупа судна сумму и выкупило «Товарищ» у украинского Министерства образования. 29 ноября 2003 года, ровно через 70 лет после своего рождения на верфи «Блом унд Фосс» в Гамбурге, многострадальный барк вновь обрел свое имя - «ГорхФок». С 2005 года «Горх Фок» установлен в качестве плавучего музея в гавани Штральзунда, в месте первоначальной его прописки.              

Александр Захаров
«Гривна-СВ».- №17 (700).- 23.04.2015.- стр.13

2. 30.08.2016 12:40
Anonymous
Что тут можно сказать. Этой страни никто ненужен.А "Товарищ" жаль.Все детство и юность прошли вместе с ним.Позор нашему государству и его"правителям"
1. 26.02.2016 05:00
Serg

Комментарий удален редакцией по признакам диффамации.

Напишите свой комментарий

Введите число, которое Вы видите справа
Если Вам не видно изображения с числом - измените настройки браузера так, чтобы отображались картинки и перезагрузите страницу.