on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> People > CULTURE > Khmel` Victor Adol`fovich > Аэроплан над Херсоном. 3 часть

 

Аэроплан над Херсоном. 3 часть

В предыдущих номерах «Гривны» я познакомил читателей с первыми авиаторами, парившими на своих крылатых машинах в небе над Херсоном. Напомню, это были авиаторы Николай Дмитриевич Костин (1910 г.), Александр Васильев (1911 г.), Сергей Уточкин (1912 г.) и военный авиатор Дмитрий Андреади (1912г.). Сегодня - окончание темы

День воздушного флота
Прежде чем продолжить рассказ о пилотах, демонстрировавших свое высокое полетное искусство в Херсоне в начале XX века, пожалуй, следует вспомнить о том, что 25 мая 1913 года, в день рождения императрицы Александры, было высочайше объявлено об учреждении нового для империи праздника - Дня воздушного флота.

В этот день в Херсоне и других городах и сёлах страны прошел добровольный сбор денежных средств для нужд воздушного флота. «Сегодня мы, без различия национальности, в равной степени должны выполнить наш долг перед Родиной. Она - могучая и необъятная - рвется ввысь. Мы, херсонцы, должны с особой готовностью отозваться на этот великий призыв. В лихую годину мы как "окраинцы" одни из первых можем испытать на себе злобу врагов. Широко откликнемся на призыв и пожертвуем для создания воздушного флота!» - писала газета «ЮГъ». Тогда по Херсону было собрано более 2000 рублей.

«Первый авиатор Сибири» в Херсоне
Следующим авиатором, посетившим Херсон в 1913 году, стал уже достаточно известный к тому времени Яков Иванович Седов-Серов. Во время длительного и успешного показательного авиатурне по Дальнему Востоку и Сибири в 1911-1912 годы он заработал достаточно средств, чтобы выкупить арендованный «Фарман», и продолжил свой круиз уже «свободным от кабалы» авиатором. Тогда же, в период гастролей, в Иркутском отделении Всероссийского аэроклуба Яков Иванович получил диплом, подтверждающий его славу «первого авиатора Сибири».

С началом балканских событий 1912 года Седов, как и многие гражданские пилоты империи, переквалифицировался в военного летчика и принимал участие в войне в составе добровольческого отряда Щетинина на стороне Болгарии. Летные навыки, мастерство и храбрость пилота позволили Седову стать одним из лучших военных летчиков этого периода. Об этом свидетельствуют болгарский орден - серебряный крест «За военные заслуги» и серебряный знак «За особые заслуги в деле развития авиации». По возвращении с фронта авиатор совместил работу пилота-испытателя на заводе Российского товарищества воздухоплавания с демонстрационными поездками по империи. Во время одной из них и посетил наш город.

Всё же, по всей видимости, демонстрация полетов в Херсоне была стихийной, незапланированной, к тому же, по утверждению местных газет, «организованной на скорую руку». И хотя на отведенном для полетов поле в районе современного Жилпоселка, там, где в 1910 году впервые удивлял херсонцев своим летным искусством Костин, собралась большая толпа зрителей, Седов совершил лишь несколько кругов на «Фармане», поднявшемся на высоту около ста метров над землей. Зрители были недовольны, впрочем, еще больше были разочарованы сотрудники газеты «Херсонские новости», которые по условию с г-ном Седовым должны были подняться с ним в воздух в качестве пассажиров. Свой отказ от дальнейших полетов авиатор объяснил неисправностью мотора и, спешно собравшись, отбыл из Херсона.

И снова военный летчик в херсонском небе
В 1914 году херсонская газета «Родной край» в заметке «Аэроплан над Херсоном» зафиксировала прилет очередного воздушного гостя: «Третьего дня над Херсоном пролетел военный летчик 6-й авиационной роты поручик А. Олейников (правильно - Андрей Иванович Олейник. - А. 3.)». Забегая немного вперед, отмечу, что крестьянин по происхождению, авиатор Олейник дослужился до начальника Гвардейского авиационного дивизиона и незадолго до революции, в августе 1917-го, получил звание подполковника. Кроме того, участие его в Первой мировой войне отмечено рядом медалей и семью орденами.

Свой фактически последний предвоенный полет с посещением Херсона в 1914 году авиатор Олейник предпринял в рамках кругового перелета по маршруту Одесса - Ананьев - Овидиополь - Елисаветград - Бобринец - Николаев - Херсон - Очаков - Одесса. Сделав несколько широких кругов над Херсоном на высоте 1100 метров, аэроплан снизился и совершил посадку вблизи Казенного сада (ныне улица Полтавская, 89). Авиатор со своим механиком Кондаковым осмотрели крылатую машину. Затем после отдыха с четверть часа вновь заняли места в тесной кабине и, подняв самолет в воздух, взяли курс на Очаков.

Самый результативный авиатор войны
Рассказ об авиации, пожалуй, был бы неполным, если бы я не упомянул здесь об авиаторах, имеющих херсонские корни. Ну, хотя бы об одном, ставшим легендой еще при жизни. Это Александр Козаков - самый результативный летчик Российской империи по итогам Первой мировой войны.

Уроженец Херсонской губернии, дворянин Александр Козаков в 1908 году закончил Елисаветградскую (Кировоград) кавалерийскую школу. В 1913-м прошел летную подготовку в Первой российской офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине. На фронте - с начала империалистической войны. На счету Александра Александровича - 17 личных побед над врагом. Еще 15 самолетов противника Козаков уничтожил в групповых воздушных боях. В одном из воздушных боев Козаков вторым после Петра Нестерова совершил воздушный таран в небе. Чудом остался жив. За этот подвиг награжден Георгиевским оружием - одной из высших офицерских наград в русской армии. Среди наград Козакова - три британских ордена и французский орден Почетного легиона.

Главный аэродром Херсона
С 1914 по 1917 годы аэропланы лишь изредка пролетали в небесах над Херсоном, не удостаивая своим посещением наш город. Однако фактически в преддверье буржуазной революции 1917-го в Херсоне вдруг появился представитель российского военного ведомства полковник Веде. Он приехал для осмотра прилегающих к городу окрестностей - с целью строительства здесь авиационного завода и устройства военной авиашколы. Собственно, к этому времени в Северном Причерноморье, а именно в Одессе, с 1912 года уже успешно действовал один из первых крупных авиазаводов России, основанный Артуром Анатра на базе мастерских Одесского аэроклуба. Завод осуществлял выпуск летательных аппаратов новейших конструкций - «Анатра-Анаде» и «Анатра-Анасаль», разработанных французским авиаинженером Деканом совместно с основателем Одесского авиазавода.

Осмотрев окрестности Херсона, полковник Веде и прибывшие с ним специалисты-техники отправились восвояси. А уже в средине января того же года городским главой Херсона Николаем Блажковым была получена телеграмма от Великого Князя Александра Михайловича: «По докладу полковника Голубова представляется возможным иметь отличный аэродром на городском участке за вокзалом. Ввиду необходимости открытия новой авиационной школы и постройки самолетного завода на выбранном участке прошу по выяснении вопроса в городской думе телеграфировать мне решение. Надеюсь, что город пойдет навстречу развитию наших авиационных сил, преобладающее значение которых окончательно выяснилось настоящей войной, победоносный конец которой зависит от обладания воздухом. Александр».

19 января на экстренном заседании городской думы депутаты приняли решение: «Отвести просимый участок земли по 1200 рублей за десятину (всего выделено 500 десятин земли) в вечное владение». Февральская революция и отречение от престола императора Николая II не смогли помешать осуществлению планов. По постановлению городской управы под канцелярию авиашколы были отведены два этажа бывшей каторжной тюрьмы, опустевшей после февральских событий. Велось ускоренное обустройство площадки херсонского аэродрома, получившего название Главный аэродром. И уже спустя два месяца, в начале мая 1917 года, с новой взлетной полосы в небо поднялся аэроплан «Мореан-Парасол», пилотируемый начальником аэродрома подполковником Вегинером.

Первые неудачи и жертвы
Потом были и другие учебные полеты херсонских авиаторов, к сожалению, не всегда удачные. Так, в начале осени вследствие густого тумана и влажности воздуха у самолета, выполнявшего тренировочный полет над Военным форштадтом, отказал мотор. Военный летчик прапорщик Озоль совершил вынужденную посадку во дворе частного дома близ городской крепости. Ударившийся о стену сарая самолет принял вертикальное положение, выпавший авиатор получил незначительные ушибы лица и головы, но остался жив.

13 ноября 1917 года около 13 часов произошла тяжелая авиакатастрофа, повлекшая первые человеческие жертвы. Летательный аппарат «Лебедь-12», пилотируемый авиатором Иваном Никифоровичем Синицей, выполнял пробный полет с пассажирами на борту. При заходе на посадку на высоте около одной версты прогремел сильный взрыв. Потерявший управление, рассыпавшийся на части аппарат устремился к земле и упал вблизи аэродрома, между заводом Гуревича и полотном железной дороги. Удар был настолько сильным, что мотор аэроплана ушел в землю на глубину около двух метров. Вместе с пилотом погибли пассажиры Рыков и Пейффер. Похоронили авиаторов на отдельном участке христианского кладбища при огромном стечении народа... Потом наступили смутные времена Гражданской войны и иностранной интервенции. Полеты были прекращены, военные летчики со своими крылатыми машинами отправились на фронт. Главный херсонский аэродром просуществовал всего лишь чуть больше года.

В Херсоне была своя авиашкола
Только через 19 лет, в мае 1936-го, в Херсоне была вновь открыта школа пилотов, которая размещалась на улице Горького (ныне это здание городского роддома № 1). В школу принимали прошедших курс обучения в аэроклубе. С 1939 по 1940 годы здесь обучались около 100 женщин-авиаторов. О качестве обучения в Херсонской авиашколе говорит тот факт, что 20 выпускников-авиаторов были удостоены звания Героя Советского Союза на фронтах Великой Отечественной войны.

Александр Захаров

Джерело інформації: «Гривна».- №42 (1084).- 14-21.10.2015.- стр.16

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page