on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > Cinema > From the history of Kherson movie > «Бой» за свое кино


«Бой» за свое кино

Херсон и область неоднократно становились съемочной площадкой для фильмов разных киностудий Советского Союза - от Свердловской до Ялтинской. (Об этом «Гривна» писала в №№ 20 и 21 за 2004 год.) Нашему городу суждено было стать и ареной, на которой развивались события едва ли не первого украинского боевика нового времени - фильма «Америкой бой», вышедшего на экраны страны в 1992 году.

Фильм памятен многим херсонцам не только потому, что на ленте запечатлены реалии родного города, часть из которых уже навсегда осталась «за кадром» времени. Но еще и потому, что практически все массовки да и большинство второстепенных ролей исполняли местные жители.

Потому многие из граждан при каждом новом появлении фильма на телеэкране, выждав нужный кадр, подзывают сына или дочку и с невинной гордостью показывают: «Смотри, смотри, а вон и мама по улице идет. Я тоже в кино снималась». Людям, которые помнят тот недалекий год, когда проходили съемки, памятны и многие детали, а также лица, того времени. Вот дедушка с обезьянкой, с которой фотографировались детишки у ЦУМа. Вот улица Суворова. А вот в каждом кадре и мы-херсонцы...

Я предаюсь воспоминаниям вместе с одним из создателей ленты, ассистентом режиссера по работе с актерами и исполнителем одной из ролей второго плана херсонцем Игорем Рыковым. Именно от него зависел подбор исполнителей на роли едва ли не всех персонажей и типажей для массовки в фильме, и он всегда искал их среди своих земляков.
Исключением были лишь главные герои, которых приглашала непосредственно киностудия.

Героического и честного, а потому неудачливого в карьере капитана милиции по прозвищу Железяка прекрасно сыграл популярный и по сей день актер народный артист Белоруссии Владимир Гостюхин. Любопытно, что в то же время он одновременно работал на съемках фильма Никиты Михалкова «Урга. Территория любви», которые проходили в Монголии, и итальянского телесериала, снимавшегося на Апеннинском полуострове (в нашем прокате этого сериала не было). Милая цепочка съемочных площадок, не правда ли: Монголия -Италия - Херсон. Добавлю еще, что тогда же по неофициальному журналистскому рейтингу континента Гостюхин был признан «актером № 2» в Европе. Сразу же после Франко Неро.

Снимался в фильме и Анатолий Хостикоев, будущий султан в «Роксолане», сейчас народный артист Украины. Главную роль в фильме исполнил молодой, но уже тогда популярный актер Александр Песков. И «наш» фильм стал заметным этапом в его творческой карьере. Необходимо добавить также, что режиссером фильма был Борис Квашнев, а автором сценария Юрий Рогоза. Да, да, тот самый, что трижды организовал нам гулянье на «Дне рождения Буржуя», а потом начал пугать в блокбастере «Дух земли». Команда подобралась боевая, но нас интересуют, разумеется, земляки.

Мелькнул в эпизоде и ушел, а теперь уже и из жизни, известный всему Херсону артист театра и филармонии Георгий Бабин. «Отца» одного из враждующих кланов местной мафии сыграл тоже ныне покойный, тогда заместитель директора филармонии Валерий Михайлов. Все узнавали на экране хорошо известных в городе художественного руководителя театра кукол Бориса Чупрыну и актеров театра имени М. Кулиша Сергея Оссовского, Алексея Панасюка, Генриетту Пташник...

Не обошлось и без курьезов: на эпизодическую роль одного из телохранителей главного мафиози был приглашен херсонец, который и в жизни имел подобное амплуа. Однако осознав, что он вовсю засветится на экране, что не очень-то способствует его «реальной профессии», предполагаемая кинозвезда от дальнейших съемок отказался.

Так что пришлось даже переписывать фрагмент сценария. Нечто подобное произошло и с автором этих строк -Игорь пригласил меня сниматься в эпизоде, я с радостью согласился. Но жена, узнав, что я буду центральным персонажем в сцене «кража в вино-водочной очереди», тут же поставила крест на моей артистической карьере: «Еще чего? Чтоб потом все подумали, что в фильм вставлены документальные кадры!» Добавлю, что три обнаженные и симпатичные попы в эротической сцене в фильме тоже принадлежали нашим землячкам. Присмотритесь - может, кого и узнаете...

Сам Игорь Рыков, человек в жизни весьма располагающий, сыграл в фильме роль ну очень противного прокурора - антипода героического капитана «Железяки». Однако о работе с большим актером он и сейчас вспоминает с теплотой и вполне понятной гордостью.

«Америкэн бой» был едва ли не первым украинским «крутым» боевиком голливудского типа, все же сохранившим неоспоримые приметы национального сознания. Добавлю, что он был и одним из первых коммерческих фильмов. Снималась лента на студии «Укртелефильм», которая к счастью, еще держалась на поверхности. Незадолго до этого на студии был снят фильм «Дальше полета стрелы» (кстати, по сценарию нашей землячки Аллы Тютюнник).

И вот - «Америкэн бой». Херсон для съемок был избран и потому, что вполне подходил под облик среднего, не всеми узнаваемого (все-таки не Киев и не Одесса) города, и потому, что был он в живописным, и киногеничным. Что, кстати, отметил и оператор фильма Алик Андрусенко, сейчас успешно работающий в Голливуде. Съемки производились почти исключительно в Херсоне, кроме разве что пролога фильма, снимавшегося в Соединенных Штатах Америки. Сцену прилета авиалайнера из-за рубежа пришлось снимать в Николаеве - наш аэродром тогда не принимал пассажирских самолетов таких калибров. Эпизоды на яхте снимали в наших родных плавнях, которые не узнать нам было бы грешно.

Весьма «игривый» эпизод снимался в Степановке. На чем позвольте чуть остановиться. По сценарию неподкупный Железяка накрывает одного из своих противников во время любовных утех и заставляет того под дулом пистолета продефилировать в чем мать родила по сельской улице. Во избежание нанесения ущерба нравственности жителей поселка они были предупреждены о съемках эпизода, и их попросили определенное время на улице не показываться. Но как писали в «Двенадцати стульях» Ильф и Петров по сходному поводу, «слабое женское сословие, густо облепившее подоконники, очень негодовало... но от окон не отходило». Злые языки даже утверждают, что в то время число представителей скромного пола на указанной улице увеличилось едва не вчетверо. Что поделать - искусство всегда притягательно.

Шутки шутками, но то, что фильм «Америкэн бой» стал одной из первых лент нового украинского остросюжетного кино, наверное, нужно признать бесспорным. Украинскому кино еще предстоит с боем пробиваться и на мировой кинорынок, и в мировую киноэлиту. Несомненно, что на этом пути ему, как и героям боевиков, достанется немало и синяков и шишек. Но все же нам приятно сознавать, что херсонский «бой» в этом бою задних не пас.

Добавлю, кстати, что фильм демонстрировался в Америке раньше чем в нашей стране. И хотя Оскаров не получил, но, надеемся, представление об Украине у американцев хоть на микрон расширил. По тем временам и то благо. Мы же пожелаем отечественному киноматографу творческих побед и несгибаемого мужества.

Сергей Танич
"Гривна" 13.09.04 г.

Публікація першоджерела мовою оригіналу

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page