on-line с 20.02.06

Арт-блог

13.05.2015, 09:45

May

Random photo

Voting

???

Система Orphus

Start visitors - 21.03.2009
free counters



Calendar

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

News

01.08.2015, 13:17

Crazzzy Days

13.05.2015, 09:52

den-evropyi-v-hersone---2015

> Topics > CULTURE > Questions of culture > Что за прялками и горшками?

Что за прялками и горшками?

Давно ли вы были в музее? Интересен ли он для вас? Такие вопросы подняли инициаторы масштабного и во многом революционного для Украины международного проекта «Новое дыхание культуры: искусство оживляет наследие». Проблема очевидна: молодежь музеи не посещает, потому что для нее они – «пыль веков». Могут ли музеи стать привлекательными или скорее обрекут себя на вымирание, чем изменятся?

«Не шаркай ногами»
А меняться пора. В странах Европы и в США музеи становятся все более открытыми, предлагают посетителям возможности и развлечься, и поучиться. В общем, становятся культурными и образовательными центрами, куда стекается и молодежь, и взрослые, и даже люди «третьего» возраста» – всем найдется, чем заняться. Разработано множество программ для людей с ограниченными возможностями.
У нас пока до этого далеко. И не потому, что музеи не хотят развиваться, а потому, что не совсем представляют, как и в каком направлении. Слишком долго они находились в тисках традиции.

Недавно по ТВ показывали старую добрую «Кудряшку Сью». Там есть замечательный эпизод, когда отец предлагает дочке пойти в музей. Девочка решительно мотает головой: «Не хочу. Из всех музеев, которые мы посетили, я помню только одно – шепот смотрительниц: «Не шаркай кроссовками». Это кодовая фраза как нельзя лучше характеризует впечатление молодых людей от консервативных музейных учреждений, где главное – не заинтересовать посетителя, а заставить его «благоговеть и трепетать». Один раз можно потерпеть, но стоит ли мучить себя постоянно, даже ради любви к культурному наследию?
Впрочем, перемены, способные стряхнуть «пыль веков», могут стать реальностью. Попытка вдохнуть в музеи новую жизнь с помощью креативных общественных организаций – одна из целей проекта, который с начала этого года реализуется в рамках Программы Восточного Партнёрства «Культура» на юге Украины, в Грузии и Армении. Инициатором такого масштабного проекта стала херсонская общественная организация – Центр молодёжных инициатив «Тотем». Финансово поддерживает этот проект, как и другие инициативы в рамках Восточного Партнёрства, Европейский Союз.

Пропаганда умерла. Да здравствует… пропаганда?
Заявки на участие в проекте подали более 240 организаций и музеев Юга Украины, Грузии и Армении. Чтобы выбрать тех, кто действительно хочет и уже готов к переменам, экспертная группа проекта встречалась с теми, кто подал заявки – и это позволило увидеть картину в целом. Так, посещение музеев Юга Украины и Грузии показало, что одна из самых острых проблем, к примеру, краеведческих музеев – сохранившиеся от прежних времен принципы работы. Их целью была пропаганда советского образа жизни. А пропаганда, как известно, и поддерживалась, и хорошо финансировалась. В наше время музеи в этом смысле оказались не у дел. Что, собственно, они должны теперь пропагандировать? Для какой политической силы? Кто должен за всё это платить?

В Украине механическая замена «Октябрьской революции» на «казаков» проблему не решила. Если в новых условиях музеи не научатся быть привлекательными и сами зарабатывать, политика «протянутой руки» их не спасет. Подобная ситуация сложилась и в Грузии. Страна динамично развивается, однако музеи получают финансирование только на минимальную зарплату сотрудникам. На ремонт зданий, закупки, реставрацию и все остальное они уже ищут средства самостоятельно. Некоторые просто закрываются. Выживают те, кто полезен местной общине, кто смог перестроиться и стать центром культурной и образовательной активности.
У нас тоже сокращение финансирования музеев не за горами. В свое время система краеведческих музеев пронизала страну насквозь. Они были во всех областных центрах, во всех райцентрах, в крупных и не очень населенных пунктах, и все они были похожи, как братья-близнецы: природа, скифы, революция, война... Бесспорно, краеведческие музеи удобны для школьников – они адаптированы под школьную программу и являются живой иллюстрацией к скучному учебнику. Но вот беда – за рамками школы наши музеи никому не интересны. Они рассказывают обо всем и ни о чем конкретно, их тематика настолько размыта, что зачастую сами сотрудники в растерянности, какими материалами пополнять коллекцию. И что поразительнее всего, историю конкретного населенного пункта – того, что интересует в первую очередь, – отыскать в большинстве районных музеев очень сложно.

Но ведь каждый музей родился на основе какой-то специфической коллекции, и каждая такая коллекция могла бы стать отдельным музеем. К примеру, в Горностаевке во время встречи с заведующей местным музеем прозвучала интересная идея – собрать по району коллекцию расписных сундуков, причём начало уже положено. И правда – почему бы не сделать там Музей сундуков? Люди туда поедут ради этого: чем специфичнее – тем интереснее.
И вот здесь мы подходим к главному. Если музей не интересен ни туристу, ни местным жителям, то и желания его поддерживать ни у кого не будет – ни у местной власти, ни у бизнеса. В связи с этим одна из задач проекта – на конкретных примерах показать, как музеи могут работать по-новому, сотрудничая с местной общиной, с культурной элитой, с общественными организациями.

Эти примеры отбираются не только из международного опыта, но, что ценно, у самих участников проекта. Все они будут собраны на отдельном сайте, и каждый сможет воспользоваться интересной идеей либо поделиться своим опытом.
Один из таких примеров, о котором хочется рассказать – Тбилисский музей театра, хореографии, музыки и кино. За три года при новом молодом руководстве он из погибающего превратился в один из самых интересных и «продвинутых». Местные бизнес-компании выполнили внешнюю и внутреннюю реставрацию здания, специализированные ВУЗы подключились к разработке концепции новой экспозиции… Музей воспринимается как увлекательная игра, в которой можно принять участие. В очередь выстраиваются желающие стать бизнес-партнерами – потому что стало престижно. А всего-то пришел молодой амбициозный руководитель, который сумел подобрать молодой талантливый коллектив, способный генерировать новые идеи и осуществлять их.

А что же наши?
Кроме уже упомянутого музея в Горностаевке, из районных музеев Херсонской области, которые заинтересовались участием в международном проекте «Новое дыхание культуры», хочется остановиться ещё на двух – Белозерском и Скадовском.
Белозёрский музей находится в самом центре поселка. Перед ним установлен памятный знак в честь 360-летия начала Национально-освободительной войны Украинского народа. Почему в Белозёрке решили почтить именно эту дату – первая загадка. Музей носит имя Дмитрия Ивановича Багалея (1857–1932) – крупного исследователя истории степной Украины, который в 1887 г. был удостоен степени доктора истории в Московском университете за диссертацию «Очерки из истории колонизации и быта степной окраины Московского государства».

Багалей родился в Киеве, а работал в Харькове. Как он связан с Белозёркой – тоже не ясно. Не вызывает вопросов стенд об одном из самых известных белозёрцев – режиссере Сергее Бондарчуке. Около его дома в Белозерке установлен памятный знак. Его личные вещи и фотографии, представленные на стенде – подарок дочери режиссера Натальи Бондарчук. Она приезжала в Белозерку дважды – когда снимала документальный фильм об отце и когда его презентовали в районном Доме культуры.
Кроме того, в музее хранится множество диковинок – народные костюмы, рушники, бытовая утварь. Но подобных материалов и в других музеях много, а потому удивительным открытием стал стенд об Ольге Скороходовой (1911–1982) – учёной-деффектологе, педагоге и литераторе с интереснейшей судьбой. В 5 лет Ольга заболела менингитом, после чего полностью потеряла зрение и слух. Профессор И. А. Соколянский, организовавший в Харькове школу-клинику слепоглухих, именно для Ольги разработал уникальную для того времени читальную машину, которая должна была сделать возможным чтение слепым обычного шрифта. Таким образом Ольга научилась писать и написала немало научных работ.

Экземпляр последнего переиздания ее книги с дарственной надписью «Моей любимой Белозерке» хранится в музее вместе с инструментами, с помощью которых Ольга писала. Одна такая биография способна заставить по-другому взглянуть на Белозерку. Судеб и биографий в каждом музее собрано сотни, особенно участников войны, но умение выделить наиболее важные и впечатляющие – редкость.
Что же касается истории самой Белозерки, выискать её в экспозиции не так-то и просто. И это беда многих музеев. За прялками и горшками, к которым мы уже привыкли как к элементам декора в кафе и украинских ресторанах, нет конкретной истории. Неудивительно, что молодежь в музей не заманишь.

В Скадовске ситуация несколько иная. Вроде бы и музей обновился – только в прошлом году открыта новая экспозиция в новом здании, вроде бы и отдыхающие в восторге… А если спросить у местной молодёжи, бывали ли они в обновленном музее, вы услышите: «Нет». Они даже не знают, где он находится и что он вообще переехал. И хотя музей о себе напоминает постоянно, но делает он это в местных газетах и на сайте районной администрации – разумеется, молодые люди сидят в Интернете, но в основном это социальные сети, где музей никак не представлен.

Первые шаги к партнерству
Для музеев и общественных организаций, которые прошли отбор для участия в проекте, уже прошёл первый тренинг. Его темой было партнёрство, потому что именно этого – новых идей, новых друзей, новых связей – не хватает и тем, и другим. На тренингах были очень опытные музеи и творческие организации, но всех удивили наши молодые ребята из Белозерки, которые начали генерировать замечательные идеи по привлечению людей в музей: и супермаркет бытовой техники подключили (ведь в музее есть старая бытовая техника), и телегу по посёлку захотели запустить, и предложили молодёжи снимать сюжеты для показа на стене музея! Всё это, к слову, не требует сумасшедших средств, нужна только энергия и креатив. И, конечно, желание самого музея повернуться лицом к местной громаде, к молодёжи и спросить, каким должен быть музей, ведь это – ИХ музей, на самом деле! Перефразируя известную фразу о счастье в труде, скажем: «Счастье – в совместном творческом решении проблем».

Анна Истомина
«Вгору».- №28 (511).- 12.07.2012.- стр.16-17

http://www.vgoru.org/index.php/all-news/culture/item/228-museum

Leave a reply

Enter the number you see to the right.
If you don't see the image with the number, change the browser settings and reload the page