on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> People > CULTURE > Khmel` Victor Adol`fovich > «Благополучный Херсон» – город проблем (2 часть)

 

«Благополучный Херсон» – город проблем (2 часть)

В прошлом номере «Субботнего выпуска» мы начали серию публикаций о том, какими проблемами «болел» Херсон в начале своей истории. В первой статье мы рассказали, почему же «местоположение города дурно выбрано». Тема сегодняшней статьи – днепровские отмели. Более 100 лет Херсон воевал с ними, бессмысленно утопив в водах Днепра огромные денежные капиталы...

В новый век со старыми заботами
1803-й стал для Херсона годом начала возрождения. Случилось это по самой банальной причине: в Николаеве, который получил статус губернской столицы и куда были переведены все присутственные места, не хватало подходящих помещений для учреждений. Кроме того, дрова для отапливания николаевских домов и квартир, поставляемые главным образом из Херсона, куда их сплавляли из верховьев Днепра, были слишком дорогими. Подобное обстоятельство не дало городу окончательно захиреть и превратиться в населенный пункт местного значения.

Указом императора Александра І центр губернии – со всеми вытекающими из этого последствиями – переместился в Херсон, что вновь способствовало возрождению города. Правда, опять ненадолго. Несколько десятилетий начала ХІХ века росла и развивалась экономическая и общественная жизнь города. В 1818 году здесь насчитывалось уже до 2300 домов, не менее 50 купеческих лавок, 10 церквей и почти 18 тысяч жителей.

Однако город ожидало еще несколько сильных потрясений, последовавших одно за другим и вновь подорвавших его экономико-социальное положение. В 1827 году были упразднены Херсонское адмиралтейство, а в 1835 – крепость. Количество местных жителей сократилось на треть. Очень тяжело выходил Херсон из создавшейся ситуации. И опять во всех главных бедах винили неудачное расположение города, теоретически находившегося в стратегически важном месте, но не имевшего возможности воспользоваться этим по причине мелей и незначительной глубины днепровских гирл. Некоторое время Херсон, не имевший еще серьезной промышленности, выживал в основном за счет канатного производства, шерстомоек и лесопильных заводов.

Лишь со второй половины ХІХ века благодаря государственным реформам, проведенным императором Александром ІІ, началось очередное возрождение города. Тем не менее все соглашались, что единственной реальной возможностью изменения экономического состояния города может стать лишь углубление Днепра.

Работы по изучению и исследованию днепровских гирл начались еще в 1830 году. Поначалу предполагали приступить к расчистке и углублению речного рукава, носившего название Рвач. Однако, прислушавшись к мнению и учтя компетенцию местных судоходов, составили проект дноуглубительных работ Нового гирла. В 1841-м начались работы и в течение года глубина речного рукава, которому суждено было стать судоходным, достигла 10 футов (3 метров).

Следующая попытка углубления дна была предпринята только спустя более 30 лет. В 1877 году уездное земство организовало временный комитет для исследования рукавов Днепра и изыскания способов их очистки. Наиболее эффективным признали использование паровых землечерпалок и углубление русла не менее чем на 14 футов (примерно 4,5 метра). Для проведения работ требовалось не менее 150 тысяч рублей, их решили собрать с помощью установления процентного сбора с судов, идущих из Херсона в море.

«Дума ходатайствовала об установлении 1/4% сбора со стоимости товаров, провозимых через гирла в оба пути на судах, барках, пароходах. 1/4% сбора с фрахтовой суммы и 1% с иногородних судов, прибывающих в херсонский порт» (Исторический очерк г. Херсона. 1896 год).

Впрочем, судовой сбор Министерство финансов и Министерство путей сообщения (МПС) не утвердили, признав его нецелесообразным в интересах судоходства. Вместо того МПС, крайне заинтересованное в устройстве полноценного водного пути, сообщило об отпуске из казны безвозвратной ссуды в 279 239 рублей на приобретение землечерпальных машин и проведение работ под наблюдением министерского инженера.

В дальнейшем, как это обычно случается у нас и до сего дня, началась возня с приобретением черпалок и заключением контрактов на дноуглубительные работы. Долгое время не могли определиться между контрагентом МПС Евреиновым, производившим землечерпальные работы на Неве, и марсельской фирмой «Шевалье и Гренье». Наконец предпочтение отдали инженеру-предпринимателю Риттеру, имевшему привилегии на пользование землечерпальными аппаратами Базена. Впрочем, поверенный Риттера Сомячкин, начавший расчистку фарватера у набережной и у мыса Карантинного острова, в скором времени «переуступил» контракт товариществу «Гидротехник». Он принял на себя все обязательства, заключенные Риттером.

Почти два года промучился «Гидротехник» с дноуглубительными работами, не поспевая окончить их к сроку, оговоренному контрактом. Сильное весеннее половодье не только прервало работы, но и почти свело на нет все прежние труды. Не уложившимся в рамки исполнителям работ было отказано в продлении контракта. Внесенный товариществом залог в 15 тысяч рублей, две базеновские землечерпалки и имущество, принадлежащее «Гидротехнику», были зачислены в собственность Херсона.

К исполнению неоконченных работ приступила специально созданная городская комиссия. для продолжения работ в автоломбарде был взят  кредит под залог спецтехники, в роли гаранта для получения автокредита выступала техника, недвижимость, в ход пошёл даже залог часов из городского управления. Вновь появившийся на горизонте поверенный МПС Евреинов напрасно доказывал негодность базеновских аппаратов для углубления дна, причем ссылаясь на мнение французского министра публичных работ и самого Базена. Его никто не слушал, а бесполезные дноуглубительные работы не прекращались. Продолжались и затраты на их производство. Город давно уже использовал все полученные от государства суммы, влез в долги, а работам не было ни конца ни края. Расчищенные участки фарватера достаточно быстро заносило илом и работы приходилось начинать по новой.

Не помогала и обязательная буксировка судов по каналу пароходами городского управления за плату в 0,1 копейки с пуда груза. Собранные средства не покрывали затраченных на постоянную чистку усилий и расходов. МПС отказывало в выделении новых средств, ограничившись ходатайством перед правительством об установлении дополнительного полукопеечного сбора с отправляемых из Херсона грузов, который, по его мнению, можно было отнести на поддержание состояния канала.

Усилия города по чистке фарватера продолжались по 15 октября 1883 года, когда они были полносью прекращены по причине полного истощения средств. Промеры, произведенные в следующем году после весеннего половодья, показали, что глубина гирла уменьшилась почти на метр! И вновь в столицу и министерства полетели телеграммы с просьбой о финансовой помощи от отчаявшихся мужей города. Впрочем, надежды на новые средства оказались тщетными.

Промеры 1886 года зафиксировали среднюю глубину канала в 8 футов (2,4 метра). В следующем году канал оказался уже полностью непригодным для прохождения судов. Лишь тогда город получил от правительства небольшой кредит в размере 25 тысяч рублей. С этими деньгами город обратился за помощью к Русскому обществу пароходства и торговли. В 1888 году общество приступило к временной очистке соседнего Збурьевского рукава, которое хоть на малое время могло обеспечить прохождение судов.

В то же время херсонский губернатор обратился к одесскому генерал-губернатору с просьбой о помощи. И в Херсон для исследования днепровских гирл был направлен полковник генерального штаба Карандеев. В своей докладной записке полковник указывал, что вследствие обмеления фарватера лишь за навигацию 1888 года грузоотправители переплатили на перегрузке товаров более 1 миллиона рублей!

В 1892 году после длительного исследования дельты Днепра в Херсон с докладом прибыл командированный МПС инженер Корчинский. Предварительные расчеты показали, что на устройство судоходного канала в низовьях Днепра требуется не менее 6 миллионов рублей! Вряд ли стоило рассчитывать на то, что подобная астрономическая сумма будет выделена правительством. к тому же посредством херсонского городского управления были уже бесплодно потрачены средства, превышающие полмиллиона рублей.

Борьбу с днепровскими мелями и наносами Херсон явно проигрывал. Эта безуспешная борьба заставила правительство России вплотную заняться данным вопросом. В 1894 году была предпринята очередная пробная попытка очистки речного рукава Рвач. Теперь работы проводились под неусыпным контролем правительства, при подробном отчете о проделанной работе: «Производившиеся в течение лета 1894 года землечерпальные работы дали следующие результаты. Вырыт канал на протяжении 2 1/4 версты, шириной от 25 до 30 саженей и глубиной в 12 футов в первой половине, ближайшей к лиману, и в 10 футов во второй. За время работ вычерпано около 20 тысяч кубических саженей или около 18 миллионов пудов, отвезенных в лиман, на расстоянии трех верст. Половодье весны настоящего года создало новые наносы и мели, отчего в 1895 году пришлось начать работы почти с самого начала».

Только лишь с началом ХХ века ценой невероятных усилий и средств удалось проложить судоходный канал по днепровскому фарватеру. 14 июля 1901 года с прибытием в Херсон кораблей Черноморской эскадры херсонский порт стал морским.

Александр Захаров
Джерело інформації: «Субботний Выпуск».- № 21 (549).- 18.05.2012.- стр. 13

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page