on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> People > Theatre > Tolok Anatoly > Анатолий Толок: «Стою за кулисами - и сердце начинает учащенно биться...»


Анатолий Толок: «Стою за кулисами - и сердце начинает учащенно биться...»

Этот актёр в представлении не нуждается: херсонским зрителям прекрасно известно имя Анатолия Толока - народного артиста Украины, без сомнения - живой легенды областного музыкально-драматического театра имени Мыколы Кулиша

29 сентября Анатолий  Степанович отмечает свое 75-летие. По этому случаю новый, 79-й театральный сезон 3 и 4 октября откроется бенефисом любимого артиста. А 5 октября покажут комедию «Завещание целомудренного бабника», главную роль в которой играет Анатолий Толок. Накануне юбилея актёр рассказал «Гривне» о ярких моментах своей жизни на сцене.

«Мы станцевали все 13 танцев»
«В миру» Анатолий Степанович такой же, как на сцене, - стройный, подтянутый. Он из тех мужчин, которые с годами становятся только лучше, интереснее. В гримерке Толока в театре имени Кулиша висит коллаж из фото ролей разных лет. Есть снимки, где артист Толок - молодой и безусый, но копна волос, зачесанных назад, - неизменна. «Прическа ещё со школы - как зачесался один раз, так и хожу. Правда, один раз мне по просьбе режиссера пришлось покрасить волосы. Для спектакля на прибалтийскую тематику нужно было стать блондином. Без меня коллектив краситься не хотел, - смеется Анатолий Степанович. - А что касается хорошей формы, то её я никак не поддерживаю. Думаю, это наследственность - у меня папа был изящный, продержался до 76 лет. И я, в общем, так держался, пока был «Герой Героичем» - играл такие роли. А теперь стал «шире в плечах». Как говорят в народе, это не от котлет - это от лет».

Хотя, наверное, ещё играет роль хореографическое прошлое Анатолия Степановича. Родом он из Донецкой области, в школьные годы вместе с братом всегда участвовал в самодеятельности, стал любимцем публики. «Когда мы уезжали на учёбу, в газете появилась статья "Братья Толоки уезжают из Харцызска", - говорит артист. - Мы поступали в театральное училище в Днепропетровске, сдавали экзамены на хореографическое отделение. Подготовили 13 танцев: гуцульский, польский, матросский... Мама сшила нам сорочки. Перед приемной комиссией мы станцевали все 13 танцев, сорочки были мокрые. В результате директор сказал, что мы поедем с концертом на подшефный завод, а экзамены подождут».

Один из преподавателей посоветовал молодому Толе идти не на хореографию, а на режиссуру: мол, танцы никуда не денутся. Кроме того, у парня был сильный голос - от отца. После, когда они с родителем приезжали к бабушке в село и вечером усаживались в саду петь, это было слышно на 4 соседних села. Люди говорили: «А, это Толоки приехали...». После окончания учебы молодой специалист два сезона проработал в театре Днепропетровска. А потом приехал режиссер из Херсона и «сосватал» Толока в наш театр, открывались хорошие перспективы. «В итоге я проработал в херсонском театре 47 лет - постарел здесь, похорошел, - улыбается Анатолий Степанович. - А тогда был невзрачный парнишка, худой, костюмы все висели. В днепропетровском театре мне сшили толщинки, чтобы надевать под сценические костюмы. Ведущий артист ушёл, и я попал на его место - как кур в ощип, сразу был введен в спектакли».

К слову, с первым выходом на сцену у Анатолия Толока связана курьёзная история. Роль у него была эпизодическая, но важная. Режиссер собрал актеров, чтобы прогнать постановку с новым актером. Репетиция прошла без энтузиазма - свои роли актеры и так знали, но молодой артист воспринял это нормально: всё спокойно - и хорошо. Когда же спектакль показывали перед зрителями, актёры работали в полную силу, страсти на сцене бурлили. Вот тогда новичка и пробрала дрожь. От волнения он чуть текст не позабыл, но сумел справиться с паникой. Правда, голос чуть не сорвал - так усердно произносил свои слова. В итоге дебют всё-таки всем понравился. А волнение, признаётся Анатолий Степанович, есть до сих пор: «Стою за кулисами - и сердце начинает учащенно биться...»

«Лучше быть первым парубком за первым плетнем»
На счету Анатолия Толока - более 200 разноплановых ролей: исторические персонажи (Суворов, Сталин, Дон Жуан и многие другие), герои и негодяи, аристократы и крестьяне. Но всегда приятнее браться за отрицательные образы, говорит артист: «Когда я только пришёл в херсонский театр, режиссер дал мне выбрать роль в пьесе, и я выбрал не героя, а предателя. Положительные роли однообразны, а в отрицательных есть где развернуться. Но, как на зло, после этой роли у меня начались одни герои. Потом - простаки. А после и до Попандопуло дошло. Для полноты образа я вложил ему в уста смешную песню "про фраера" (её в моем детстве пел какой-то зэк), и мальчишки после спектакля просили меня написать на листочке слова песни (смеётся). В таких ролях купаешься, зритель их обожает. А роль, которая мне наиболее по сердцу, - Иван Непокрытый в "Дай серцю волю"».

К слову, Анатолия Степановича не раз приглашали в другие театры, в том числе столичные, но он остался верен херсонской сцене. Как поясняет артист, он домосед. Когда-то в Херсоне с гастролями была московская звезда и, присмотревшись к Толоку, позвала его в Москву: дескать, приезжай, помогу устроиться в театр «Ромэн» - ты же на цыгана похож. «Лучше быть здесь первым парубком за первым плетнём, чем 18-м парубком за 10-м плетнём», - ответил Толок. За годы работы было и немало веселых случаев. «Актёры - обычные люди. Случается, текст на сцене забудешь. Тогда стараешься своими словами по смыслу сказать или спасает партнер, "подбрасывая" наводящую фразу, - рассказывает Анатолий Степанович. - Особенно это бывает, если по ходу спектакля нужно петь. Так, у меня в "Мушкетёрах" есть песня со строчками: "И когда предсмертный крик затрепещет, словно птица, ваша совесть ни на миг не пробудится, не пробудится". А у меня однажды вырвалось: "...Ваше сердце ни на миг.." -и в ужасе думаю, что же делать, ведь "не пробудится" уже не лепится. И я спел: "Ваше сердце ни на миг не затрепИтся, не затрепИтся" - вроде как похоже на "не затрепещет". А там мужской хор подхватывает, и артистам тоже нужно было петь "не затрепИтся". Они смеялись, а потом, конечно, выговаривали». А вот что ему не совсем удавалось, как считает артист, так это роли героев-любовников: «Я не умел любить на сцене. Мне даже билетёры после спектакля говорили, что это очень заметно».

Монтировщик сцены с бархатным голосом
«И так я доработал до 75 лет, - улыбается Анатолий Степанович. - Правда, от роли Деда Мороза, которого не один год играл на утренниках, я отказался в 70. Почувствовал, что у меня уже не та отдача, а халтурить не хотелось бы. Не хочу, чтобы люди отзывались обо мне дурным словом. Конечно, я приветствую тех дедушек и бабушек, которые ходят на дискотеки и телешоу. Однако как ни бодрись, возраст всё равно берёт свое. Но я делаю, что в моих силах. Ведь пока человек движется, творит, старость отступает. Чего коптеть дома? К тому же я, когда постарел, растерял свои хобби. Раньше не мог дышать без рыбалки. Репетиции в театре начинались в 11, я поднимался среди ночи, шёл на рыбалку и к репетиции уже мог наловить 5-6 килограммов рыбы, купил лодку. А сейчас вообще не тянет».

Когда случается выходной, артист предпочитает проводить его дома с семьёй, смотреть телевизор или читать книгу. Или же может что-то приготовить на кухне - научился на гастролях, когда нужно было экономить деньги. «Тогда же я подрабатывал монтировщиком сцены, - вспоминает Анатолий Степанович. - Поставишь декорацию, а потом входишь в неё как артист. На гастролях на Дальнем Востоке мы с коллегой-актером монтировали декорации и пели на два голоса. Местные уборщицы пожимали плечами: мол, вам бы на сцене петь. А мы молчим, улыбаемся».

Народный артист Анатолий Толок признаётся: если бы была возможность начать жизнь сначала, артистом, наверное, не стал бы. «Это тяжёлый, порой неблагодарный труд, - поясняет он. - Есть взлёты, когда чувствуешь себя нужным, и случаются провалы...» И добавляет: «Поэтому я каждый раз низко кланяюсь нашему херсонскому зрителю. Он удивительный. Порой не знаешь, как реагировать, потому что зрители одинаково благодарны, независимо оттого, получился спектакль или нет. А ещё на улицах останавливают: "Ой, мы вас в театре видели! Можно вас потрогать?". Просьба хоть и странная, но внимание всегда приятно». Что ж, от всех херсонских зрителей - с юбилеем Вас, Артист Толок!

Татьяна Кирпа
«Гривна».- №39 (1029).- 25.09.-02.10.2014.- стр.15

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page