on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

 

«Бизнесмены удачи»

Они приняли на Таврийских просторах своеобразную эстафету от вольного казацтва, которое, кстати, на Западе порой сравнивали с береговым братством…

Однако во времена Херсонской губернии уже, разумеется, никто не пытался брать на абордаж купеческие корабли и устраивать шумные морские баталии, держа в страхе жителей портовых городов. Вполне мирные херсонские обыватели ухитрились потрясти (во всех смыслах) мировые столицы своей предприимчивостью на ниве еще только зарождавшегося, как сейчас принято говорить, арт-бизнеса. История эта развернулась вокруг царского головного убора – золотой тиары скифского царя Сайтаферна. Правда, в отличие от незадачливых «джентльменов удачи» из знаменитой советской кинокомедии, в Херсонской губернии «царскую шапку» не воровали. И не теряли. И даже не прятали. Там ее … придумали. Причем, даже дважды.

Впрочем, царь Сайтаферн – лицо вполне реальное и достаточно известное в мировой истории. Сия августейшая особа изволила управлять своими воинственными подданными в степях Северного Причерноморья, когда там уже обосновались и греческие города-колонии. Античные греки наладили с кочевниками бойкую торговлю, стараясь поддерживать хорошее отношения с их знатью, для которой они изготавливали всевозможные золотые украшения.

И вот 11 января 1971 года бостонский миллионер Артур Клер, делающий бизнес на предметах древнего искусства, купил в Гибралтаре тиару Сайтаферна. Покупка обошлась Клеру в 300 тысяч долларов, и он, естественно, был очень доволен, когда виднейшие эксперты Нью-Йорка оценили ее в миллион. В интервью журналистам Клер сказал:
- Эту вещицу продал мне человек, вряд ли подозревавший, каким он обладал сокровищем. По его словам, он вывез тиару из России в 1920 году. Как она к нему попала, я не знаю. Такие детали меня не интересовали, я понимал лишь одно: в мои руки попала драгоценная реликвия.

Ни сам бизнесмен от искусства, ни его именитые эксперты не допускали даже мысли, что "драгоценная реликвия" может оказаться фальшивкой. Когда интервью Клера прочитали в Париже, французские искусствоведы вспомнили, что одна такая тиара уже есть в Лувре. Разразился громкий скандал. Продавца короны ювелира Уильяма Горпа привлекли к суду. Там же выяснилось, что толчком для одной из крупнейших мистификаций нашего времени послужили страницы журнала «Наука и жизнь», который выписывал любознательный ювелир. В шестом номере журнала "Наука и жизнь" за 1968 год была опубликована статья доктора исторических наук А. Монгайта "Из истории археологических мистификаций". В числе других подделок там упоминалась фальшивая тиара Сайтаферна - золотая корона скифского царя, жившего в III веке до н. э. Надпись на ней свидетельствовала, что тиара была преподнесена в дар Сайтаферну гражданами Ольвии - греческой колонии на берегу Днепробугского лимана.

В 1895 году она была куплена французами за огромную по тем временам сумму - 200 тысяч франков. Только что отгремела выставка «Золото Трои», представлявшая великолепные находки, сделанные во время археологической экспедиции Шлиманом. За «Золотом Трои» тянулся шлейф самых фантастических слухов. И вот новое открытие – клад Черного моря. Клад состоял из древнегреческих монет, скифских женских подвесок и, главное, жемчужины клада, мечты любого археолога и кладоискателя – тиары Сайтаферна, необыкновенной красоты головного убора из чистого золота со множеством изображенных на тиаре мифологических сцен. Тиару приобрел Лувр и сразу выставил на показ. Народ валом валил, чтобы посмотреть на новое чудо археологии.

Что же произошло тогда в Лувре и как получилось, что в столь уважаемый музей попала явная копия современного производства?
Обратимся к газетам того времени. «Фальшивая корона …в некоторых парижских газетах опять появились утверждения, что французские национальные музеи многократно были обмануты при покупках "древностей"... Опять начинаются споры о подлинности пресловутой тиары Сайтоферна, приобретенной Луврским музеем..»
("Новое Время" 23 (10) марта 1903 года)

«Археологический скандал. ...Найденная будто при раскопках в древней Ольвии, золотая тиара отличалась очень художественным исполнением. На ней изображены были рельефом разные сцены из скифской жизни, две сцены из жизни Ахилла по тексту Илиады и надпись древнегреческими буквами… "Сенат и народ Ольвии почитают великого и непобедимого царя Сайтаферна ".

Тогда же, в 1896 г. проф. Н.Веселовский письмом в "Новом Времени" заявил, что "эта тиара несомненная фальсификация и сфабрикована в Очакове в наше время. ..." Но консерваторы и профессора из Лувра были другого мнения. Черным на белом они доказали, что находка самая настоящая, и после этого венец "непобедимого царя" был куплен национальным музеем Франции.
("Новое Время" 24 (11) марта 1913 года)

«О тиаре Сайтаферна. Главный редактор "Matin" получил следующее письмо: "Милостивый государь, я прочел вашу статью о тиаре Сайтаферна и решаюсь писать вам в целях восстановления истины. Я могу вас уверить, что тиара была сработана моим другом Рухумовским. Я жил в Одессе в 1895 году и до мая 1896 года. Я часто навешал моего друга и видел много раз, как он работал в своей мастерской над этой пресловутой тиарой .... К.Лифшиц"
("Новое Время" 27 (14) марта 1903 года)

«У Рухумовского. Вчера мы посетили человека, о котором в настоящее время говорит весь мир и которому европейская, а в особенности французская печать посвящает много внимания и ... места. Я говорю о г. Рухумовском - скромном гравере, никогда, однако не мечтавшем попасть в "знаменитости". ... Нас встретил человек небольшого роста, с редкой растительностью на лице и темными очками, так что глаз его не видно.
"Талмуд говорит, - сказал нам г. Рухомовский, - что для каждого человека в свое время наступит его час. Для меня мой час наступил теперь.
На этих днях я выезжаю в Париж, по собственному моему желанию, и когда увижу тиару, тогда все кому следует расскажу...."
("Одесские Новости" 28 (15) марта 1903 года)

Итак, замечательным мастером, изготовившим тиару был неприметный мещанин из Херсонской губернии, искусство которого эксплуатировали предприимчивые дельцы, выдававшие его изделия за произведения античных ювелиров. Так называемая «тиара Сайтаферна» принесла Рухумовскому мировую славу. Журналисты назвали ее «подделкой №1». Ювелирное мастерство, с которым сделана тиара, непревзойденное. Однако греческая надпись на тиаре, которая сообщает, что она была преподнесена Сайтаферну жителями греческой колонии Ольвия, хотя и вполне грамотная, служила ученым, оспаривающим ее подлинность, доказательством поддельности тиары. Один из них восклицал: «Вероятно ли, даже возможно ли, чтобы ольвийцы осмелились грозному царю написать на лбу такую штуку? Поистине подобная идея может прийти в голову только современному подельщику, у которого она, впрочем, и совершенно понятна, так его воззрения не идут далее понятия о портсигаре с надписью, подаренном на именины».

Действительно, во главе нашумевшего предприятия стояли очаковские жители братья Гохманы, которые стали чемпионами по созданию золотых фальшивок. Они разрабатывали проекты золотых вещей, которые выполнял блестящий одесский ювелир Израиль Рухумовский. В Ольвии же, где большая часть земель принадлежала крестьянам и можно было бесконтрольно проводить раскопки, существовала целая сеть подставных лиц. А далее все шло по классическому сценарию. Трудолюбивые крестьяне все находили и находили на своих огородах золото - короны, шкатулки, маски, вазы и украшения. А доверчивые коллекционеры и музеи закупали их, не скупясь. Когда талантливые братья прославились в России, они с успехом начали покорять Европу. Вершиной их деятельности и стала всемирно известная корона Сайтаферна, купленная Лувром за баснословные деньги.

Вот отрывок из письма Рухумовского, опубликованного в «Одесском вестнике»:
"И эти парижане, я имею вам сказать, когда увидели моего приказчика И. Горпищенко в смокинге и цилиндре от Ковальского, а он сказал, вы сами понимаете как, что приехал из Петербурга купить Эрмитажу тиару Сайтаферна, эти парижане сошли с ума. Они дали Горпищенко полные карманы комиссионных, и он, вы ж понимаете, согласился сказать, где эта тиара есть. Я пожелал получить франками, и они, будьте миленькими, выложили свои двести тысяч. А я вам имею сказать, клянусь небом, купил рисунок этой тиары в Очакове у Л. Гохмана за двести рублей. Кое-что мне стоило золото, но когда человек что-нибудь имеет в кармане и хочет делать шутку, то почему бы нет? Дарственную надпись ольвийцев я поместил на лбу тиары. Вы сами понимаете, какой царь такое бы стерпел? И что вы после этого скажете за этих парижан?" Письмо Рухумовского обошло всю мировую прессу. Оно сделало его знаменитым, а "шутка" с тиарой - богачом. И никто, наверное, не предполагал, что трюк Рухумовского когда-нибудь повторится. Но он повторился. С помощью некого гибралтарского ювелира мистера Уильяма Горпа.

Кто же этот загадочный мистер Горп? Настоящая его фамилия Горпищенко. Да, да, сын того самого Горпищенко, который в свое время ходил у Рухумовского в учениках. На суде Горпищенко-Горп рассказывал о том, как статья в "Науки и жизни" озарила его:
- Я вспомнил, что ту тиару мы делали вместе с Рухумовским, и подумал, что теперь мог бы сделать не хуже и сам. Фотография была в журнале, а все остальное я прекрасно помнил. Но пусть никто не думает, что мне было легко. Я переделывал корону семьдесят три раза. Потом она мне понравилась, и я подумал, что свои деньги я заработал честно. Повторять шутку Рухумовского мне не хотелось, поэтому надпись ольвийцев я поместил там, где надо, на внутренней стороне ободка тиары.

Суд счел возможным оправдать Уильяма Горпа. А что же стало с «тиарой Сайтаферна» работы Рухумовского? Реализм изображений, красота и утонченность рисунка привели парижских искусствоведов к неожиданному решению – тиара не покинула Лувр. Ее было решено только перенести из зала древнего в зал современного прикладного искусства. И на ней выгравировать: "Сделал Рухумовский" (fecit Ruchomovsky).

«О Рахумовском говорит весь Париж, печатают его портреты, его зовут в компаньоны известные купцы его произведения принимают в Салон и становятся приманкой для толпы, его провозглашают чуть ли не современным Бенвенуто Челлини! Это сказка из "Тысячи и одной ночи". Но мораль ее так не моральна, что может привести в уныние кого угодно. В самом деле, что это такое! Пока человек честно и с любовью трудился, на него никто не обращал внимания. А сделал подделку, и земные бала посыпались на него как из рога изобилия. Между тем, обрати люди во время должное внимание на этого даровитого самоучку, из него вышел бы выдающийся артист…»
("Новое Время" 7 мая (24 апреля) 1903 года)

Может быть, и нам стоит получше присмотреться к своим талантливым современникам?
 

Федор Торбенко
Джерело інформації: "Бизнес Таврии".- 2(2).- январь-февраль 2006

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page